Конспект открытого урока по географии 6 класс Д
Урок разработан и проведен учителем географии МОУ гимназии №39 «Классическая» Подоляк О.А.
Дата проведения урока: 21.11.2007
Тема урока: Земля в Солнечной системе.
Цель: сформировать представления о Солнечной системе и месте Земли в ней.
Задачи: 1. обучающие: сформировать знания о Земле и планетах Солнечной системы, о Млечном Пути, о роли Солнца в жизни нашей планеты, о влиянии Луны на Землю.
2.развивающие: расширять знания о причинно-следственных связях в природе, развивать пространственное мышление, учить классифицировать объекты, анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи.
3. воспитательные: продолжать воспитывать чувства бережного отношения к природе нашей планеты, повысить интерес к предмету.
Оборудование: Атласы – География. Планета Земля, Серия «Сферы». М.: Просвещение. 2006, учебник, электронное приложение линии УМК «Сферы», экран, проектор.
Тип урока: изучение нового материала.
Подготовительный этап: задания опережающего характера, для ребят, проявляющих интерес к предмету. Подготовить сообщения по темам: «Солнечная система», Система «Земля – Луна», «Земля – уникальная планета».
Ход урока:
Организационный момент. Организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм.
Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация на изучение нового материала через повторение изученного (работа с учебником стр.38 – рубрика «Вы узнаете»).
Вспомните:
Какие планеты входят в Солнечную систему?
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Какой спутник имеет наша планета? (Луна).
Слово учителю. Итак, наша планета Земля входит в состав Солнечной системы и является третьей по счету планетой от солнца. Она имеет единственный спутник – Луну. Положение Земли и ее спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле. Сегодня ребята подготовили нам интересные мини-проекты, давайте послушаем их.
( Далее к доске по очереди выходят ученики, заранее подготовившие проект к уроку. По ходу рассказа ребята демонстрируют материалы из электронного учебника).
1. Солнечная Система. ( Сообщение первого ученика.)
— Солнечная система, к которой принадлежит Земля, входит в скопление звезд – Галактику.
Демонстрационная карта звездного неба (электронное приложение).
У нашей Галактики есть два спутника – Большое и Малое Магеллановы облака, названные в честь знаменитого путешественника Ф. Магеллана. Они видны в Южном полушарии неба в виде небольших туманных пятнышек. (Демонстрация электронного приложения «Магеллановы облака» слайд-шоу).
Млечный Путь вместе с другими галактиками образует Вселенную.
Вселенная – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенную можно сравнить с безграничным океаном, где на огромном расстоянии друг от друга расположены звездные острова – галактики. Ученые считают, что во Вселенной миллиарды галактик.
Сообщение второго ученика.
Солнечная система — система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеоры и метеориты, космическая пыль), двигающиеся в области притяжения Солнца. (электронное приложение)
В состав солнечной системы, кроме Солнца, входит 8 планет, более 60 их спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов – кометы, космические облака и космическая пыль. ( Демонстрация электронного приложения – «Планеты Солнечной Системы» (слайд-шоу), « Вид Земли из Космоса» (слайд-шоу)).
Планеты – большие небесные тела, движущиеся по орбитам вокруг Солнца и светящиеся отраженным солнечным светом.
Работа с таблицей электронного приложения – «Планеты».
Беседа по вопросам:
— Самая большая планета? (Юпитер)
— Самая маленькая планета? (Меркурий)
—Самая горячая планета? (Венера)
—Самые далекие планеты? (Нептун)
-Самая быстрая планета? (Меркурий)
—Ближайшая к Земле планета? (Венера)
-Планета с наибольшей и наименьшей плотностью? (Из всех планет самая плотная – Земля, а наименее плотная – Сатурн).
Космическая пыль – частицы вещества в межзвездном и межпланетном пространстве (Использование электронного приложения).
Солнце – центр нашей планетной системы, основа жизни на Земле. Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Звезда – это небесное тело, светящееся собственным светом и представляющееся наблюдателю светлой точкой (Демонстрация электронного приложения – «Солнце» (слайд-шоу), «Строение Солнца»).
Работа с таблицей электронного приложения – «Солнце», беседа по вопросам:
Среднее расстояние от Земли? (149,6 млн. км)
Диаметр? (1391980 км)
Температура в центре? (15600000 С)
Температура поверхности? (6058 С)
Период обращения Солнца вокруг центра Галактики? (230 млн. лет)
Возраст? (около 5 млрд. лет).
Все планеты Солнечной Системы шарообразны. Они вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца. Путь движения планет вокруг Солнца называется орбитой (Демонстрация анимации в электронном приложении – «Солнечная система»).
2.Система «Земля – Луна». (Сообщение третьего ученика)
Земля имеет постоянный спутник – Луну, движущуюся вокруг нее по орбите. (Демонстрация электронного приложения – «Поверхность Луны» (слайд-шоу), «Сатурн и его спутник», «Плутон и его путник – Харон», «Спутник Юпитера – Ганимед», «Марс и его спутники», «Юпитер и его спутники»).
Шарообразная форма Луны и ее довольно большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов на Землю.
Приливы и отливы – периодические колебания уровня океана (моря) под воздействием сил притяжения Луны и Солнца, а так же сил, возникающих при вращении Земли. Такие колебания вызывают приливные волны, которые в открытом океане практически не ощущаются, а наиболее заметны в узких заливах. Самые высокие приливы на Земле – более 18м, зафиксированы в заливе Фанди (Северная Америка). Демонстрация электронного приложения – «Приливы и отливы» (слайд-шоу, анимация).
При своем движении вокруг Земли Луна занимает различное положение относительно Солнца, эти положения называются фазами Луны (Демонстрация электронного приложения – «Фазы Луны» (слайд-шоу), «Обратная сторона Луны», «Фазы Луны» (анимация)). В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей и обращена к ним неосвещенной стороной, поэтому мы ее невидим. В полнолуние, наоборот, Луна ярко освещена Солнцем и светит отраженным светом, она видна на небе как полный диск. В новой четверти освещена лишь правая половина, а в последнюю четверть – левая половина Луны. В этих фазах она видна в виде серна (Учебник стр.39, рис.).
3. Земля – уникальная планета. (Сообщение четвертого ученика)
Главная особенность Земли в том, что это планета жизни. Именно здесь сложились все необходимые условия для существования и развития живых организмов. Атмосфера нашей планеты не столь плотная как, например, у Венеры и пропускает достаточное количество солнечного света. В недрах Земли возникает невидимое магнитное поле, защищающее ее от вредного для жизни космического излучения.
Первые живые организмы возникли на Земле практически сразу с появлением воды (Демонстрация электронного приложения – «Появление жизни на Земле»). Это были бактерии, в том числе и производящее кислород. С развитием жизни появились все новые, более сложные организмы (Демонстрация электронного приложения – «Эволюция»).
Физминутка.
Закрепление
Работа с разделом «Мои географические исследования» (учебник стр.39)
Практическая работа: изучите планеты Солнечной системы (см. атлас с.2-3).
Перечислите планеты в порядке их удаленности от Солнца. ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Назовите самую большую и самую маленькую планеты (Самая большая – Юпитер, самая маленькая – Меркурий).
Определите наличие спутников у каждой из планет (Земля – 1, Марс – 2, Юпитер – 16, Сатурн – 17, Уран – 15, Нептун – 8).
Перечислите планеты в порядке убывания скорости их вращения вокруг Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вывод: чем дальше от Солнца, тем меньше скорость вращения планет).
Сделайте вывод о том, какая из планет Солнечной системы самая теплая (Венера), самая холодная (Нептун), на какой самый длинный (Нептун) и самый короткий (Меркурий) астрономический год.
Беседа по вопросам (учебник стр.39):
Что такое Млечный Путь?
Какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты?
Как Луна влияет на Землю?
Какие особенности нашей планеты сделали возможным появление жизни на Земле?
Итоговый тест (работа с электронным приложением линии УМК «Сферы»). (Учащиеся под руководством учителя разбирают вопросы теста)
Домашнее задание.
Стр. 38-39, тренажер – стр.24 №1,2; стр. 29 №1,2; стр.32 №2.
Итог урока в форме рефлексии учащихся.
— Что вы узнали о нашей галактике?
Почему так бережно нужно относиться к планете Земля?
Приложение к уроку «Земля в Солнечной системе». Слайды.