Тема: Значение атмосферы для жизни на земле. Распределение температуры воздуха.
Цель: вспомнить значение атмосферы для жизни на земле опираясь на знания учащихся полученные в предыдущем классе по географии. Рассмотреть назначение климатической карты и научить учеников читать климатическую карту. Выявить зависимость климатических условий от географической широты и от количества солнечного тепла, установить причинно — следственную связь распространения на поверхности земли температуры воздуха.
Оборудование: климатические карты атласа, рисунки в учебнике, презентация, фломастеры, стикеры, листы А3,раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Деление класса на группы.
— Здравствуйте ребята! Скажите пожалуйста какое время года за окном. Да, а вам нравится осень? Хорошо. Давайте поделимся на группы по цветам осенних листьев (красные, жёлтые, зелёные, жёлтые). Чтобы работа была объективно оценена, мы будем вести листы самооценки и взаимооценки. А так же для оценки некоторых видов работ будет дана кретериальная оценка (по определённым критериям).
Этап вызова.
Мотивация на освоение нового материала. Целеполагание.
— Ребята скажите, какое время года за окном? Верно. Осень.
Сейчас мы с вами просмотрим презентацию «Сентябрь на планете Земля»
Просмотр мини — презентации с показом различных уголков земного шара. В презентации показано различное состояние погоды в сентябре: весна в южном полушарии, льды в Арктике и Антарктике, тайга, казахстанская степь.
— Как вы думаете, какая главная мысль была заложена в данную презентацию? Проблемный вопрос: «Как неравномерное распределение температуры воздуха на Земле приводит к формированию в разных частях мира непохожих состояний погоды в одно и то же время года?»
— О чём мы сегодня будем говорить?
Этап осмысления.
II. Проверка знаний на терминологию. Актуализация темы.
— Для того, что бы лучше понять тему нужно вспомнить некоторые понятия.
Приём «не законченное предложение». Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложениях.
1). Воздушная оболочка земли называется …. (атмосфера).
2). Все погодные явления происходят в нижнем слое атмосферы, который называется … (тропосфера).
3). Прибор, которым измеряют температуру воздуха … (термометр)
4). Многолетний режим погоды … (климат).
5). Состояние тропосферы в определенном месте в определённый промежуток времени … (погода).
Взаимопроверка и самопроверка. Правильные ответы на слайдах. Сравните. Выставите оценку в листы оценки по количеству набранных баллов.
Формативное оценивание на слайде.
Оценка 3 (три).
-Молодец! Ты старался, но тебе нужно ещё раз вспомнить данные понятия.
Оценка 4 (четыре).
— Молодец! У тебя всё получилось, но тебе нужно ещё закрепить данные знания.
Оценка 5 (пять).
— Молодец! Ты справился! Не останавливайся на достигнутом! Иди вперёд!
III. Новый материал.
1. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Прочитайте текст учебника параграф №6 «Значение атмосферы для жизни на Земле». Работая в команде, нарисуйте кластер «Значение атмосферы для жизни на Земле».
-Сейчас мы с вами разработаем критерии, по которым будет выставлена оценка за кластер.
Содержание 543
Яркость 543
Эстетичность 543
Коллективная работа 543
Придерживайтесь требований.
Команда сама решает, кто будет спикером.
После выполнения задания команды соседи по кругу оценивают выполнение работы по предложенным критериям. Выводят средний показатель. Пояснение оценки. Оценки обсуждается в группе, и выставляются в листы оценки. Оценка членов группы не должна превышать оценку выставленную команде. Оценка должна быть равна их вкладу в общее дело.
Физминутка.
2. Климатическая карта.
— Ребята, климатическую карту можно читать?
Для подтверждения или опровержения утверждения вы должны прочитать параграф №6.
Выполните попутно задание на индивидуальных карточках. Работайте в паре.
Задание на карточке. Какие климатические элементы на карте соответствуют элементам климата. Найдите описание в учебнике.
Элементы климата | № | Климатические элементы на карте | |
1 | Ветер |
|
|
2 | Среднемесячная температура воздуха |
|
|
3 | Давление воздуха |
|
|
4 | Осадки |
|
|
5 | Максимальные температуры и минимальные температуры |
|
|
После выполнения задания. Ученики подтверждают или опровергают утверждение, приводя примеры. Оценивание в группе и в парах. По пятибалльной шкале.
3. Распределение температуры воздуха на Земле.
— Ребята, давайте ещё раз просмотрим презентацию «Сентябрь на планете Земля» найдём причины, влияющие на неравномерное распределение температуры воздуха на планете.
Для того, чтобы найти причины, прочитайте параграф № 6 стр. 28-29.
Обсудите в группе, постройте причинно — следственные связи.
Учитель задаёт вопросы высокого и низкого порядка.
От чего зависит неравномерный прогрев солнцем земной поверхности?
Какие районы земного шара больше всего получают солнечную энергию?
Какие районы земного шара меньше всего получают солнечную энергию?
Ответе на проблемный вопрос: «Неравномерное распределение температуры воздуха на Земле приводит к формированию в разных частях мира непохожих состояний погоды в одно и то же время года».
3. Распределение давления воздуха на планете Земля.
Провести опыт. Показать, что воздух имеет вес. Просмотреть видео фильм «Атмосферное давление».
Давление воздуха не одинаково на поверхности Земли. Прочитайте параграф №6 стр29-30.
Заполнить схему используя рисунок 23 в учебнике на стр 30. Обсудите в группе. Лидеры в группы рассказывают своим товарищам из соседних групп о распределении атмосферного давления на поверхности Земли.
С.п. 60*с.ш. 30*.с.ш. 0* 30*.ю.ш 60*ю.ш. ю.п.
|
|
|
|
|
— Что прежде всего влияет на образование различных областей поясов атмосферного давления у поверхности Земли ?.
— Почему экваториальная и тропическая части Земли , получающие почти одинаковое количество тепла, имеют различные области атмосферного давления?
— Где и почему можно встретить самые полноводные реки Земли?
— Как на климатических картах изображены линии с одинаковым давлением?
IV. Закрепление.
Посовещайтесь и придумайте один вопрос низкого порядка и один вопрос высокого порядка для соседней группы
Посчитайте свою среднюю оценку и сдайте результат.
Лист оценивания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
самооценка |
|
|
|
|
|
|
взаимооценка |
|
|
|
|
|
|
IV. Домашнее задание.
Параграф № 6, нарисуйте рисунки распределение солнечного тепла.
Задание для сильных детей: найдите материал о географических объектах с самыми низкими и самыми высокими температурами.
V. Рефлексия.
Знаки препинания.
Точка — всё понятно
Вопрос – непонятно
Восклицание – супер
Многоточие – размышление, продолжение.