Образовательная: обобщить знания по теме Антарктида.
Развивающая: формировать навыки прогнозирования и выявления причинно-следственных связей, развивать творческие способности.
Воспитательная: стимулировать интерес к изучению Антарктиды, формировать навыки географической культуры у учащихся.
Форма проведения урока: от обсуждения заранее подготовленных сообщений и проектов до экспромтной дискуссии.
Оборудование:
Физическая карта мира.
Карта Антарктики.
Компьютер.
Рабочие тетради.
Рисунки и модели жилищ (подготовленные учащимися).
Значки полезных ископаемых.
За неделю учащимся предлагаются роли специалистов исследующих материк и индивидуальные творческие задания.
ХОД УРОКА
Учитель:
На доске записан эпиграф к уроку
Хочу сказать тебе, мой друг,
Ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду?
Думаю, что каждый из вас, прочитав эти строки, подумав, попытается ответить на поставленный вопрос.
(Демонстрируются слайды с видами материка)
Антарктида — единственный материк на Земле, где человек не живет постоянно. Человек не может привыкнуть к таким условиям. По мнению врачей, пребывание человека в Антарктиде следует ограничить одним годом. Зимовку можно повторять через 2-3 года. В последние годы население материка в летний период достигает 4-5 тыс. человек. Да еще и стали часто наведываться туристы.
Чем же привлекает людей этот суровый материк, зачем туда едут люди?
Первое — возможность освоения минеральных богатств.
Ученик-геолог: В 1960 г. Исследователь американской антарктической экспедиции Лоуренс Гоулс заявил, что он не дал бы и медного гроша за все минеральные ресурсы в Антарктиде. Долгие годы никому не приходила мысль о том, что за Южным полярным кругом будут искать нефть, а когда об этом заговорили, директор американского института полярных исследований Девид Элмот заявил: “ Только сумасшедший может бурить здесь скважины”.
Страсти разгорелись, когда появилась догадка: Антарктида — часть древнего материка Гондваны, значит, белый материк должен быть так же богат, как и недра Южной Америки, Австралии, Африки. Все стали заниматься геологическими исследованиями, на помощь пришли космические спутники. Геологи не спешили с публикацией результатов, но сведения просочились в печать. Недра Антарктиды далеко не бесплодны. По оценкам специалистов, на материке имеются около 900 месторождений нефти. Обнаружены железо, медь, молибден, графит, нефть, урановые руды. (Значки полезных ископаемых прикрепляются к карте Антарктики)
Учитель: Рано или поздно минеральные ресурсы Антарктиды будут включены в сферу хозяйственной деятельности человека.
Каким способом можно будет вести добычу полезных ископаемых на материке?
Второе — Антарктида материк науки.
Вопросы:
Что вам известно о последних научных открытиях в Антарктиде?
Какова роль Антарктиды в формировании природы и климата Земли?
Почему изучение материка необходимо и в настоящем, и в будущем?
Третье — проектирование в Антарктиде городов будущего; ведь не всегда же ее освоение будет ограничено поселками научных станций. Существует два проекта строительства станций: дома “на курьих ножках” и намеренный уход под снег в зоне интенсивных заносов. (Демонстрируются фотографии антарктических станций, Приложение 1, Слайды 7-11).
Назовите преимущества и недостатки этих жилищ.
В нашем классе ребята также поработали над проектами будущих зданий и попытались учесть природные особенности материка.
Ученики-архитекторы представляют свои проекты (рисунки и модели жилищ) и защищают их.
Четвертое — в Антарктиду начинают приезжать туристы.
Какие проблемы могут быть с этим связаны?
Ученик-эколог: Хочется обратить внимание на следующие факты. Ученые-биологи обнаружили в печени погибшего пингвина ядовитое вещество ДДТ, которое используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями посевов.
Откуда ДДТ могло попасть в организм пингвина?
Во льдах не сеяли поля, там не возделана земля,
Там нету “паразитов”, где ж тайна тут зарыта?
Так вот, проклятый порошок с полей смывает ручеек.
И далее по плану плывет он к океану,
Где ходит рыба в устьях рек, а рыбу ловит человек,
А тех, кто увильнули, пингвины заглотнули.
А вот на этом рисунке озадаченные пингвины разглядывают пластиковые пакеты и другой мусор. На материке уже начинают накапливаться бытовые отходы. А ведь это континент, где температура может опускаться до -90 градусов, и обыкновенная банановая корка будет разлагаться не менее 100 лет. И вряд ли это не нанесет экологического вреда материку. Мы обращаемся к ученым всех стран с призывом о том, что планируя свою хозяйственную деятельность, нужно помнить, что в Антарктиде хранится до 80% запасов пресной воды планеты. И что эти запасы остались пока единственно чистыми на планете.
Подведение итогов работы и выставление оценок (с элементами самооценки).