конспект урока «Транспортный комплекс России» 9 класс

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области»








Конспект урока по географии в 9 классе


Транспортный комплекс России


Урок разработан к учебнику А. И. Алексеева «География 9 класс. Хозяйство и географические районы» 2009 г «Дрофа»

















Конспект составила учитель географии высшей квалификационной категории Пономарева Татьяна Юрьевна




План – конспект урока по географии в 9 классе

Тема урока: «Транспортный комплекс России.

Сухопутный транспорт»


Цель урока: дать представление о значении транспорта в жизни страны и рассмотреть особенности сухопутного транспорта.


Ход урока


  1. Организация урока

  2. Проверка знаний.


Карточка 1

Пользуясь картой атласа АПК на стр.20 определите:

  1. Какой сельскохозяйственный район преобладает на большей части территории России? (Зерноводческий)

  2. Какие отрасли пищевой промышленности развиты в России? (Ориентированные на сырье, ориентированные на потребителя, ориентированные на сырье и на потребителя)

  3. Какой сельскохозяйственный район преобладает в Саратовской обл. и какой вид пищевой промышленности у нас развивается? (Зерноводческий, ориентированная на потребителя и на сырье)


Карточка 2

Выберите черты лёгкой промышленности: (правильные ответы подчеркнуты)

  1. влияет на благосостояние людей

  2. при размещении предприятий учитывается военно-стратегический фактор

  3. наукоёмкая отрасль

  4. трудоёмкая отрасль

  5. среди трудовых ресурсов преобладают женщины

  6. большинство предприятий энергоёмкие

  7. размеры предприятий небольшие



Выполнить задание у доски:

1.


Установить соответствие:

Звено АПК Продукция

I зерно, мясо

II удобрения

III одежда, обувь


2. Составить схему:

Отрасли пищевой промышленности



Ориентирующиеся на ориентирующиеся ориентирующиеся на

сырьё на сырьё и на потребителей

?

Ответ: потребителей ? Ответ:

(молочная, мясная ) ? (хлебопекарная, кондитерск)

Ответ:

(сыродельная, консервная)


Фронтальный опрос:

  1. Дайте определение АПК (Совокупность отраслей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции)

  2. Какое значение в жизни страны имеет АПК? (Обеспечивает население страны продовольствием)

  3. Какое с/х растение имеет наибольшее значение в жизни страны? (Пшеница)

  4. Назовите важнейшую отрасль животноводства. (Крупный рогатый скот)

  5. Из каких отраслей складывается лёгкая промышленность? (Текстильная, кожевенная, меховая, обувная)

  6. Какие проблемы есть у лёгкой промышленности? (Низкое качество продукции не отвечающее спросу, необходимость реконструкции предприятий)



  1. Формирование новых знаний.

Тема нашего урока: : «Транспортный комплекс России.

Сухопутный транспорт»


В чём значение транспорта?

  1. Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями страны

  2. Удовлетворение н/х в перевозках

  3. Повышение экономической эффективности хозяйства страны


Транспортный узел – это крупный центр, сочетающий в себе все виды транспорта



Какие города России можно назвать самыми крупными транспортными узлами? (Москва, Санкт-Петербург)

Транспортные узлы входят в транспортную систему России

Транспортная система России – это совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами.






Какие виды транспорта действуют в нашей стране? (Автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный, гужевой)

См. схему стр. 172


Работа транспорта оценивается по грузообороту, дальности и скорости

Заполните таблицу:

Оценка работы транспорта

Вид транспорта

грузооборот

дальность

скорость

  1. автомобильный

  2. речной

  3. железнодорожный

  4. авиационный

  5. трубопроводный

  6. морской



3


1

2



3


2

1

2


3

1


Ж/д транспорт является ведущим в России

Россия- страна дальних дорог

Когда была создана первая железная дорога?

Историческая справка. (сообщение учащихся)

В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу ( с паровой тягой ) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва-Нижний Новгород и других направлений. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы,

Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.


Затем строительство велось по радиальным направлениям от Москвы, позже связали Центральную Россию, Кавказ и Среднюю Азию

В 1903 г создана самая длинная магистраль Транссибирская, которая дала выход к Тихому океану.

Дороги, построенные в советский период

  1. Южносибирская магистраль

  2. Среднесибирская

  3. БАМ


Какие дороги строятся сейчас? (Ж/д магистрали в Восточной Сибири) См. атлас стр.21


К нам в школу пришло письмо из московского проектного института железнодорожного транспорта. К вам обращаются с просьбой высказать своё мнение по поводу строительства ж/д магистралей в восточной части страны.

Самостоятельная работа.


Закрепление

  1. Что такое транспортный узел? (Крупный населённый пункт, в котором сочетаются различные виды транспорта)

  2. Что собой представляет транспортная система? (Совокупность всех видов транспорта в стране)

  3. Какие виды транспорта вы знаете? (Сухопутный, водный, воздушный)

  4. Какой транспорт относится к наземному? ( Автомобильный, железнодорожный, гужевой)

  5. Какой транспорт для России является самым главным? (Железнодорожный)

  6. Назовите самую длинную ж/д магистраль. (Транссибирская магистраль)


Подведение итогов. Комментарии оценок


Домашнее задание (дифференцированное) §37 для всех

Учащимся, имеющим отметку «4» и «5» провести исследование:

«История развития транспорта в моем крае»



Рефлексия с использованием смайликов













Литература:

1.Алексеев А. И. Учебник «География России «Население и хозяйство». ООО «Дрофа», 2009 г.



2. Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9, 2005 г. «Из истории железных дорог», «Ориентироваться на технологии XXI века».



3.Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.9класс


4.Федоров В.Е. Транспорт России. Москва, изд.Мысль, 1995 год


5.Энциклопедия для детей. География. ООО изд.Аст, Москва, 2006 год


6.Энциклопедия «Железнодорожный транспорт». Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994 г.







Свежие документы:  Урок физики 8 класс "Испарение и конденсация"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: