Игра-викторина
внеклассное мероприятие по географии
(6 класс)
Учитель географии
МБОУ Заворонежская СОШ:
Носов В.В.
2012 год
Игра-викторина «Счастливый случай»
внеклассное мероприятие по географии (6 класс).
Оборудование: стенд (табло с названиями команд, очков), карточки очков и команд, бочонки в мешочке от игры в лото, секундомер, грамота для победившей команды, портреты путешественников, магнитофон, клейкая лента.
Ход мероприятия.
1) Подготовительный этап.
От каждого класса выставляется группа в составе 4 человек. На роль ведущего мероприятия назначается учитель географии. Группы выбирают: а) капитана, б) название команды, в) приветствие команды, г) эмблемы, д) вопросы к гейму «Ты – мне, я – тебе». К музыкальному гейму приготовить музыкальный номер (можно от зрителей).
2) Организационный момент.
Объяснение правил игры, ознакомление с этапами игры.
Ведущий. – Здравствуйте, дорогие участники, уважаемые гости и зрители. Сегодня мы проводим игру-викторину «Счастливый случай» по географии среди 6-х классов. Сначала я скажу несколько слов о правилах проведения игры. Соревнование будет проходить между двумя командами в несколько этапов – геймов.
Этапы игры (на доске):
Приветствие команд;
1 гейм – Разминка;
2 гейм – «Ты – мне, я – тебе»;
3 гейм – «Заморочки из бочки»;
4 гейм – «Темная лошадка»;
5 гейм – «Дальше, дальше…».
Главная задача игры – заработать как можно больше очков в каждом гейме. Та команда, которая наберет наибольшую сумму очков за 5 геймов, станет победителем, получит грамоту и отличные оценки в журнал по географии.
А сейчас я хотел бы представить жюри, которое будет решать спорные вопросы, заниматься подсчетом очков:
1.
2.
3) Проведение игры. Ведущий. – Итак, справа от меня играет команда 6-а класса, фамилии игроков, капитана команды. Ребята придумали название для своей команды – «Мадагаскар». Сейчас капитан команды скажет несколько слов о своем острове.
Капитан команды «Мадагаскар»: Мадагаскар – это остров в Индийском океане, расположенный приблизительно в 400 км к востоку от Африки; его площадь — 590 тыс. км 2; на острове Мадагаскар и прилегающих мелких островах в Индийском океане расположена республика Мадагаскар; население страны 15,3 млн. человек.
Слева играет команда 6-б класса, фамилии игроков, капитана команды. У этой команды тоже есть свое название – «Атлантида». Давайте послушаем другого капитана,
Капитан команды «Атлантида»: Атлантида – по древнегреческому преданию, сохранившемуся у Платона, некогда существовавший огромный плодородный густонаселенный остров в Атлантическом океане к западу от Гибралтарского пролива, из-за землетрясения опустившийся на дно. Вопросы о существовании и причинах гибели Атлантиды в науке остаются спорными.
Приветствие команд
А теперь команды поприветствуют друг друга (капитаны команд зачитывают приветствие).
1 гейм – Разминка (Я задаю вопросы по очереди каждой команде, участники команды совещаются 15 секунд, капитан дает ответ, за правильный ответ команда получает одно очко).
Вопросы:
1-й команде (6-а классу). Как называется граница, разделяющая соседние бассейны рек? (водораздел)
2-й команде (6-б классу). Что это такое? Угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности (азимут).
1. Условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковой высотой (горизонталь).
2. Прибор для определения относительной высоты (нивелир).
1. Условные линии, соединяющие полюса (меридианы).
2. К каким горным породам по происхождению относится гранит? (магматические).
1. Высота точки земной поверхности над уровнем океана (абсолютная высота).
2. Как называется земная оболочка, на дне которой мы живем? (атмосфера).
1. Степень увеличения или уменьшения изображения в сравнении с величиной объекта (масштаб).
2. Какая река соединяется каналом с рекой Дон? (Волга).
1. Как называется оболочка, в которой происходят явления, связанные с притяжением Земли Луной? (гидросфера).
2. Приведите пример осадочной горной породы органического происхождения? (например, уголь, нефть, известняк)
1. Как на плане местности изображается лиственный лес.
2. Как на плане местности изображается болото.
Жюри подводит итоги гейма.
2 гейм – «Ты – мне, я — тебе» (вопросы для этого гейма участники команд подготовили заранее; каждый игрок выбирает, кому из соперников он будет задавать свой вопрос, на обдумывание вопроса дается 15 секунд, за правильный ответ начисляется 2 очка).
Жюри подводит итоги гейма.
3 гейм – «Заморочки из бочки» (всего в этом гейме будет 8 вопросов; игроки по очереди достают бочонок с номером вопроса из мешочка, я задаю вопрос с этим номером, капитан команды дает ответ после обсуждения (15 секунд), за правильный ответ команда получает 2 очка; если игрок достает бочонок с двузначным номером – это счастливый случай, и в этом случае проводится музыкальная пауза, которая тоже оценивается – максимум 3 балла).
1) Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? (на северном полюсе)
2) Всегда ли верна пословица: «День и ночь – сутки прочь»? (нет, на полюсах день и ночь продолжаются по 6 месяцев)
3) Международное Географическое бюро насчитывает в Мировом океане 54 моря. Назовите всего лишь 4 моря, в названии которых присутствует какой-либо цвет? (Черное, Красное, Желтое, Белое)
4) Каким образом можно определить правый и левый притоки реки? (надо встать лицом к устью: если река впадает в главную реку с правой стороны – это правый приток, если слева – левый)
5) Мировой океан делится на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Назовите оболочку Земли, известную под названием «пятый океан»? (атмосфера, вода в атмосфере содержится в виде водяного пара)
6) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый)
7) Самый маленький из них в 3,5 раза больше, чем остров Гренландия (материк, Австралия)
8) Чем отличаются сточные озера от бессточных? (если из озера вытекает хотя бы одна река, то оно называется сточным, если ни одна река из озера не вытекает, то оно называется бессточным)
Жюри подводит итоги гейма.
4 гейм – «Темная лошадка» (на доске висят портреты путешественников, которые повернуты обратной стороной, отгадать путешественников можно с помощью моих подсказок; чем меньше подсказок использует команда, тем больше баллов она получит: если команда использует одну подсказку для правильного ответа, то она получает 4 балла, если 2 подсказки – 3 балла, 3 подсказки – 2 балла, 4 подсказки – 1 балл, если у команды нет правильного ответа – 0 баллов).
Подсказки к 1-му портрету (Ф.Магеллан)
1. В результате экспедиции этого мореплавателя европейцами был впервые пересечен Тихий океан.
2. Путешествие под его руководством длилось 3 года без 14 дней.
3. Его путешествие явилось доказательством того, что Земля имеет форму шара.
4. Он совершил первое кругосветное плавание, которое было совершено в 1519-1522 г.г. испанской экспедицией.
Подсказки ко 2-му портрету (Х.Колумб)
1. Этот мореплаватель совершил 4 морские экспедиции, он мечтал о совершении кругосветного плавания, но ему это не удалось.
2. За свои заслуги он торжественно был принят испанской королевой Изабеллой, ему было пожаловано дворянское звание, герб и титул вице-короля.
3. До конца своей жизни он считал, что открыл и исследовал берега Азии.
4. В 1492 году экспедиция во главе с этим мореплавателем пересекла Атлантический океан и достигла берегов Америки.
Подсказки к 3-му портрету (П.П.Семенов-Тян-Шанский)
1. Один из ученых-путешественников XIX века, наш соотечественник, большую часть своей жизни посвятивший изучению Центральной Азии. «Патриарх» российской географии. 2. Долгое время руководил Русским географическим обществом, был разносторонним ученым, первым из европейцев поднялся на закованный в лед горный хребет, возвышающийся над горным озером Иссык-Куль. 3. Позднее в 1906 году, к его фамилии была сделана приставка. Под этой двойной фамилией он стал известен во всем мире как один из самых замечательных путешественников, исследователь гор Средней Азии. 4. Петр Петрович первым поднялся, описал горную страну Тянь-Шань.
Подсказки к 4-му портрету (Ф.Ф.Беллинсгаузен) 1. Этот человек наш соотечественник, участвовал в научной экспедиции в начале XIX века с другим нашим соотечественником. Задачей этой экспедиции было как можно ближе подойти к южному полюсу «не оставив сего предприятия иначе как при непреодолимых препятствиях».
2. Годы жизни этого мореплавателя 1778-1852 г. Наиболее яркой страницей его деятельности является открытие материка. 3. Он руководил экспедицией в 1819-21 г.г. 4. Фаддей Фаддеевич вместе с М.П.Лазаревым открыл шестой материк Земли.
5 гейм – «Дальше – дальше…» (в течение 1 минуты я буду задавать вопросы команде, за каждый правильный ответ команда получит одно очко; если вы не знаете правильного ответа, вы говорите слово «дальше» и я начинаю задавать следующий вопрос; начинаем с команды, набравшей на данный момент меньшее количество очков).
Вопросы:
1. Смесь газов, входящая в состав атмосферы? (воздух)
2. Прибор для определения атмосферного давления? (барометр)
3. Воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
4. Самый большой по площади материк? (Евразия)
5. Путешественник, доказавший наличие единого Мирового океана? (Ф.Магеллан)
6. Какой остров самый большой в мире? (Гренландия)
7. На каком материке расположена самая высокая вершина мира? (в Евразии, Эверест)
8. Самое длинное океаническое течение? (течение Западных Ветров)
9. Водная оболочка Земли? (гидросфера)
10. Самый большой океан? (Тихий)
11. На каком материке протекает самая длинная река в мире? (в Африке, река, Нил)
12. Как называются волны, которые образуются в результате подводных землетрясений и вулканов? (цунами)
13. Самое большое по площади озеро на Земле? (Каспийское)
14. Самое теплое и одновременно соленое море в мире? (Красное море)
15. Прибор, с помощью которого можно определить стороны горизонта? (компас).
16. Самая длинная параллель (экватор).
17. Точка с координатами 90° с.ш. (северный полюс).
18. Какую форму имеет Земля? (шарообразную).
19. Самая большая долгота (180 градусов).
20. Какая бывает широта относительно экватора? (северная и южная).
21. Изображение Земли на плоскости (географическая карта).
22. Какие горы называют «крышей мира», «небесными горами»? (Гималаи).
23. Как называется место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан? (устье реки).
24. Самая полноводная река в мире? (Амазонка)
25. Самая южная точка суши (южный полюс в Антарктиде)
26. В каком слое атмосферы сосредоточена основная масса воздуха? (в нижнем слое – тропосфере)
27. Автор записей «Хождение за три моря»? (А.Никитин)
28. Какой материк покрыт льдом? (Антарктида)
29. Прибор для измерения температуры? (термометр)
30. Кто дал название Тихому океану? (Ф.Магеллан)
31. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
32. Самая большая пустыня в мире? (Сахара)
33. На каком материке расположена река Волга? (Евразия)
34. Остров Мадагаскар расположен у берегов…? (у берегов Африки)
35. Коренное население Америки? (индейцы)
36. В каком океане расположена самая глубокая впадина в мире? (в Тихом океане, Марианская)
37. Уменьшенная модель Земли (глобус)
38. Мореплаватель, открывший Америку? (Х.Колумб)
39. В каком месте на Земле день равен ночи? (на экваторе)
40. Какое атмосферное давление называют нормальным? (760 мм.рт.ст.)
Жюри подводит итоги гейма и всей игры.
4) Заключительный этап.
Итак, победителем викторины «Счастливый случай» стала команда 6- класса (название команды), фамилии игроков, капитана команды. Все игроки этой команды получают оценку «5» по географии и грамоту победителей игры «Счастливый случай» (вручается капитану).
В заключение хотелось бы сказать о том, что все ребята показали хорошие знания по географии, проявили бойцовские качества, смекалку. Поэтому в будущем году у каждой из команд есть возможность победить в игре «Счастливый случай» 2012 года, но для этого необходимы упорство и труд в изучении такой увлекательной науки как география!
6