Название методической разработки:
Сохраним природу Алтайского края
Форма мероприятия: экологическая игра
Целевая группа: учащиеся 7-9 классов
Автор: Борисова Юлия Викторовна
учитель биологии и географии КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»
Краткая аннотация работы:
Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.
Цель экологического образования и воспитания — формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Поэтому большое значение принадлежит внеклассной работе, которая дополняет, развивает и углубляет те знания, которые получают учащиеся на уроках. Внеклассные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Данное мероприятие проводится в игровой форме, где соревнуются команды учащихся одного класса или такое мероприятие можно провести на параллели классов (количество команд 2-4, количество учащихся в каждой команде 4-6 человек).
Методическая разработка
Прежде природа угрожала человеку,
а теперь человек угрожает природе
Жак–Ив Кусто
Цель: создать условия для формирования экологического мышления учащихся, воспитания любви к природе родного края, правильного поведения в природе.
Оборудование: игровое поле, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Добрый день! Прежде всего я хочу обратить ваше внимание на эпиграф сегодняшней игры. Все мы живем в тесной связи с окружающей нас природой и отношения между человеком и природой постоянно менялись. Перед человечеством на данный момент стоят глобальные экологические проблемы и все человечество должно понять, что главное на нашей Земле – сохранить все живые существа и не допустить их исчезновения. Поэтому ключевое слово нашей экологической игры – «ОХРАНА».
Ведущий 2: Обратите внимание на игровое поле. Ключевое слово — «ОХРАНА». Каждая команда по очереди дописывает в свободные клеточки по одной букве, чтобы получилось новое слово (читать слова можно в любом направлении, но только под прямым углом). Каждая буква попадает в определенный столбец, каждый из которых содержит различные задания.
Ведущий 1: 1 столбец – «Экологические ситуации», 2 столбец – «Охраняемые растения Алтайского края», 3 столбец – «Охраняемые животные Алтайского края», 4 столбец – «Кто где живет», 5 столбец – «Экологический календарь», 6 столбец – «Головоломка».
Ведущий 2: Итак, приступим к игре. Сегодня у нас соревнуются команды … (представляет команды и капитанов). Очередность участия мы определили перед началом игры путем жеребьевки. На обсуждение каждого задания команде дается 30 секунд, если команда затрудняется ответить или дает неправильный ответ, то право ответа предоставляется комндам-соперникам. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если ответ дают соперники, то 2 балла.
ЗАДАНИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ:
Экологические ситуации
Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Орел беркут был еще жив, только большие его глаза глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда, чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце и было немного стыдно». Какую роль беркут играет в природе? Ответ: Питается мышами, крысами, крупными насекомыми (саранчой), лягушками.
Задержанный браконьер утверждал: раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник? Убедителен ли этот довод? Ответ: Нет, хищники уничтожают больных и ослабленных животных, а браконьеры – любых.
Какую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? Ответ: Одичавшие кошки убивают птиц, которые, в свою очередь, уничтожают насекомых вредителей, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.
На одном острове люди решили уничтожить комаров. Они использовали ядохимикаты. Комары, действительно, исчезли. Но через некоторое время появилось множество крыс. Они нападали на поля и сараи местных жителей. Объясните, в чем причина таких изменений. Ответ: Ядохимикаты уничтожили комаров и попали на растения. Насекомые питались растениями, но не погибали от яда, а он накапливался в их телах. Этих насекомых ловили ящерицы, слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным, и вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.
Охраняемые растения Алтайского края
По описанию команда должна угадать название краснокнижного растения.
Многолетнее водное растение семейства Кувшинковые с тонкими корневищами. Листья плавающие, слабо сердцевидные, снизу с опушением. Цветки с желто-зелеными лепестками и снаружи с 5 зелеными чашелистиками, ширина цветков 2-3 см. Произрастает в озерах, стоячих и медленно текущих водах, реках, заводях, старицах. Ответ: Кубышка желтая
Луковичное растение семейства Лилейные 12-30 см высотой. Стебель прямостоячий с двумя супротивными эллиптическими листьями. Цветок одиночный крупный, поникающий. Листочки околоцветника фиолетово-розовые. Цветет в конце апреля и мае. Произрастает в хвойных и смешанных лесах, на опушках, пойменные и альпийские луга. Ответ: Кандык сибирский
Многолетнее корневищное растение семейства Орхидные до 50 см высотой. Цветки обычно одиночные, крупные (4-7 см), с листообразными прицветниками. Околоцветник лиловый или фиолетово-розовый с более темными жилками. Губа в виде башмачка пурпурно-розового цвета. Произрастает в сосновых, лиственных и смешанных лесах, на лесных лугах. Ответ: Башмачок крупноцветный
Водное однолетнее растение семейство Рогульниковые с тонким ветвистым стеблем до 1 м длиной и более, сохраняющим на своем нижнем конце прошлогодний плод. Плод твердый, ореховидный, около 3 см длиной и 3,5-5 см шириной, четырехрогий, иногда 2 рога развиты слабее остальных. Произрастает в озерах, старицах. Ответ: Водяной орех, или чилим
Охраняемые животные Алтайского края
По описанию команда должна угадать название краснокнижного животного.
Околоводный зверь. Предпочитает труднодоступные лесистые реки, где снижен фактор беспокойства. Охотнее держится по богатым рыбой речкам с чистой водой, быстрым течением и каменистым дном. Благодаря красивому и прочному меху зверь издавна являлся объектом промысла. Ответ: Выдра
Крупная хищная птица с длинными сравнительно узкими крыльями. Держится у рыбных водоемов с прозрачной спокойной водой. Второе условие обитания — наличие древесной растительности: она гнездится на высоких деревьях с обломанными или уплощенными вершинами. Эта птица рыбоядна, ее добычей бывает рыба от 20 г до 2 кг, но в основном средних размеров. Ответ: Скопа
Змея длиной до 55 см. Населяет степи, кустарники, каменистые склоны гор, луговые поймы, овраги, солянковые полупустыни и закрепленные пески. Питается ящерицами, грызунами, саранчовыми, птенцами мелких птиц, амфибиями. Ядовита, но ее яд для человека мало опасен, смертельные случаи в результате укусов неизвестны. Ответ: Степная гадюка
Хвостатое земноводное длиной около 11 см, из которых примерно половина приходится на хвост. В период размножения у самцов от затылка до конца хвоста образуется фестончатый гребень, обычно с оранжевой каймой и голубой полосой с перламутровым блеском. У самок брачной окраски и спинного гребня нет. Населяет лиственные, смешанные леса, заросли кустарников, избегая открытых пространств — полей, лугов. Но и в таких местах встречается в стоячих и слабо проточных временных и постоянных водоемах. Ответ: Обыкновенный тритон
Кто где живет
Участникам необходимо соотнести вид растения или животного и карту ареала данного вида и объяснить свой выбор.
а)дрофа б)филин в)гималайская завирушка
2) 3)
Ответ: а – 2 (дрофа населяет степные районы); б – 1 (филин распространен почти повсеместно); в – 3 (гималайская завирушка обитает в предгорных районах)
а)тушканчик б)ушастый еж в)выдра
2) 3)
Ответ: а – 2 (тушканчик населяет степные районы); б – 3 (ушастый еж распространен почти повсеместно); в – 1 (ареал выдры тесно связан с речной сетью региона)
а)ковыль б)кувшинка белая в)тюльпан алтайский
1) 2) 3)
Ответ: а – 3 (ковыль типичен для степной зоны); б – 1 (кувшинка белая растет в богатых питательными веществами водоемах); в – 2 (тюльпан алтайский произрастает на каменистых и остепненных склонах)
а)башмачок б)полынь в)чилим
2)3)
Ответ: а – 3 (башмачок крупноцветковый произрастает в лесах); б – 1 (полынь – типичный представитель солонцеватых степей); в – 2 (чилим – водяной орех встречается в озерах и старицах)
Экологический календарь
По дате участники должны назвать, чему посвящен этот день в году, если не справляются, то ведущий дает подсказку.
22 апреля. Подсказка: «Облетев Землю на корабле-спутнике, я видел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее» Юрий Гагарин. Ответ: 22 апреля – День Земли
22 марта. Подсказка: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле» Леонардо да Винчи. Ответ: 22 марта – Всемирный день воды
11 января. Подсказка: Эта дата выбрана в ознаменование годовщины образования первого государственного заповедника в России – Баргузинского заповедника в 1916 году. Ответ: 11 января – День заповедников и национальных парков
1 апреля. Подсказка: В России традиция празднования этого дня родилась во второй половине XIX века. А в 1927 году она была подхвачена орнитологом и педагогом Н. И. Дергуновым. Ответ: 1 апреля – День птиц
Головоломка
Ведущий показывает фотографию охраняемого растения и животного. Название вида зашифровано. Для того, чтобы прочитать название вида, участники должны вычеркнуть повторяющиеся буквы.
БГПЦЧЕБГРЦЧЕБГВЦЧЯБГЗЦЧКБГАЦЧ
Ответ: Перевязка
ЭЮЯЯОПРЩЭЮЯУОПРРЭЮЯКОПРАЭЮЯ
Ответ: Ящурка
КМСАЯАКМЛАЯЬКМВАЯИКМНАЯИКМЯАЯ
Ответ: Сальвиния
ОВПСКЛМЛОВПОКЛМНОВПИКЛМКОВП
Ответ: Слоник
Ведущий 1: Ну вот и подошла к концу наша игра. Вы вспомнили (или, может быть, только познакомились) с некоторыми растениями и животными нашего края, которые подлежат охране. На территории края сосредоточены такие уникальные для России ландшафты, как системы ленточных боров в лесостепи и степи, мелкосопочники и кряжи, ландшафты предгорно-горной черневой тайги (в том числе с рощицами сибирской липы) и многие другие своеобразные природные образования. И каждый из нас ответственный за сохранение окружающей среды, мы все должны сохранить уникальную природу Алтайского края.
Ведущий 2:
И спешите, спешите, спешите
Лесом, ландышами подышать.
Вот он – чистый, как совесть младенца,
Образец простоты, красоты.
Не сорву и не стану владельцем
Этой ландышевой чистоты.
Даже прутика не сломаю,
Пусть красуется каждая ветвь.
Я не маленький, понимаю:
«Лес губить – и себя не жалеть».
В. Боков
Ведущий 1: Пришла пора подвести итоги игры. Команда победитель — …. (подведение итогов и награждение команд)
Приложение
Игровое поле
Охраняемые растения Алтайского края | Охраняемые животные Алтайского края | Кто где живет | Экологический календарь | Головоломка | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О | Х | Р | А | Н | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример:
Охраняемые растения Алтайского края | Охраняемые животные Алтайского края | Кто где живет | Экологический календарь | Головоломка | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О | Х | Р | А | Н | А |
|
|
| К |
|
|
|
|
|
|
|
|
Участники команды вписывают одну букву К (получается новое слово «РАК»). Эта буква попадает в 4 столбец – «Кто где живет» (команда выполняет задание из этой категории).
Список использованной литературы
Андриянов А. П. Поэтический образ природы на уроках экологии // Биология №14, 2007, с. 42-47
Боровский Е. Э. Экологический календарь // Биология №34, 2004, с. 14-15
Васильева Н. Ф. Сохраним природу Хакасии // Биология № 14, 2006, с. 44-46
https://biysk-liceum.ru/projects_stud/2008/bioresurs/chv.html