КТП по географии 6 класс по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского (34 часа)

Календарно- тематическое планирование по географии

6 класс

по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского

(34 часа)


п/п

Тема урока

Дата

Содержание темы

Хар-ка основных видов деят-ти уч-ся

Планируемые результаты

п

ф

Предметные

Метапред-

метные

Введение. 2 часа

1.

Что такое география.



География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Составление таблицы о науке географии.

Умение работать с картами атласа

Понимание смысла собственной действительности:

определять роль результатов выдающихся географических открытий.

Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л)

Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком.(П)

2.

Из истории географических открытий.



Тема1. Земля как планета 5 часов

3.

Планеты Солнечной системы.



Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Ответы на вопросы учителя

Составляют и анализируют схему «Географическое вращение Земли». Объясняют смену времен года на основе анализа орбитального движения Земли

Выявляют элементы градусной сетки. Определяют направления на карте.

Чтение задания, обсуждение, составление плана, докладывают о результатах исследования.

чтение текста учебника и рисунки намечают план изучения новой темы. Работа в группах. Выполнение практической работы.

Умение объяснять:

  • влияние космоса на жизнь на Земле;

  • географические следствия движения Земли;

  • особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

  • географические координаты;

  • особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

географические следствия движений Земли

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение работать с различными источниками информации (П). Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное (Р). Выявление географического следствия движения Земли

4.

Форма, размеры и движение Земли.



5.

Система географических координат.

ПР №1. Определение по карте географических координат



6.

Времена года.




7.

Пояса освещённости.




Тема 2 Географическая карта 4 часа

8.

Тест №1 по теме: Земля как планета.

Масштаб карты.



Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Ответы на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

Обсуждение вариантов решения задачи.

Работа с контурными картами Определение по картам направлений.

Обозначение на контурной карте географических объектов

Умение объяснять:

  • свойства географической карты и плана местности;

  • специфику способов картографического изображения;

  • отличия видов условных знаков;

  • отличия видов масштабов;

  • значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

  • существенные признаки плана, карты и глобуса;

  • классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

  • расстояния по карте;

  • азимут по карте местности;

  • абсолютную и относительную высоту;

  • читать условные знаки;

  • масштаб карты.

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л)

Анализировать , обобщать и использовать географическую информацию . Овладение основами картографической грамотности (П)

9.

Виды условных знаков.

ПР №2. Определение направлений и расстояний по карте.



10.

Стороны горизонта.

ПР №3Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.



11.

Изображение рельефа на карте.

ПР №4. Составление простейшего плана местности.



Тема 3: Литосфера. 7 часов

12.




Тест№2 по теме: Географическая карта.

Строение земного шара.



Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Обозначение на контурной карте географических объектов. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов

Заполнение хронологической таблицы «Основные виды горных пород».

Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов

Ответы на вопросы после презентации, и участвуют в обмене мнениями. Работа с кроссвордами

Умение объяснять:

  • особенности внутреннего строения Земли;

  • причины и следствия движения земной коры;

  • действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

  • особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • по заданным признакам горные породы и минералы;

  • отличие видов земной коры;

  • виды форм рельефа;

  • районы землетрясений и вулканизма.


  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Анализировать и обобщать географическую информацию

Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П)


13

Виды горных пород.



14.

Полезные ископаемые.



15

Движения земной коры.



16.

Выветривание горных пород.

ПР №5 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)



17.





Рельеф суши и дна океана.

ПР №6. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Составление схемы различий гор и равнин по высоте



18


Тест №3 по теме: Литосфера



Тема 4: Атмосфера. 8 часов

19

Строение атмосферы.



Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Работая в группах, составляют план работы

Составляют схему «Строение атмосферы»

Решение задач на изменение температуры с высотой, амплитуды, средней температуры

Составление картосхемы « Воздушные течения Земли»

Составление схемы «Круговорот воды в природе».

Определение основных показателей погоды; определят связи воздушных масс и погоды.

Составление схемы «Климатообразующие факторы»

Работа с текстовыми задачами.


Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

  • вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

  • причины возникновения природных явлений в атмосфере;

  • зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

  • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • основные показатели погоды.

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Прививать любовь учащихся к окружающей действительности (Л). Умение работать с текстом, выделять в нем главное (П).

Организация простейших метеонаблюдений (К)

20

Температура воздуха.



21

Атмосферное давление.



22

Движение воздуха.

ПР №7Построение розы ветров;



23

Вода в атмосфере.

ПР №8 Диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным;



24

Погода.

ПР №9Выявление причин изменения погоды.



25

Климат.



26

Тест №4 по теме: Атмосфера.



Тема 5: Гидросфера. 3 часа

27

Единство гидросферы.

ПР № 10 Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды



Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Распределение по картам крупнейших течений Земли

Работа по контурным картам.

Составление схемы «Типы озер»

Составление схемы «Типы ледников»







Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

  • выделение существенных признаков частей Мирового океана;

  • особенности состава и строения гидросферы;

  • условия залегания и использования подземных вод;

  • условия образования рек, озер, природных льдов;

  • характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • вид рек, озер, природных льдов;

  • особенности размещения и образования объектов гидросферы.

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение работать с различными источниками информации (П). Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное (Р).

28

Мировой океан.

ПР №11 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.



29

Воды суши: реки и озёра, подземные воды и природные льды.

ПР №12 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.






Тема 6: Биосфера. 2 часа

30

Тест №5 по теме: Гидросфера.

Царства живой природы.



Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Рассуждение и диалог, приводят примеры доказывающие реальность воплощенную в произведениях. Высказывают свою точку зрения. Составление схемы

« Живая природа»



Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере биосферы;

  • особенности приспособления организмов к среде обитания;

  • роль царств природы;

  • необходимость охраны органического мира.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • сущность экологических проблем;

  • причины разнообразия растений и животных;

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение работать с различными источниками информации (П).

Структурировать учебный материал

(Р)

31

Биосфера и охрана природы.

ПР №13 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.




Тема 7: Почва и геосфера. 3 часа.

32

Почва.

ПР№ 14 Описание строения почв на местности.



Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Работа по учебнику.

Ответы на вопросы Выявление особенностей взаимодействия оболочек Земли.

Выявление доказательства закономерностей всех оболочек Земли, анализ тематических карт.

Составление обобщающих таблиц, работа с различными источниками информации.

Умение объяснять:

  • закономерности образования почвы;

  • особенности строения и состава географической оболочки;

  • взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

  • законы развития географической оболочки;

  • сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • условия образования почв;

  • характер размещения природных зон Земли.

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


33

Природный комплекс.

ПР №15 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.




34

Природные зоны.

ПР №16 Описание природных зон Земли по географическим картам.





































7. Список литературы.

I. Учебники

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., — М. «Русское слово», 2008 год.

  2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008 год.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008 год



II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005 год.

  3. Климанова О.А., География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007 год.

  4. Крылова О.В.Физическая география. Начальный курс. 6 класс. – М.: Просвещение, 2005 год.

III. Литература для учителя.

  1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, — М.: Русское слово, 2008 год.

  2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.

  4. Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.

  5. Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005

  6. Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.

  7. Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.

  8. Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.

  9. Журналы «География в школе».

  10. Газета «География».

  11. Интернет-ресурсы.



Свежие документы:  Тестовые материалы по географии для 6 класса "Гидросфера - водная оболочка Земли"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: