Календарно- тематическое планирование по географии
6 класс
по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского
(34 часа)
Тема урока | Дата | Содержание темы | Хар-ка основных видов деят-ти уч-ся | Планируемые результаты | |||||
п | ф | Предметные | Метапред- метные | ||||||
Введение. 2 часа | |||||||||
1. | Что такое география. |
|
| География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. | Составление таблицы о науке географии. | Умение работать с картами атласа | Понимание смысла собственной действительности: определять роль результатов выдающихся географических открытий. Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л) Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком.(П) | ||
2. | Из истории географических открытий. |
|
| ||||||
Тема1. Земля как планета 5 часов | |||||||||
3. | Планеты Солнечной системы. |
|
| Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. | Ответы на вопросы учителя Составляют и анализируют схему «Географическое вращение Земли». Объясняют смену времен года на основе анализа орбитального движения Земли Выявляют элементы градусной сетки. Определяют направления на карте. Чтение задания, обсуждение, составление плана, докладывают о результатах исследования. чтение текста учебника и рисунки намечают план изучения новой темы. Работа в группах. Выполнение практической работы. | Умение объяснять:
Умение определять:
географические следствия движений Земли |
Умение работать с различными источниками информации (П). Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное (Р). Выявление географического следствия движения Земли | ||
4. | Форма, размеры и движение Земли. |
|
| ||||||
5. | Система географических координат. ПР №1. Определение по карте географических координат |
|
| ||||||
6. | Времена года.
|
|
| ||||||
7. | Пояса освещённости. |
|
|
| |||||
Тема 2 Географическая карта 4 часа | |||||||||
8. | Тест №1 по теме: Земля как планета. Масштаб карты. |
|
| Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. | Ответы на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения. Обсуждение вариантов решения задачи. Работа с контурными картами Определение по картам направлений. Обозначение на контурной карте географических объектов | Умение объяснять:
Умение определять:
|
Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать , обобщать и использовать географическую информацию . Овладение основами картографической грамотности (П) | ||
9. | Виды условных знаков. ПР №2. Определение направлений и расстояний по карте. |
|
| ||||||
10. | Стороны горизонта. ПР №3Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. |
|
| ||||||
11. | Изображение рельефа на карте. ПР №4. Составление простейшего плана местности. |
|
| ||||||
Тема 3: Литосфера. 7 часов | |||||||||
12.
| Тест№2 по теме: Географическая карта. Строение земного шара. |
|
| Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. | Обозначение на контурной карте географических объектов. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов Заполнение хронологической таблицы «Основные виды горных пород». Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов Ответы на вопросы после презентации, и участвуют в обмене мнениями. Работа с кроссвордами | Умение объяснять:
Умение определять:
|
Анализировать и обобщать географическую информацию Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П)
| ||
13 | Виды горных пород. |
|
| ||||||
14. | Полезные ископаемые. |
|
| ||||||
15 | Движения земной коры. |
|
| ||||||
16. | Выветривание горных пород. ПР №5 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности) |
|
| ||||||
17.
| Рельеф суши и дна океана. ПР №6. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. Составление схемы различий гор и равнин по высоте |
|
| ||||||
18
| Тест №3 по теме: Литосфера |
|
| ||||||
Тема 4: Атмосфера. 8 часов | |||||||||
19 | Строение атмосферы. |
|
| Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. | Работая в группах, составляют план работы Составляют схему «Строение атмосферы» Решение задач на изменение температуры с высотой, амплитуды, средней температуры Составление картосхемы « Воздушные течения Земли» Составление схемы «Круговорот воды в природе». Определение основных показателей погоды; определят связи воздушных масс и погоды. Составление схемы «Климатообразующие факторы» Работа с текстовыми задачами.
| Умение объяснять:
Умение определять:
|
Прививать любовь учащихся к окружающей действительности (Л). Умение работать с текстом, выделять в нем главное (П). Организация простейших метеонаблюдений (К) | ||
20 | Температура воздуха. |
|
| ||||||
21 | Атмосферное давление. |
|
| ||||||
22 | Движение воздуха. ПР №7Построение розы ветров; |
|
| ||||||
23 | Вода в атмосфере. ПР №8 Диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным; |
|
| ||||||
24 | Погода. ПР №9Выявление причин изменения погоды. |
|
| ||||||
25 | Климат. |
|
| ||||||
26 | Тест №4 по теме: Атмосфера. |
|
| ||||||
Тема 5: Гидросфера. 3 часа | |||||||||
27 | Единство гидросферы. ПР № 10 Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды |
|
| Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). | Распределение по картам крупнейших течений Земли Работа по контурным картам. Составление схемы «Типы озер» Составление схемы «Типы ледников»
| Умение объяснять:
Умение определять:
|
Умение работать с различными источниками информации (П). Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное (Р). | ||
28 | Мировой океан. ПР №11 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. |
|
| ||||||
29 | Воды суши: реки и озёра, подземные воды и природные льды. ПР №12 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
|
|
| ||||||
Тема 6: Биосфера. 2 часа | |||||||||
30 | Тест №5 по теме: Гидросфера. Царства живой природы. | | | Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. | Рассуждение и диалог, приводят примеры доказывающие реальность воплощенную в произведениях. Высказывают свою точку зрения. Составление схемы « Живая природа»
| Умение объяснять:
Умение определять:
|
Умение работать с различными источниками информации (П). Структурировать учебный материал (Р) | ||
31 | Биосфера и охрана природы. ПР №13 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
|
|
| ||||||
Тема 7: Почва и геосфера. 3 часа. | |||||||||
32 | Почва. ПР№ 14 Описание строения почв на местности. | | | Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. | Работа по учебнику. Ответы на вопросы Выявление особенностей взаимодействия оболочек Земли. Выявление доказательства закономерностей всех оболочек Земли, анализ тематических карт. Составление обобщающих таблиц, работа с различными источниками информации. | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||
33 | Природный комплекс. ПР №15 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
|
|
| ||||||
34 | Природные зоны. ПР №16 Описание природных зон Земли по географическим картам.
|
|
| ||||||
|
|
|
|
7. Список литературы.
I. Учебники
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., — М. «Русское слово», 2008 год.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008 год.
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008 год
II. Дополнительная литература для учащихся.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005 год.
Климанова О.А., География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007 год.
Крылова О.В.Физическая география. Начальный курс. 6 класс. – М.: Просвещение, 2005 год.
III. Литература для учителя.
Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, — М.: Русское слово, 2008 год.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.
Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.
Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005
Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.
Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.
Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.
Журналы «География в школе».
Газета «География».
Интернет-ресурсы.