Учитель географии МБОУ «СОШ № 6»
Лоскутова Ирина Ивановна
Пермский край г. Краснокамск
Обобщение по теме: «Атмосфера»
Урок — КВН 6 класс
Цели и задачи.
1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.
2.Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве; строить графики.
3. Развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей, формирование грамотной устной речи.
4.Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности.
5.Развивать познавательный интерес к предмету.
Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению “одежды” Земли, воздушного океана, на дне которого мы живём, т.е. атмосферы. Я не случайно назвала атмосферу “одеждой”, ибо она защищает Землю от чрезмерного нагревания и переохлаждения, смертоносных космических лучей и множества метеорных тел. Она дает нам воздух, а значит — жизнь.
Цель нашего урока: (постановка целей, задач).
Сообщение о формах работы на уроке.
Музыка “Мы начинаем КВН”.
Капитаны представляют команды.
Учитель называет правила игры, представляет “счетную комиссию”(старшеклассники).
Конкурс №1. Блиц-опрос (фронтальный опрос членов команд по очереди).
Какие способы изучения атмосферы вы знаете?
От чего день сменяет ночь?
Что такое ветер?
Где на земном шаре день всегда равен ночи, а солнце в зените бывает 2 раза в год?
На какой линии 22 июля солнечные лучи падают отвесно?
Из каких облаков выпадает снег?
Где всегда дуют только южные ветры?
В каком направлении дуют юго-западные ветры?
Главная причина образования ветра.
В каком направлении дуют северо-западные ветры?
Роза ветров — это не таблица, а…..
Количество водяного пара, содержащееся в 1м3 воздуха это ….
Конкурс №2. “2х2=4” (решение задач).
Задачи для 1 команды.
В Москве температура воздуха +22 С. Вычислите температуру на высоте 4000 м.
Высота горы 3000 м, атмосферное давление у её подножия равно 750 мм рт. ст. Чему равно атмосферное давление на вершине?
В течение суток температура воздуха изменилась: +16, +19, +25, +20. Вычислите среднюю суточную температуру воздуха и амплитуду температур.
Задачи для 2 команды.
Какова высота горы, если у подножия температура равна +20 С., а на вершине + 4С.?
Атмосферное давление на вершине горы 500 мм. рт. ст., у подножия горы 760 мм. рт. ст. Чему равна высота горы?
Показания температуры в течение суток составили: — 8 , -2 , 0 , — 6 . Вычислите суточную амплитуду температур и среднюю суточную температуру?
Задачи для 3 команды.
В Новосибирске температура воздуха — 12 С. Вычислите температуру за бортом самолёта, летящего на высоте 5000 м.
Высота холма 300 м, атмосферное давление у его подножия составляет 740 мм рт. ст. Чему равно атмосферное давление на вершине?
В течение суток температура воздуха изменилась: — 23 , -17 , -14 , -18 . Вычислите суточную амплитуду температур и среднюю суточную температуру воздуха.
Конкурс №3. Внимание на экран.
Просмотр презентации.
Какие природные явления Вы увидели и что Вы о них знаете?
На подготовку рассказа группам 3-5 минут.
Конкурс болельщиков.
Пока команды выполняют задание можно провести конкурсы:
Составьте пары:
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найти ошибки в тексте (подчеркнуть их).
Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз.
Вычеркните лишнее слово из строки:
дождь, град, иней, бриз, снег;
абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;
барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
бриз, дождь, муссон, ветер.
Конкурс №4. “Дулу время – потехе час».
Физкультминутка: за качественное выполнение физкультминутки можно стимулировать команду дополнительными очками.
Конкурс №5. Роза ветров.
Задание: Построение розы ветров.
На доске – основа для графика и данные для построения «Розы ветров» (для всех одинаковы).
С = 2 дня
СВ = 5 дней
СЗ = 6 дней
В = 2 дней
Ю = 3 дня
ЮЗ = 1 день
З = 3 дня
По 1 человеку от команды. Победит та команда, кто правильно и аккуратно, быстро построит график.
Конкурс №6. Конкурс капитанов.
Покажите при помощи теллурия.
Задание для капитана 1 команды.
1.Показать при помощи теллурия.
зиму в Австралии;
лето в России (ночь в Москве).
2.Ответить на вопросы.
а) почему в квартирах форточки установлены вверху, а батареи внизу?
б) почему вода в реках летним вечером как парное молоко?
Задание для капитана 2 команды.
1.Показать при помощи теллурия.
зиму в Северной Америке;
лето на острове Гренландия.
2.Ответить на вопросы.
а)почему люди предпочитают летом носить светлую одежду?
б) почему жарким летним днем отдалённые предметы кажутся колеблющимися?
Задание для капитана 3 команды.
1.Показать при помощи теллурия.
лето в Антарктиде;
зиму в Норильске.
2.Ответить на вопросы.
а) почему выстиранное белье в ясный день обычно быстрее сохнет на балконе, чем в ванной?
б) почему термометр на солнце показывает более высокую температуру, чем в тени?
Конкурс №7 «Здравствуй друг»
Незнайке и его друзьям снова захотелось попутешествовать.
Но куда ехать? На Северный полюс?
— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не смогу там долго быть.
Ослик Иа удивился:
— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!
— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.
Так и не договорились…
Ответ:
Сова верно сказала: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках.
Конкурс № 8. “Ох уж эти рифмы” (домашнее задание).
К уроку команды составили стихи по предложенным им рифмам:
Ясный — классный;
Ветер — на свете;
Море — горе;
Погода — полгода;
Муссон — сон;
Каждая команда читает своё стихотворение.
Определение команды-победителя.
Выставление оценок.