МУНИЦИПАЛЬНОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» Г.ВЫБОРГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
В ФОРМЕ ИГРЫ «КЛАССНАЯ ПЯТЕРКА»
ПО ТЕМЕ : «ПЛАН И КАРТА»
Работу подготовила
учитель географии
Безрученкова Ольга Владимировна
Г.Выборг 2014 г.
Обобщающий урок по теме «КАРТА». Форма проведения урока – игра «Классная пятерка».
В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Класс делится на команды по 5 человек. 2 учащихся – помощники учителя.
Парты расставляются по две для пяти команд. На партах приготовлены ручки и бланки для ответов. На доске таблица вопросов от 1 до 30 ( в строке по 10 номеров). Часы с секундной стрелкой. Команды по очереди называют номера вопросов в любой последовательности. Первый помощник зачеркивает названный номер вопроса на доске. Учитель читает вопрос. Дает команду «Время». Помощник у доски засекает время в зависимости от сложности вопроса. По истечении времени помощник дает команду «Время», и команды сдают ответы второму помощнику. Когда бланки с ответами от всех команд сданы, звучит правильный ответ (участниками команд или учителем) и помощник в сводной таблице за правильный ответ простой сложности ставит 1 балл, средней сложности – 2 балла, за сложные вопросы – 3 балла .В конце урока баллы подсчитываются и выставляются оценки.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ –
время на решение – 30 секунд.
1.Государства и моря – все на стенке у меня (карта)
2.Под стеклом сижу. На север и на юг гляжу, со мной пойдешь – дорогу обратно легко найдешь (компас)
3.Он и летом, и зимой – между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди (горизонт)
4.Знает всякий, стар и млад, что на карте точка — … (город)
5.На внимание : Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом юг (не юг, а север)
6.На Земле есть всего 2 точки на поверхности , которые не участвуют в осевом вращении – это…(северный и южный полюс)
7.Бывает северная и южная.
Расстояние от экватора до заданного места , выраженное в градусах (широта)
8.Бывает западная и восточная.
Расстояние от 0 меридиана до заданного места, выраженное в градусах (долгота).
9.ЧТО показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с реальными размерами на местности? (масштаб)
10. Угол между направлением на север и на предмет, выраженный в градусах, измеряется с помощью компаса (азимут).
II. ВОПРОСЫ СРЕДНЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ –
ВРЕМЯ НА ОБДУМЫВАНИЕ 45 СЕКУНД.
11.Условный знак: Две первые буквы найдете в «бору»,
Четыре последних составят игру.
По целому трудно бывает пройти,
Вам лучше сторонкой его обойти. (Болото)
12.Метаграмма: С «К» — я в классе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» — от вас не утаю,
В том же классе я стою (карта – парта)
13.Я – для сложения нужный знак,
В твоих тетрадях я во многих строчках,
Но «0» ты вставишь, знаешь как,
И я – географическая точка (плюс — полюс)
14.Ищите ответ в вопросе.
Где ВЬ-ЮГ-А не завывает (на юге)
15.Слова со словом СТО.
Сторона света (во – сто – к)
16.Отгадайте географический термин , в котором есть имя женщины
Участок суши и дна океана без гор (РАВ-НИНА)
17.Переведите масштаб из численного в именованный 1: 25000000 (в 1 см. – 250 км.)
18.Чему равен азимут востока (90 градусов)
19.Укажите широту южного полюса ( 90 гр. Ю.ш.)
20 ДА или НЕТ: Россия расположена в 3-х полушариях (да)
III. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
– ВРЕМЯ НА ОБДУМЫВАНИЕ 60 СЕКУНД.
21.Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть
Ну, а второе – мяча передача»
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут («компас«).
22.Что такое география в переводе с греческого языка? Кто дал название этой науке? («гео» — земля, «графо» — пишу; Эратосфен)
23. Можно ли выбрать меридиан, для совершения самого длинного кругосветного путешествия (нет)
24.Расстояние между пунктами на карте в масштабе 1:100 составляет 5 см. Какое расстояние между этими пунктами на местности? (5 метров)
25.Овощное это блюдо, любят все его повсюду
Если буквы в нем смешать – на обед нельзя подать.
Ведь из карт то будет книжка, в школу, что берёт мальчишка (салат – атлас)
26.В названии какой стороны света сто одна буква? (В «О» сто «К»)
27.Что находится посередине Земли? (буква «М»)
28.В названии какой точки земного шара всего полторы буква? (ПОЛ- Ю+С = полюс)
29Какой прибор помогает определить относительную высоту? (НИВЕЛИР)
30.Где на Земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг (северный полюс)
Список используемой литературы:
Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие. — Москва, Сфера 2005 г.
Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.
Ростов-на-дону. — Феникс 2007 г.