Полубояринова Наталия Михайловна
учитель высшей квалификационной категории
школы № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока обобщающего повторения в 9 классе
«ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – БЛАГО, ЗЛО ИЛИ …»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Промышленность России»
Задачи:
предметные: закрепить знание основных понятий (хозяйство, отрасль, промышленность, топливная промышленность, энергетика, машиностроение, металлургия, химическая промышленность, лесная), отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности (топливная, энергетика, машиностроение, металлургия, химическая, лесная), размещения главных баз отраслей промышленности (топливной, энергетики, машиностроения, металлургии, химической, лесной);
метапредметные: закрепить умение работать с различными источниками информации, оформлять результаты работы в тетрадь (схема, таблица), умение работать с географическими картами, умение давать полный устный ответ у карты и с места; развивать умение устанавливать причину и следствие; умение анализировать и обобщать различного рода научную информацию;
личностные: формировать ответственное отношение к учебной деятельности; формировать навыки культуры общения и коллективного труда; формировать экологическую культуру.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Используемые технологии, методы и приёмы:
Основу урока составляет технология групповой деятельности, модель «групповая работа в классе» (по Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий», т.1). На уроке также использованы приёмы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование урока:
печатные — учебник «География -9» авт. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; атлас «Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс» авт. В. П. Дронов; контурные карты;
раздаточный дидактический материал — инструктивные карточки для групповой работы (приложение №№ 1-5); набор символов для аппликации (главные базы размещения отраслей промышленности);
технические средства – мультимедийная система;
презентация к уроку.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты: личностные – умение мотивировать, планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение принимать решения и нести за них ответственность; владение основами самоконтроля, самоопределения; формирование экологического мышления;
метапредметные – регулятивные УУД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную деятельность, планировать и организовывать взаимодействие в группе; умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач); познавательные УУД (умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, анализировать и устанавливать причины и следствия, умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации); коммуникативные УУД (умение организовывать взаимодействие в группе; умение общаться, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);
предметные – знание основных понятий темы, отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности, размещения главных баз отраслей промышленности.
Содержание учебного материала и этапы урока с описанием видов деятельности.
время | деятельность | формируемые УУД | |||
учителя | учащихся | ||||
1 | 3 м. | Подготовительный (организационный и мотивационный) | |||
2 м. | 1. Приветствие. 2. Постановка проблемного вопроса | 1. Приветствие. 2. Высказывание мнения. | Личностные: умение мотивировать свою деятельность, объективной оценки своих знаний Метапредметные: регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать деятельность; коммуникативные- умение организовывать взаимодействие в группе. | ||
1 м. | 1. Объявление даты, темы, цели, формы урока. 2. Инструктаж [1]
| 1.Запись даты, темы.
2. Знакомство с инструктивными картами [1].
| |||
2 | 5 м. | Актуализация знаний по теме «Общая характеристика хозяйства» | |||
5 м.
| 1.Организация фронтальной работы по составлению схемы «Состав хозяйства России».
| 1. Запись в тетрадь схемы «Состав хозяйства России»[2] | Личностные: умение планировать своё участие в общей работе, выбирать наиболее эффективные способы представления своих результатов; Метапредметные: регулятивные- планировать и оформлять свою работу; коммуникативные- умение слушать; познавательные –анализировать и обобщать Предметные: знание основных понятий темы, состава хозяйства. | ||
3 | 22 м. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Промышленность России» | |||
| 4 + 18 мин | 1. Организация работы в группах по составлению визитной карточки отрасли промышленности по учебнику, картам атласа и оформлению результатов в таблицу и в контурной карте: 1гр.- топливная; 2гр.- энергетика; 3 гр. – металлургия; 4 гр. – машиностроение; 5 гр. – химическая; 6 гр. – лесная. 2. Заслушивание ответов, помощь в оформлении аппликации на настенной карте. 3. Представление ведущих промышленных компаний, вошедших в ТОП-10 в 2013 г. (презентация) | 1. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся по заданию: 1 уч. – схема «Отраслевой состав»; 2 уч. – факторы размещения и главные базы; 3 уч. – влияние отрасли на природную среду; [3], обсуждение результатов работы в группе. Назначение отвечающего. 2. Представление результатов работы, ответы на вопросы. 3. Заполнение таблицы в тетради [5] и контурной карты.
| Личностные: формирование экологического мышления, Метапредметные: регулятивные- умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; коммуникативные- умение организовывать взаимодействие в группе, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. познавательные- умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, Предметные: знание терминов, состава отраслей промышленности, факторов размещения и географии отраслей, их влияние на экологическую обстановку, знание крупнейших промышленных компаний. | |
4 | 10 м. | Обобщение и закрепление по теме «Роль промышленности в жизни личности, общества, государства» | |||
4 м. | 1.Организация работы в группах. | 1. Работа с результатами выполненных заданий и формулирование вывода [4]. 2. Формулирование обоснования своего вывода. | Личностные: идентификация себя как гражданина региона, умение принимать решения и нести за них ответственность. Метапредметные: регулятивные-умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; познавательные— умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации. | ||
6 м. | 1.Организация представления и защиты работы группами | 1. Представление результатов работы, ответы на вопросы. | |||
5 | 5 м. | Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашнее задание. | |||
| 3 м. | 1. Организация самоанализа учащимися знаний по теме. | 1. Самоанализ учащихся «Что я узнал на уроке» и «Чему научился на уроке»[6] | Личностные: умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности, владение основами самоконтроля, самоопределения. | |
1 м. | 2. Подведение итогов учителем. | 2. Командиры подводят итоги работы группы. | |||
1 м. | 3. Домашнее задание. | 3. Запись домашнего задания. |
Примерный текст методической разработки.
1. Подготовительный этап.
Учащиеся до звонка рассаживаются группами в соответствии с планом посадки, разложенным на столах учителем. После звонка на урок учащиеся приветствуют учителя стоя, дежурные докладывают об отсутствующих и готовности класса к уроку.
У: Добрый день, садитесь, пожалуйста.
Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о промышленности (слайд 1). Как вы думаете, почему я предлагаю ещё один урок посвятить этой отрасли хозяйства? Какое значение она имеет в жизни человека (в т. ч. что она значит для вас?), общества, государства? Предлагаю вам сформулировать своё отношение, аргументировать свою точку зрения.
(Заслушиваются мнения нескольких учащихся).
У: Сегодня на уроке мы должны вспомнить большой объём материала, дополнить ваши представления о роли промышленности и ответить на непростой вопрос «Промышленность – благо, зло или …» (слайд 2). Для того, чтобы наш труд был эффективен, работаем в группах. Выберите командира (учащиеся выбирают командира, который надевает отличительный знак).
У: На столах есть инструкция для командира [1] и таблица оценивания работы группы для учителя. Ознакомьтесь с ними… Какие есть вопросы по организации работы?
2. Актуализация знаний.
У: Для начала давайте определим место промышленности в хозяйстве страны. В течение 1 минуты вам предстоит заполнить схему «Состав хозяйства» и подготовить ответ. Командиры групп, не забывайте вести учёт участия в работе каждого учащегося (учащиеся выполняют задания)
У: Приступаем к отчёту групп. После отчёта выступающих учащиеся других групп могут задавать уточняющие вопросы отвечающим, дополнять их ответ. В результате работы у каждого ученика в тетради должна появиться схема [2].
У: В результате совместной работы в группах нам удалось быстро выполнить задание.
3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Промышленность России»
У: А теперь нам предстоит максимально полно осветить вопрос о роли промышленности. На данном этапе вам предлагается выполнить задания по группам, которые находятся у вас на столе [3]. Учащиеся выполняют задания. Работа проводится на фоне музыкального фрагмента (Бородин Александр — Ноктюрн для струнных).
У: Приступаем к отчёту групп. В ходе отчёта отвечающие обозначают на настенной карте Российской Федерации с помощью аппликации размещение главных баз по территории страны, а учащиеся других групп заполняют сводные таблицы [5] и контурные карты, кроме того мы составляем диаграммы «Вклад промышленности в загрязнение атмосферы и сточных вод». Вы можете задавать уточняющие вопросы отвечающим, дополнять их ответ. Командиры, группы готовы? Приступаем к работе.
У: (после отчёта всех групп). Журнал «Финанс» опубликовал в июне 2013 год рейтинг крупнейших российских компаний. Первую строчку в этом списке заняла крупнейшая газовая компания мира ОАО «Газпром», занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой, и реализацией в России и за ее пределами.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах — 16,9%, в российских — 60%. «Газпрому» принадлежат магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. Общая численность персонала Группы «Газпром» — около 400 тыс. человек.
ОАО «Газпром» — крупнейшее акционерное общество в России. Общее число акционеров компании — более 500 тыс. Крупнейший акционер — государство.
Как отмечено на сайте компании, миссия ОАО «Газпром» — эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей РФ и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа. А стратегическая цель — превращение в глобальную энергетическую компанию мирового уровня. В последнем рейтинге 500 самых крупных компаний планеты, составленном изданием «The Financial Times», «Газпром» занял 6-е место, уступив лишь нескольким мировым монстрам (таким, как, скажем, «Exxon Mobil «, «General Electric» или «Microsoft»).
Вторую строчку в рейтинге журнала «Финанс» заняла компания ОАО «ЛУКОЙЛ».
ЛУКОЙЛ сегодня — 2,2% общемировой добычи нефти;
— компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;
— компания №4 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;
— ЛУКОЙЛ реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира.
Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 42% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.
На международные проекты приходится 9,5% доказанных запасов Компании и 9,5% добычи товарных углеводородов.
ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах мира.
Сегодня ЛУКОЙЛ выпускает широкий ассортимент высококачественных нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.
Бизнес-сектор «Электроэнергетика» компании «Лукойл »включает в себя все направления энергетического бизнеса, начиная от генерации и заканчивая транспортировкой и сбытом тепловой и электрической энергии.
В десятку ведущих компаний России вошла крупнейшая российская металлургическуая компания «Северсталь», основой которой является Череповецкий меткомбинат — второе по величине (после Магнитогорского меткомбината) в России предприятие с полным металлургическим циклом. Компания — крупнейший российский производитель толстолистовой стали, продукции, необходимой в автомобилестроении, трубной отрасли, тяжелом машиностроении.
Компания вошла в пятерку крупнейших золотопроизводителей России.
Компания — активный игрок на рынке слияний и поглощений. В первую очередь ее интересуют активы за рубежом.
4. Обобщение и закрепление знаний по теме «Роль промышленности в жизни личности, общества и государства».
У: Неплохо все вместе поработали и получили достойный результат – полную информацию, которая, я надеюсь, поможет вам ответить на вопрос «Промышленность для современного человека, общества, государства — благо, зло или…?» и аргументировать свой ответ.
У вас на столах есть примерный план ответа [4]. Командиры, на подготовительную работу отводится 3 минуты, от вашего мудрого распределения обязанностей в группе зависит успех. На принятие решения у вас есть ещё 1 минута. Группы готовы? Приступаем к работе. Учащиеся выполняют задания. Работа проводится на фоне музыкального фрагмента (например: Бородин Александр — Ноктюрн для струнных).
У: А теперь приступаем к защите своей работы. (Учащиеся защищают свои работы).
У: Ну что ж, с вашей помощью мы сделали свой выбор, пора подвести итоги.
5. Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашнее задание.
У: Начнём подведение итогов с заполнения карточки самоанализа [6]. Каждому из вас предстоит оценить свою работу на уроке и заполнить колонки «Что я узнал на уроке» и «Чему я научился на уроке» (учащиеся заполняют карточки).
У: У командиров более сложная задача: они должны оценить ещё и работу каждого учащегося своей группы [1]. Через 1 минуту карточки надо сдать. Приступаем к работе. Учащиеся выполняют задания. Учитель также готовится к подведению итогов.
У: Оглашаю мнение командиров. В группе №1 лучшим признан (имя), в группе №2 лучшим признан (имя), в группе №3 лучшим признан (имя), в группе №4 лучшим признан (имя), в группе №5 лучшим признан (имя), в группе №6 лучшим признан (имя).
У: А теперь мнение эксперта, в роли которого выступаю я (возможно привлечение гостей урока): я считаю, что лучше других представила отрасль промышленности группа № ; лучший ответ на вопрос «Промышленность – благо, зло или …» представила группа № ; лучшее исследование о влиянии промышленности на экологическую обстановку — исследование группы № ; лучшей группой признана группа № ; лучшим командиром признан – (имя).
У: Оглашаю мнение командиров. В группе №1 лучшим признан (имя), в группе №2 лучшим признан (имя), в группе №3 лучшим признан (имя), в группе №4 лучшим признан (имя), в группе №5 лучшим признан (имя), в группе №6 лучшим признан (имя),
У: Кто из вас может высказать своё мнение о результатах работы на уроке? (заслушивается несколько мнений).
У: Несмотря на большую проделанную работу на уроке, предлагаю вам домашнее задание по выбору: провести мини-исследование «Рынок труда в Санкт-Петербурге сегодня» или «Профессии, которые можно получить в учреждениях среднего профессионального образования Санкт-Петербурга».
У: прощается с учащимися.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение № 1
__________________________________
Фамилия ученика
Инструкция для командира и группы № 1
1.Организовать самостоятельную индивидуальную работу в группе (1 минута).
2. Организовать обсуждение в группе, выслушать предложение каждого.
3. Сформулировать общий ответ, выбрать лучший ответ, назначить отвечающего по заданию.
4. Заполнить лист контроля и сдать его в конце урока.
Лист контроля для командира группы:
Участие в | отметка за урок | ||
О обсуждении | ответах | ||
| | | |
| | | |
Командир | | | |
Таблица оценивания работы групп (для учителя).
Баллы за | сумма баллов | место | |||||
ответы | вопрос | дополнения | коэффициент участия | штраф | |||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительные баллы группа получает за уточняющие вопросы другим группам после их выступления, за дополнения к ответу другой группы. Коэффициент участия – баллы, которые получает группа в зависимости от количества участников группы, привлечённых к ответу на задание.
Штрафные баллы – снимаемые за нарушение дисциплины (возможно учитывать
другие недочёты).
Приложение № 2
СХЕМА «СОСТАВ ХОЗЯЙСТВА»
промышленность
топливная энергетика
металлургия машиностроение
лесная химическая
Приложение № 3
Задания для групп № 1
ЗАДАНИЕ (а):
Группа № 1) используя материал учебника (параграфы 7-9 и карту атласа на с. 28), составьте визитную карточку топливной промышленности по плану (в течение 5-ти минут);
Группа № 2) используя материал учебника (параграф 10 и карту атласа на с. 29), составьте визитную карточку электроэнергетики по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 3) используя материал учебника (параграф 11 и карту атласа на с. 32), составьте визитную карточку машиностроения по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 4) используя материал учебника (параграфы 12-13 и карты атласа на с. 30-31), составьте визитную карточку металлургии по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 5) используя материал учебника (параграф 14 и карту атласа на с. 32), составьте визитную карточку химической промышленности по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 6) используя материал учебника (параграф 15 и карту атласа на с. 33), составьте визитную карточку лесной промышленности по плану (в течение 5-ти минут):
описание | |
Назначение отрасли |
|
Отраслевой состав |
|
География отрасли, факторы размещения |
|
Доля в загрязнении окружающей среды |
|
Представьте результаты своей работы классу (не более 3-х мин.):
результат | фамилия отвечающего | |
Назначение отрасли | устный ответ |
|
Отраслевой состав | схема |
|
География отрасли, факторы размещения | работа в контурной карте+ настенная карта+ пояснения |
|
Доля в загрязнении окружающей среды | диаграмма на доске + пояснения |
|
Приложение № 4
Задания для групп № 2
а) используя полученные знания, ответьте на вопрос «Промышленность – благо, зло или …» по плану (в течение 3-х минут):
1) ваша точка зрения (утверждение);
2) аргументы в пользу вашей точки зрения;
3) ваши предложения по решению проблемы.
б) представьте вашу точку зрения классу (1 минута)
Приложение № 5
ТАБЛИЦА «Отрасли промышленности и их ведущие базы»
Ведущие базы | |
Топливная: газовая нефтяная угольная |
|
Электроэнергетика: тепловая атомная гидроэнергетика |
|
Металлургия: чёрная цветная |
|
Машиностроение: наукоёмкое трудоёмкое металлоёмкое |
|
Химическая: горно-химическая основная химия химия полимеров |
|
Лесная: лесозаготовка деревообработка лесохимия |
|
Приложение № 6
ЗАДАНИЕ УЧАЩЕМУСЯ:
оцените свою работу на уроке
Что я научился делать на уроке | |
|
|