Методическая разработка урока по географии для 8 класса на тему: «ПК Дальнего Востока. Природные уникумы»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 «Образовательный цент» города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

















Урок по географии в 8 классе на тему:

«Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»





Автор: Кулькова Юлия Валерьевна

учитель географии первой категории

ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска















2014

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи

  1. Сформировать представление о разнообразии ПК региона.

  2. Продолжить формировать умения самостоятельно составлять характеристику ПК.

  3. Сформировать географические образы природных уникумов Дальнего Востока.

Средства обучения: карты Дальнего Востока, природных зон России, видеофильм, компьютер, медиапроектор.

Методы и формы обучения: мини-лекция учителя о разнообразии ПК края; характеристика отдельных ПК учащимися.

Основное содержание. Суровые климатические условия на севере региона. Чукотское нагорье – сочетание равнинных и горных тундр с горной арктической пустыней. Камчатка – страна вулканов и гейзеров. Вулканология – наука о вулканизме. Самый большой остров России – Сахалин – царство хвойно-широколиственных лесов. Приморье – область ярко выраженного муссонного климата. Природные уникумы Дальнего Востока.

Номенклатура. Хабаровск, пролив Лаперуза, залив Шелихова, пролив Лонга, Берингов пролив, хребет Черского, остров Врангеля.

План урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

(мин.)

1

Оргмомент

Проверка готовности к уроку

3

2

Географический диктант

Проверить усвоение определений и номенклатуры по теме: «природа Дальнего Востока»

15

3

Изучение нового материала

Сформировать представление о разнообразии ПТК региона. Сформировать географические образы природных уникумов Дальнего Востока

20

4

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2





Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, беглый просмотр контурных карт.

  1. Проверка знаний

Географический диктант: укажите цифрами на контурной карте (Приложение):

1 вариант: Сахалин, Камчатка, хребет Джугджур, Корякское нагорье, Чукотское нагорье, река Амур, Охотское море, залив Петра Великого, Татарский пролив, мыс Дежнева.

2 вариант: Курильские острова, полуостров Чукотский, хребет Сихоте-Алинь, Срединный хребет, Колымское нагорье, озеро Ханка, Берингово море, Анадырский залив, Берингов пролив, мыс Лопатка.

После диктанта учащиеся проверяют работы друг друга: одна-две неточности – «4», три-четыре – «3», пять и более – «2».

  1. Изучение нового материала

Учитель в мини-лекции характеризует природу Чукотского нагорья, острова Сахалина, а также рассказывает об истории освоения Дальнего Востока.

Дальний Восток имеет уникальное положение – на границе самого большого материка и самого большого океана Земли.

В основу физико-географического районирования ДВ положено два фактора: особенности строения поверхности и характер растительности. Наиболее типичные физико-географические районы ДВ: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Приморский край.

Чукотское нагорье. Климат один из самых суровых. Чукотское нагорье – это сочетание равнинных и горных тундр с горной арктической пустыней.

Обычные обитатели это – северный олень, песец, лемминги, тундровые куропатки.

Полуостров Камчатка. 2/3 территории занято горами. Время от времени Камчатку сотрясают извержения вулканов. Насчитывают около 30 действующих и 130 потухших вулканов. Один из самых активных – Ключевская сопка (4750м).

Камчатский полуостров занимает зона подзона хвойно-березовых парковых лесов. Преобладают мелколиственные деревья (каменная и японская береза). В кедровых стланиках можно встретить бурого медведя, камчатского соболя, белку, рысь.

Сахалин – самый большой остров России. Характерная особенность климата Сахалина – высокая относительная влажность воздуха и частые ветры.

здесь сохранились редкие виды животных – полутораметровый калан, морской котик. На севере можно встретить олений мох, а на юге – цветущие магнолии.

Приморский край – располагается в южной части ДВ. Муссонный климат в Приморье выражен наиболее ярко.

Большую часть Приморья занимает уссурийская тайга, где сочетаются хвойные и широколиственные породы. Только здесь растут амурский бархат, маньчжурский орех, железная береза. Уникален и животный мир – уссурийский тигр, утка-мандаринка и др.

Природные уникумы.

Долина гейзеров. Восточная камчатка – единственный в России район с периодически фонтанирующими гейзерами. Можно увидеть такие гейзеры, как Первенец, Великан, Тройной, Фонтан, Жемчужный, Двойной.

Река Амур. На реке уникальны острова. Среди них есть совсем маленькие, есть похожие на каплю. Острова подвергаются непрерывным изменениям – появляются и исчезают, «плывут» вниз по реке или смещаются вверх против течения.

Роща Камчаткой пихты. Необычайно стройные и красивые деревья. Ботаники относят ее к доледниковой растительности.

Озеро Ханка – самое большое на ДВ. Богато рыбой, на озере произрастает реликтовое растение – лотос.

Лазовский заповедник. Располоагает на побережье Японского моря.

  1. Закрепление

Объясните причины разнообразия ПК на ДВ?

Расскажите об особенностях природы Камчатки.

  1. Домашнее задание

§ 42, подготовить информацию о заповедниках ДВ.

















Список литературы

  1. Баринова И.И. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс»/И.И. Баринова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 399с.

  2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 285с.







































Приложение


Свежие документы:  Конспект урока по географии "Особенности административно-территориального устройства России" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: