Методические рекомендации к уроку
« Численность населения России» 8 класс
с использованием учебника
«География России. Природа. Население. Хозяйство» под редакцией В.П. Дронова. Дрофа, М.:2010
учитель МОУ СОШ №13 города Тамбова Чернобылова Елена Владимировна
учитель МОУ лицей №21 города Тамбова Осипова Татьяна Геннадьевна
Образовательная:
формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах влияющих на естественное движение населения, познакомиться с отличительными чертами численности населения России, выявить влияние исторических событий на численность населения.
Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса, умения самостоятельно работать с учебником, применять знания в нестандартных ситуациях, выполнять практические и творческие задания, развивать мысленное представление о населении России.
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к самостоятельному изучению предмета, воспитание чувства патриотизма и гражданского становления личности, формирование у учащихся естественно — научного мировоззрения. Учебно – наглядный комплекс: карта «Население России»
Термины и понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, механический прирост, иммиграция, эммиграция.
Учащиеся должны знать: новые понятия и термины естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, механический прирост, иммиграция, эммиграция.
Учащиеся должны уметь:
объяснять: новые понятия и термины;
давать оценку: динамике численности населения, демографическим показателям;
показывать: размещение населения;
доказывать: влияние религии на численность населения;
анализировать: статистические материалы и текст учебника;
составлять: ментальные карты и диаграммы;
Форма урока: классный урок с элементами развивающего обучения.
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: частично- поисковый, проблемное изложение, картографический анализ
Информационные ресурсы:
Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс Дрофа,М.:2006;
Методическое пособие: И.И. Баринова, В.п. Дронов «География России» 8-9 класс Дрофа М.:2003;
Учебно-методическое пособие к учебнику по ред. В.П.Дронова «География России. В двух частях. 8-9 классы» издательство «Экзамен» М.: 2008;
контурная карта.
Методические рекомендации | |
Ход урока 1. Организационный момент 2. Активизация опорных знаний -Можно ли считать население одним из компонентов природы, связанным со всеми остальными компонентами? (Да, в наши дни человек считается, чуть ли не самой мощной геологической силой и т.п.) — Какие науки изучают население, людей? (История, медицина, граждановедение, психология и др.) 3. Переход к новой теме -Мы будем изучать население с точки зрения науки демографии, которая нам ответит на вопросы, связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а также на другие вопросы. |
Выявить уровень усвоения знаний предыдущих курсов географии учащимися; активизировать понятия, термины и определения по теме «население»
|
4. Изучение нового материала Тема урока на доске « Численность населения России» План урока 1) Динамика численности населения России 2) Естественный прирост 3) Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. 4) Механический прирост населения 5) Вывод Проблема: Можно ли считать население России многочисленным? (сведения, необходимые для решения проблемы находятся в §38)
|
Создание ситуации интеллектуального затруднения, стимулирование информационного поиска По ходу урока учащиеся кратко фиксируют знания в тетрадях.
|
1) -Просмотрите текст учебника на стр.183-188 и определите, с какими терминами и понятиями вы сегодня познакомитесь. (Запись на доске терминов с пробелами для слов, которые дети не называют) -Предположите, как можно узнать о численности населения в стране? Те, кто затрудняется при ответе на вопрос, использует текст учебника стр.183. -Чем современная перепись населения отличается от переписи населения в VIII веке? -Что вы еще узнали из этого текста? (Последняя перепись населения в России была в 2002 году) -Какой дополнительный вопрос у вас возник? ( Какова численность населения в России сейчас?) -Найдите ответ на этот вопрос в тексте §38
-Россия занимает 8-е место в мире по численности населения. Найдите подтверждение или опровержение этому высказыванию в тексте §38 -Подтвердите практически эту информацию, изобразив ее в виде диаграммы в порядке убывания численности населения. -На доске изображается заготовка диаграммы без названия стран Численность населения стран мира (млн. чел.)
-Всегда ли численность населения России была такой? Проанализируй таблицу 13 стр.183 -На какой вопрос наталкивает вас сопоставление этих фактов? (Какие исторические и социальные события приводили к сокращению численности населения в XX веке?) -Предположите, какие наиболее значимые события повлияли на уменьшение численности населения в XX веке. -Проверьте правильно своих суждений, проанализировав таблицу 14 стр.184 «Потери населения России в XX веке»
-Найдите в тексте §38 термин, который характеризуется сокращением численности населения (Демографический кризис) -Как по-другому можно назвать демографический кризис? (Демографическая катастрофа) Вывод: -Почему за короткий период изменялись темпы роста населения нашей огромной страны? К чему может привести демографическая катастрофа?
| Общий обзор текста, восприятие информации как целостности, выделение главных элементов и установление связи между ними.
Поиск информации для подтверждения предположения
Поиск в тексте необходимой информации. Осознание приема мыслительной деятельности.
Осмысление прочитанного, осознание неполноты знаний, стимул дальнейшего информационного поиска Поиск в тексте необходимой информации
Сопоставление информации текста с выдвинутым предположением, уточнение имеющихся представлений.
Сопоставление информации с наглядными объектами.
Установление аналогий. осмысление информации. Глубокое осмысление информации на уровне установления взаимосвязей.
Сопоставление новой информации с имеющейся
Эмоциональное отношение к получаемой информации.
Поиск информации по всему фрагменту текста, развитие внимания. Выделение ключевых слов, осмысление и обобщение информации, замена слов текста синонимичными и подбор точных обобщающих слов.
Обобщение, установление связей между изученными компонентами. Подключение внимания с текста. осмысление информации Учитель дает определение термину «депопуляция»
|
2) -Прочитайте текст учебника стр.184-185 о естественном приросте населения. Одной чертой подчеркните в тексте факторы, влияющие на естественный прирост, назовите эти факторы. -Как можно выразить естественный прирост математической формулой (ЕП=Р-С) -Может ли ЕП быть отрицательным? -Составьте задачу на определение ЕП.
3)- Как вы думаете, что может означать термин «воспроизводство населения»?
-Используя текст учебника стр.185-186, ответьте на вопрос: какие два типа воспроизводства населения существуют? -Вам необходимо дать характеристику каждому типу по плану. (Работа в группах) 1 группа- I тип воспроизводства; 2 группа- II тип воспроизводства.
I тип II тип воспроизводства воспроизводства
-Предположите, какие факторы влияют на воспроизводство населения? -Используя дополнительный материал к тексту §38 учебника на стр.186, на контурной карте отметьте регионы с самым низким и самым высоким естественным приростом.
| Сопоставление информации разных фрагментов текста.
Установление межпредметных связей.
Практическое применение полученных знаний
Объяснение нового термина, связь новой информации с уже имеющейся, переключение внимания с текста учебника на объяснение учителя.
Поиск в тексте учебника новой информации.
Выработка коммуникативных навыков. Поиск информации по всему фрагменту текста учебника, развитие внимания.
Сопоставление информации разных фрагментов текста учебника, поиск сходства и отличия.
Осмысление информации, установление причинно- следственных связей. Применение полученной информации на практике. Привлечение внимания к мелким деталям текста.
|
4) -Прирост населения бывает не только естественным, но и механическим. В чем разница между этими понятиями? -Используем стр.186-187 -Установите взаимосвязь между числом прибывших в страну и выбывших, и выразите это формулой, при выполнении задания используйте рис.62 стр.187 учебника.
-С какими новыми терминами вы познакомились? (Эммиграция, иммиграция) Дайте им определение.
-Проанализируйте таблицу 15 стр.185 учебника (графу механический прирост) Сформулируйте вопрос по данной таблице и найдите ему объяснение в тексте учебника.
| Сопоставление текстовой информации.
Установление аналогий, переключение внимания с текста на схему.
Подбор слов при объяснении терминов
Связь новой информации с имеющейся. Установление причинно-следственных связей. |
-По таблице 16 учебника познакомьтесь с прогнозами динамики населения. Какой из них на ваш взгляд реальный, почему? 5) Вывод | Осмысление информации. Выдвижение предположения. Систематизация знаний Развитие информационной культуры. Закрепление информации, полученной на уроке.
|
5. Закрепление -Наше исследование подходит к завершению. — Посмотрите на ключевые слова нашей темы, добавьте недостающие термины и сформулируйте вопросы с использованием этих понятий. 6. Итог урока -Обсуждение проблемы, поставленной в начале урока: Можно ли считать население России многочисленным?
7. Домашнее задание: §38, придумать не менее 5 тестовых заданий по теме «Численность населения России»
|
Обобщение, установление аналогий. Закрепление информации, полученной на уроке
Отработка структуры доказательства: тезис- аргумент- вывод |