Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов 36»
Республики Мордовия
Реализация
межпредметных связей
в преподавании географии
подготовил
учитель географии
Шмырёв Сергей Сергеевич
Саранск
2013
Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии, физики, биологии, литературы, истории и других предметов; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Высшим уровнем обучения и самой эффективной в настоящее время формой реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе являются интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы.
К числу важных аспектов общеобразовательной подготовки учащихся относится умение грамотно пользоваться географическими картами. В современных условиях, когда требования к картографической подготовке существенно возросли, её обеспечение для учителей географии становится довольно сложным. В то же время, специфика картографических знаний и умений, предусмотренных в курсах географии, такова, что многие из них могут быть успешно усвоены и применены лишь при умелом сотрудничестве географов с учителями ряда других дисциплин, в первую очередь математики, черчения, истории. В данном случае школьное картографическое образование можно рассматривать как совокупность составных подсистем (предметов) соответствующими структурными связями, где школьной географии принадлежит определяющее, ведущее место.
Сотрудничество с математиками очень ценно для учителей географии уже по той причине, что оно обеспечивает им объективную оценку математических знаний школьников и в связи с этим более уверенное их привлечение при рассмотрении с учащимися разных вопросов географии. Умелое привлечение математических знаний учащихся на уроках географии (темы: «Масштаб», « Географические координаты», «Построение графиков, диаграмм» ) с одной стороны, а картографических — на уроках математики, с другой, будет способствовать не только, собственно, усвоению картографических вопросов, но и в известной мере выравниванию в сознании школьников значимости изучаемых ими курсов математики и географии, преодолению ещё живущей традиции относиться к последнему как второстепенному, описательному ( в сравнении с математикой ).
Среди межпредметных связей, которые осуществляются в курсе экономической и социальной географии мира, связь с историей имеет особенно большое значение в повышении образовательного и воспитательного уровня обучения этому предмету. Объясняется это тем, что многие современные особенности населения и хозяйства стран, континентов можно понять только с учётом её прошлого развития. Cвязь с историей усиливает истолковательный элемент в обучении экономической географии. Некоторые общие экономические понятия, которые используются в географии, даются впервые в курсе истории, например: «монополия», «вывоз капитала», «колония». Опора на общие понятия, сформированные по истории, повышает сознательность в усвоении знаний учащихся и позволяет сократить объём учебного материала, обобщаемого на уроках географии.
Яркие, красочные описания гор, рек, равнин, морей, погоды, растительности дают учителю возможность нарисовать словами образы изучаемых объектов, разных процессов и явлений. Всё это можно преподнести с помощью литературы.
Наряду с предметами гуманитарного цикла, география сотрудничает с рядом курсов естественных наук, помимо уже упомянутой математики.
Так, при изучении темы: «Энергетика России «можно сопоставить экономичность разных видов топлива. В понятие « экономичность топлива» входит характеристика теплоты сгорания (теплотворной способности) и условий транспортировки топлива. Для характеристики особенностей транспортировки газообразного топлива можно опереться на знания школьников по физике о том, что с увеличением давления объём газа уменьшается, Эта физическая особенность газа используется при его транспортировке по газопроводам. Что касается химии, то при изучении темы « Топливная промышленность « характеристика будет неполной, если учитель не отметит, что все виды этих ресурсов одновременно являются углеводородным сырьём для химической промышленности.
Межпредметные связи становятся средством активизации только в том случае, если они требуют от учащихся разнообразной умственной деятельности (анализа, сравнения). Поэтому установление связи географии с другими предметами ставит перед учителем задачу не только найти, рассказать на уроках подобранный материал, но и организовать активную работу учащихся по анализу данного материала.
Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей.
Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии, содействуя тем самым раскрытию единства природы — общества — человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность — это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Агеева И.Д.Весёлая география на уроках и праздниках. Методическое пособие.М.: Сфера, 2004
Булатов В.А., Каринский С.С. , Новиков А.В. Общая география. М.:Мирос, 1994
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение.6 класс. М.:Дрофа, 2011
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А. А. «География России. Природа, население» 8 класс
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А. А. «География России. Хозяйство и экономические районы» 9 класс
Емельянов А.В. 300 вопросов и ответов по странам и континентам Ярославль. Академия развития, 1997
Климанов В.В., Климанов Вл..В. Земли и страны: учебное пособие по географии. М.:Московский лицей, 1996
Чижова В.П. Школа природы: экологическое образование в охраняемых природных территориях. М.:Заповедники, 1997