Обобщающий урок по теме «Африка».
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме «Африка», продолжить формирование умений работы с картой; продолжить работу по развитию познавательного интереса к учебному предмету; воспитание чувства товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование: физическая карта Африки, географические атласы, компьютер, раздаточный материал (карточки).
Опережающее домашнее задание (индивидуально): «Самый интересный объект материка Африка». Подготовить интересные факты, презентации, используя различного рода источники информации.
Ход урока:
Класс делится на три команды. На классной доске три дорожки (соответствует количеству команд). Каждая клетка дорожки соответствует этапу работы команд. Последняя итоговая.
I | II | III | IV | V | Итоговая | |
I |
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
Результаты работы на каждом этапе отражаются в клетках дорожки каждой команды.
Вступительное слово учителя:
— Ребята, сегодня по электронной почте мы получили сообщение, в котором говорится, что мы должны выполнить следующее задание.
Задание:
— Назовите объект, географическое положение которого можно охарактеризовать следующим образом: «Его пересекает Южный тропик, он находится в южном и восточном полушариях».
А. Африка
В. Озеро Виктория
С. Южная Америка
Д. о. Мадагаскар
Учитель:
— Так как мы с вами оказались на о. Мадагаскар, нам предстоит соорудить «сухопутный мостик», чтобы оказаться на материке Африка. Для этого необходимо выполнить следующее задание. (Слайд №2. Викторина.)
Африка
Вопросы викторины:
Столица ЮАР;
Постоянный поток воды, текущий в углублении;
Родственники жирафа, обитающие только в Африке;
Царь зверей;
Его выносит река Нил
Поток воды, низвергающийся с уступа.
Первые заглавные буквы по вертикали (ответ).
Учитель: «Сухопутный мостик» мы с вами соорудили через пролив.
— Как называется этот пролив? (Мозамбикский)
Учитель:
— Итак, ребята, мы вместе успешно справились с заданием. Наш урок продолжается (работа в группах).
1. «Узнай объект».
(Слайд №2. Контурная карта Африки.)
Цифрами указаны объекты: Гвинейский залив, мыс Игольный, остров Мадагаскар, Суэцкий канал, полуостров Сомали, Гибралтарский пролив, Красное море, Средиземное море, Мозамбикский пролив.
На столах карточки – таблицы с заданием:
Название объекта | |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
Задание:
— Укажите название объектов, указанных цифрами, заполнив таблицу.
Отчёт групп (подведение итогов).
2. «Климатическая».
(Слайд №3. Физическая карта Африки). На карте указаны цифры 1,2,3.
Задание №1:
Укажите точку, описание климата которой соответствует.
Назовите климатический пояс, о котором идет речь.
Каждая команда получает карточку, где дано описание климата только одной из точек указанных на карте.
Карточка№1.
Точка расположена в области высокого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100мм). Средняя январская температура воздуха 10 С, июльская 38 С.
Карточка №2.
Здесь сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января 24 С, июля 30 С. Годовое количество осадков 600-1000 мм.
Карточка №3.
Низкое атмосферное давление и значительное количество осадков(1500-1800) на протяжении года. Январская температура воздуха здесь 26С, а июльская 28С.
Отчет команд. Подведение итогов.
3.«Удивительный мир».
Учитель:
— Случилось так, что вы оказались в природных зонах. Где можно было бы увидеть удивительных обитателей?
(Слайд №4. Органический мир Африки.)
Обитатели растительного и животного мира материка в рисунках: масличная пальма, кофейное дерево, банан, лианы, молочаи, алоэ, саркоцефалюс, зонтичная акация, финиковая пальма, горилла, шимпанзе, бегемоты, муравьи, крокодилы, муха-цеце, нектарницы, медовед, слоны, жирафы, антилопа канна, трубкозуб, страус, зебры, бабочки змеи.
Задание №1:
— Укажите природные зоны на материке Африка.
Задание №2:
— Проведите группировку растительного и животного мира по их принадлежности к природной зоне.
Каждая команда получает карточку – таблицу, заполняя её.
Обитатели растительного и животного мира | |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
Подведение итогов на данном этапе работы.
(Слайд №5)
— Подумайте, правильно ли даны ответы на вопросы (“Да”, “нет”)
— Найдите ошибки, исправьте их и объясните свои действия.
— Заполните карточки-таблицы.
Отчет команд о выполнении задание. Подведение итогов.
4.Знаете ли вы?
Каждой группе предстоит выбрать один из трех конвертов, в которых карточки – таблицы с ответами на вопросы.
Конверт №1.
“Да”, “нет” | |
1.Атмосферное давление на экваторе высокое. |
|
2.Растение вельвичия растет во влажных лесах. |
|
3.Родина кофе – Эфиопия. |
|
4.В зоне саванн выпадают осадки по сезонам. |
|
5.Нигер – река бассейна Индийского океана. |
|
Конверт №2.
“Да”, “нет” | |
1.В зоне саванн животные живут в основном на деревьях. |
|
2.Туареги — жители тропических пустынь. |
|
3.Африка — самый жаркий материк. |
|
4.Большинство рек материка относятся к бассейну Индийского океана. |
|
5.Река Конго – самая полноводная река материка. |
|
Конверт №3.
“Да”, “нет” | |
1.Площадь материка Африка 9млн км2 |
|
2.Пересыхающие русла рек материка- вади |
|
3.Баобаб-дерево африканских пустынь |
|
4.Атлас-горы, протянулись на юго-востоке материка Африка |
|
5.Пигмеи-жители экваториальных лесов бассейна реки Конго |
|
5. «Самый интересный объект».
Путешествие по самым интересным объектам материка Африки:
— водопад “Виктория” (Слайд№6,7)
— вулкан “Килиманджаро” (Слайд №8).
— национальный парк Крюгера (Презентация).
Подведение итогов урока.