МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
пос. Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Река моего детства
— Камелик
(Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта)
Урок литературного
краеведения в 5 классе.
Учитель Дорохова Н.В.
ЦЕЛИ: содействовать осознанию ребёнком своих «корней»,
приобщать учащихся к народным традициям,
помочь определить своё место в жизни,
учить уважать другие культуры.
ХОД УРОКА:
Эпиграф: «…Камелик,
Пусть совсем ты невелик,
Только сердце мне с тобою
Расставаться не велит»
(Е.Бикташев)
Учитель. У каждого человека есть своя родина, своя малая родина. И человек в своих воспоминаниях связывает её с чем-то особенным, что есть именно на его родине. И я не ошибусь, если скажу, что нам дорога родина не только воспоминаниями о родном доме, но и воспоминаниями о нашей реке Камелик. Не только люди, родившиеся на этой реке гордятся и любят её, но и те, кто здесь побывал хотя бы раз. Этому доказательство – песня о Камелике саратовского композитора Е.Бикташева.
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашей реке в её историю.
1ученик. Путешествие в мир краеведения хотелось бы начать с портрета дорогого и любимого всеми жителями нашего посёлка, да и всего Перелюбского района Камелика. Что ни говори, а именно эта тихая степная речка положила начало освоению нашего края более двух веков назад. Это на её крутых берегах вставали первые избы поселенцев, здесь поили своих коней башкиры – кочевники, облюбовавшие привольные места для свободной, как им казалось, жизни. Вода в степи – это жизнь, и жизнь эта забурлила на щедрых берегах Камелика.
2 ученик. А теперь о происхождении названия. Почему Камелик? Есть несколько версий, вполне заслуживающих внимания.
Одна из них, первая, связана с появлением башкир на его берегах. Двигаясь с севера на юг, кочевники переправлялись через неизвестную речку, причём переправлялись на лодках. «Каме» по-башкирски – лодка. Словосочетание «камелик» означало «плавать на лодке» или «использовать лодку». Это, казалось, очень убедительная версия. Но при изучении немногих архивных документов 18 – 19 веков выясняется, что к тому времени, когда башкиры появились на Камелике, там уже стояли два села – Тарасовка и Рахмановка, а на старинной дороге от Волги до Уральска упоминается «Камилицкий Умёт» (Умёт – одинокий постоялый двор в степи).
3 ученик. Имеет право на жизнь и другая версия. «Камелик» или «камилица» с сербскохорватского языка переводится как «ромашка», «белая ромашка». Видимо, этим словом первоначально именовалась наша река. Достоверно известно, что в середине 18 века в Заволжье по реке Иргиз русское правительство селило сербов, которые спасались в России от преследования Османской империи. Не исключено, что часть из них облюбовала устье степной речушки, которая впадала в Иргиз, и вполне могла дать ей своё название по имени цветка, который во множестве встречается по берегам Камелика, а уж потом губернские и другие чиновники, составляя на слух документы на переселенцев, превратили «камилицу» в слово «Камелик». Примерно десятилетие спустя на её берегах уже русские поселенцы основали два села.
4 ученик. Возраст Камелика измеряется миллионами лет. В Саратовской области Камелик по протяжённости занимает 8-10 место среди речек.
Весной, во время половодья, Камелик, показывая норов, обычно выходит из берегов, отрезает сёла одно от другого.
Раньше пользовались лодками, но потом стали строить мосты. Первый из них связал берега реки в Большой Тарасовке, когда строилась республиканская дорога Пугачёв-Перелюб. Это было в середине 60-х годов ХХ века.
5 ученик. В нижнем течении Камелик не похож на тихую степную речушку. От посёлка Молодёжный и до самого устья в его пойме растут тенистые леса – жемчужина нашего края. Здесь одно раздолье для отдыха, чем смело и пользуются жители прилегающих сёл.
Камелик во все времена был богат рыбой: плотвой, щукой, окунем, карасём. И сом в речке водится.
Камелик – удобное место для обитания целого ряда видов птиц и млекопитающих. В его укромных уголках гнездятся утки, ну а от сорок и ворон отбоя нет.
6 ученик. Мы совершили небольшую заочную экскурсию по Камелику.
Степная река всегда манила к себе людей, и они с удовольствием селились на её берегах.
И по сей день он поит и кормит жителей нашего района, вписывает в степной пейзаж колорит своих тихих заводей, плёсов, сочную зелень красавиц ветел. Но всё это лирика, а действительность такова: сегодня на Камелике живёт около 10 000 человек из 18 000 числящихся в районе.
Деятельность человека, особенно в 60-80 годах прошлого столетия, здорово изменила облик Камелика, причём в худшую сторону. Перехваченный в нескольких местах плотинами, он буквально зачах и потихоньку, особенно около сёл, превратился в большую сточную яму.
Но Камелик продолжает оставаться Камеликом, как трудно ему ни приходилось, и продолжает служить людям добрую службу.
Учитель. Вода в степи – это жизнь. И эта жизнь бурлит на щедрых берегах Камелика. Людей разных национальностей приютил на своих берегах Камелик. Только в нашем посёлке бок о бок живут русские, казахи, башкиры, татары, чуваши, лезгины, чеченцы и люди других национальностей. Живут одной большой дружной семьёй, приходя друг другу на помощь и в горе, и в радости, сыграв вместе ни одну свадьбу, воспитывая вместе детей и внуков. Но каждый народ счастлив по-своему, у каждой национальности очень много интересного и запоминающегося, что они несут ещё от своих предков и стараются передать своим детям и внукам.
Сегодня мы с вами поговорим о народных праздниках русских, казахов и башкир, познакомимся с их обычаями.
Православная Масленица.
Масленицу на Руси встречали ещё наши деды и прадеды, встречали «широким разгулом», весельем и масленичным угощеньем. С незапамятных времён на Руси самый весёлый народный праздник – Масленица совпадает с «сырной неделей».
Масленица до сих пор считается одним из любимых праздников русского народа. Наводившее страх на всё живое чудище Морана (зима) убегало, а появлялось светлое божество весеннего плодородия земли – весёлая красавица Лада. Шли века за веками и красавица-богиня, вестница весны Лада, превратилась в Масленицу.
Праздновали Масленицу, целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городов» происходило в понедельник и во вторник.
В среду весь честной люд начинал лакомиться масленичными яствами, поэтому – то и звалась среда – Лакомка.
В четверг мастерили чучело зимы и возили его в санях, устраивались масленичные игрища.
Пятница слыла, да и теперь слывёт, под именем «тёщин вечерок».
Суббота зовётся «золовкины посиделки». Оба дня, пятница и суббота, посвящены в народе хождению по родне.
Воскресенье – последний день Масленицы. Носит название: «проводы», «прощанье», «целовник». Приходил «прощёный день» — просили прощение и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые и все первые встречные.
Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг по дружке в гости хаживала крещёная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. На восьмой день наступали проводы, сжигалась зима – Морана. Вывозили безобразное чучело-чудовище и сжигали за околицей на сероватом снегу. Вместе с чучелом в костре сгорали и забывались все неудачи прошлого года.
Казахский обряд «Имянаречение».
Есть интересный и радостный обряд «имянаречение». В дом, где родился младенец, в пятницу, в полдень, приглашают гостей, сначала пожилых людей, потом родственников и соседей.
В честь рождения наследника или наследницы приносят в жертву накануне, до заката солнца, барана.
Гости рассаживаются на полу, поджав пол себя ноги, по кругу. Мулла спрашивает у гостей: «Зачем вы пожаловали в дом?». Гости отвечают: «Мы слышали о пополнении семьи, только не знаем: телёнок, жеребёнок, ягнёнок? А ребёнок? Кто? Сын! Дочь!» Мулла просит отца принести ребёнка на подушке и положить в центр круга, отец гордо и бережно выполняет эту миссию и всем гостям объявляет о рождении ребёнка, пол ребёнка и выбранное имя.
Мулла читает молитву, а потом во всеуслышание произносит имя ребёнка. Ребёнку в ухо три раза мулла прокричит имя, чтобы ребёнок знал его.
Гости преподносят подарки малышу, сладости к столу. Малыша уносят в другую комнату, накрывают достархан и гостям подают угощение: бишбармак, баурсаки, сладости, чай.
«Имянаречение» завершает обряд снятия сглаза. После ухода гостей, в чашку наливают воду и омывают все дверные ручки, стёкла окон, после чего воду разбрызгивают в комнате младенца и снимают сглаз. Если ребёнок спит спокойно, значит, он доволен своим именем, и никто его не сглазил.
3. Башкирский обряд «Разрезание пут».
К году малыш может стоять, но никак не может пойти, как будто его кто-то держит, поэтому ему и разрезают путы.
Накануне бабушка готовит путы. Она сшивает смесь лоскутиков с одежды близких родственников, брата или сестры, называя черты характера (смелость, скромность, честность, уважение, красота, ум и т.д.), которые должны перейти к малышу.
Мать малыша называет родственницу, которой доверяет разрезание пут. Она должна купить ребёнку подарок – это будет обувь: пинетки, ботиночки.
Ребёнку перевязывают ноги и между ног катают сваренное вкрутую яйцо. Яйцо – символ жизни. Яркие лоскутики, яйцо привлекают малыша, и он с интересом наблюдает за символическими действиями взрослых, пытается поймать катающееся яйцо, в это время и нужно резать путы.
Учитель. Много интересного у всех народов, важного для народа, для традиций. И всё это, ребята, мы с вами должны знать, чтобы передать своим детям. И, самое главное, мы не должны забывать о том, что мы все живём под одним солнцем, в данном случае на берегу одной полноводной, приветливой реки, и все должны быть такими же добрыми, с открытой душой, любить не только себя, но и окружающих нас людей. Ведь без взаимного понимания не будет и светлого будущего.
Используемая литература.
Ю. Бычков. «В степях под Перелюбом» (исторические очерки). Саратов. ГП «Полиграфист». 1995 г.
Ю. Бычков. «Родина рассветная моя» (Перелюбский район в ХХ веке). Саратов. Приволжское книжное издательство. 2000 г.
Ю. Бычков. «Башкиры на Камелике». Саратов. Приволжское книжное издательство. 2003 г.