Пояснительная записка
Экологическое воспитание учащихся как качество личности должно формироваться в процессе непрерывного экологического образования и воспитания. Дополнительному образованию сегодня определяется особая роль в совершенствовании направлений деятельности образовательных систем.
В Министерстве Ставропольского края была разработана концепция о непрерывном экологическом образовании, на основе которой создана образовательная программа «Изучай свою малую Родину».
Бесспорная актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблемы выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации. Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности
Программа «Изучай свою малую Родину» дает возможность ребятам среднего и старшего школьного возраста продолжить знакомство с проблемами экологии в своем регионе в рамках занятий Станции юный натуралистов и уже сейчас приступить к осуществлению природоохранной деятельности.
Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность обучающимся дополнить и углубить базовые знания общеобразовательных школ по предметам естественного цикла. Кроме того, реализация данной программы позволяет улучшить связи образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования с предметами базисного учебного плана в станции юных натуралистов.
Цели экологического образования: формирование у ребят системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации, а так же развитие представлений о регионе как сложном динамически развивающемся эколого-географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение личности.
Реализация цели в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения:
— принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающей среде. Он включает необходимое рассмотрение естественнонаучных, социологических, технологических концепций и теорий, их интеграцию при решении актуальных экологических проблем. Большая часть программного материала посвящена ознакомлению и анализу исторических модификаций постановки экологических проблем и вариантов их решения. Поэтому существенный объем курса связан с выявлением экологических проблем своего региона.
— деятельностный принцип, который формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества обучающихся;
— междисциплинарный принцип, который заключается в обеспечении связи между различными внутренними разделами краеведения, а также формировании межпредметного взаимодействия во всем комплексе современных естественнонаучных дисциплин и гуманитарного знания.
— принцип личностно ориентированного образования, нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях новой экологической культуры.
Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить несколько задач.
Задачи эколого-биологической образовательной программы
Воспитательные:
— формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;
— формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности.
Обучающие:
— становление системы специальных представлений в области краеведения и охраны окружающей среды;
— обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды;
— обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности.
Развивающие:
— развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;
— развитие социальных, коммуникативных качеств школьников
— развитие навыков практической работы в природной среде.
Данная программа рассчитана на 306 часов, для учащихся 7-9 классов. Программа эколого-биологического курса «Изучай свою малую Родину» рекомендуется для учащихся 7кл.(1 год обучения), 8 кл.(2 год обучения), 9 кл. (3 год обучения) классов. В программе представлены практические работы и экскурсии.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы «Изучай свою малую Родину!» в полном объеме предполагает:
экологически грамотное поведение детей в окружающей среде,
наличие у детей интереса к своей малой Родине,
расширение кругозора у воспитанников,
успешная адаптация к условиям жизни в обществе.
Полученные результаты призваны обеспечить преемственность географического, биологического и экологического образования на разных ступенях школы.
Программа вариативна. Педагог имеет право корректировать учебно-тематические планы, находится в постоянном поиске новых сочетаний форм и методов организации работы в рамках данной программы, для чего систематически знакомится с новинками периодической печати и издательской продукции.
Региональный компонент дает возможность отразить специфику природы Ставрополья. Региональное содержание программы разработано с учетом исторического прошлого, как динамичном субъекте Российской федерации.
При разработке программы был использован общероссийский и региональный опыт работы по вопросам формирования экологического мирровозрения Сотниковой Н.Н., Гниловского В.Г., Румыниной Н.С., Савельевой В.В., Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева, Алексеева С.В.
Классификационная характеристика программы:
— по уровню применения – развивающая;
— по философской основе – гуманистическая;
— по ведущему фактору психического развития – социальная;
— по характеру содержания – общеразвивающая;
— по подходу к обучающему – личностно- ориентированная;
— по преобладающему методу – проблемно-поисковая
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, коррелирующих с уровнем освоения материала.
Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, реферативных, практических, лабораторных работ, создании слайд-фильмов могут впоследствии использоваться в различных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научно-исследовательской работе. Программа дает возможность поступления в вузы на факультеты экологического профиля, и, несомненно, может сыграть важную роль в деле формирования экологической культуры учащихся.
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, коррелирующих с уровнем освоения материала
Содержание эколого – биологической программы
«Изучай свою малую Родину» 1-й год обучения (7-й класс)
Данная программа состоит из 4 разделов:
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (9 часов).
Вводное занятие. Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации. Особенности физико — географического расположения Труновского района, своего населенного пункта.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности (66 часов).
Характеристика рельефа. Горные породы, слагающие земную кору. Абсолютные и относительные высоты. Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых. Антропогенный рельеф. Климатические особенности местности. Характеристика сезонов. Элементы погоды. Описание погоды. Прогноз погоды. Синоптические карты. Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ. Встреча с профессором кафедры В.А.Александровым. Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления. Водные ресурсы. Состав, распределение. Общая характеристика рек. Река и ее элементы на примере реки Ташла. Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла. Определение скорости течения реки, расход воды. Выявление экологических проблем рек.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (16 часов).
Здоровье человека и среда обитания. Пути предотвращения загрязнения водных объектов. Экологический десант «День воды». Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Экологическая акция, посвященная Дню Земли.
IV раздел: Калейдоскоп проектов (11часов).
Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 1-м году обучения, члены кружка должны:
I. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ:
Ставропольский край на мировых картах, глобусе,
Тип земной коры в основании Ставропольского края,
Сейсмически опасные территории, крупные формы рельефа края,
Полезные ископаемые Ставрополья,
Климатический пояс и область,
Факторы формирования климата,
Крупные реки края,
Природные ресурсы,
Крупные города,
Этнические группы населения,
Названия сельских национальных поселений,
Экологические проблемы края.
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
1. Географическую информацию о крае по общегеографическим и тематическим картам (строение земной коры, полезные ископаемые, почвы, климатические показатели, плотность населения и др.);
2. Расстояния в километрах и градусах от г. Ставрополя и своего населённого пункта до экватора, полюсов, до Кавказских гор и г. Эльбрус, крайние точки края и их координаты.
III. ОПИСЫВАТЬ:
1. Речные системы крупных рек края и своего населённого пункта,
Природные комплексы края по выбору, не менее двух,
3. Отдельные компоненты природных комплексов,
4. Особенности быта различных этнических групп населения по выбору.
ОБЪЯСНЯТЬ:
1. Размещение полезных ископаемых в зависимости от геологических структур,
2.Особенности и разнообразие компонентов природы в крае,
3. Процессы, происходящие в различных геосферах,
4. Причины экологических проблем,
5. Особенности национального состава в крае.
ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
1. Изменения рельефа края,
2. Эрозионные процессы на территории края,
3. Изменения климата,
4. Природные богатства и природные условия как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Содержание эколого – биологической программы
«Изучай свою малую Родину» 2-й год обучения (8-й класс)
Данная программа состоит из 4 разделов:
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (11 часов).
Вводное занятие «Строим город Экоград». Построение модели экологически чистого города Экограда. Определение целей и задач на новый учебный год. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. История появления на карте Ставропольского края своего населенного пункта. Экскурсия в музей села Безопасного.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности (40 часов).
Озера, их происхождение, общая характеристика. Экскурсия на озеро Соленое. Изучение химических свойств воды озера Соленое. Почвы – одно из важнейших природных богатств. Изучение механического и органического состава почв. Почвенный профиль, его особенности. Экологические проблемы почв. Экскурсия на поля с/х предприятий «Рисовые чеки» к-за им. Ворошилова. Растительный и животный мир степей. Видовой состав растительного мира.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (35 часов).
Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Качество и состав питьевой воды. Качество и состав воды родников. Основные источники воды водоемов. Экологический десант «День воды». Источники загрязнения почв (минеральные и органические удобрения, бытовой мусор). Определение нитратов в почвенных образцах. Почвы и здоровье человека (гельминты, палочка Коха и другие возбудители болезней человека).
IV раздел: Калейдоскоп проектов (16часов).
Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско –краеведческом движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 2-м году обучения, члены кружка должны:
I. НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:
1. Основные формы рельефа края,
2. Тектонические структуры и состав горных пород края,
3. Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними процессами в крае,
4. Тип климата, погоды на территории края и их признаки,
5. Стихийные климатические явления края,
6. Водные ресурсы края,
7. Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставропольском крае.
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
Расстояния по картам Ставропольского края по масштабу и градусной сетке,
Коэффициент увлажнения,
Суммарную солнечную радиацию в разных частях края,
Поясное время,
Расход воды в реках своего населённого пункта и её качественный состав,
По приборам в своей местности атмосферное давление, температуру, количество осадков, направления по картам Ставропольского края и компасу.
III. ОПИСЫВАТЬ:
Погоду своей местности,
Геологическое обнажение своей местности,
Особенности быта и традиции народов, проживающих на территории края,
Ландшафты своего населённого пункта, края (по репродукциям картин, фотографиям).
IV. ОБЪЯСНЯТЬ:
Связь между тектоническим строением края и его рельефом,
Особенности климата в крае,
Зависимость речной сети от климата в крае,
Закономерности в изменении почв,
Наличие в крае зональных и азональных типов почв.
ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
Развитие эрозионных процессов,
Тенденцию изменения плодородия почв в крае,
Изменение видового состава растительности и животного мира в крае,
Состояние и использование водных, минеральных, биологических ресурсов края.
Содержание эколого – биологической программы
«Изучай свою малую Родину» 3-й год обучения (9-й класс)
Данная программа состоит из 4 разделов:
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (8 часов).
Вводное занятие. Особенности географического положения Ставропольского края, своего населенного пункта. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. Этапы изучения учеными Ставропольского края. Методы исследовательской работы, источники информации.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности (33 часа).
Видовой состав растительного мира. Промыслово-охотничьи ресурсы. Изучение близлежащих ботанических зоологических заказников (озеро Соленое, Лесная дача). Флора и фауна водоемов (на примере реки Ташла и озера Вшивое). Изменение видового состава органического мира в результате хозяйственной деятельности человека. Типичные ландшафты своей местности. Экологические проблемы с. Безопасного.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (45 часов).
Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Источники загрязнения атмосферы. Составление диагностической карты. Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку») Запыленность воздуха (исследование степени запыленности школьных кабинетов). Пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы. Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека. Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Птичий грипп. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Экологическая акция, посвященная Дню Земли. Экологическая акция «Посади дерево». Экологическая акция «Чистый водоем».
IV раздел: Калейдоскоп проектов (16час).
Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы.
В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 3-м году обучения, члены кружка должны:
I. НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:
Положение края на административной карте России, Северо-Кавказский (южный) федеральный округ,
Экономико-географические районы края,
Отрасли хозяйства,
Административные районы Ставропольского края и их центры, города: крупные, большие, средние, малые, народы Ставрополья и ареалы их расселения, религии народов края,
Районы края с повышенной плотностью населения, территории взаимопроникновения и взаимообогащения культур,
Промышленные и транспортные центры в крае, примеры рационального и нерационального размещения производства в крае,
Соседние административные регионы: Ростовская обл., Краснодарский край, Калмыкия, Дагестан. Чеченская республика, Карачаево-Черкесская республика, Северная Осетия, Кабардино-Балкария.
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
Динамику рождаемости, смертности, численности населения, естественный и механический прирост населения края,
Отрасли специализации края, своего района, города, общие тенденции развития хозяйства края, района, своего населённого пункта,
Условия возникновения и развития рекреационных зон в крае,
Функции городов на Ставрополье,
Обеспеченность экономики края природными ресурсами.
III. ОПИСЫВАТЬ:
Экономико-географическое положение края,
Промышленные, сельскохозяйственные предприятия, транспортный узел,
Рекреационный район по плану комплексной характеристики предприятия,
Один из промышленных центров Ставропольского края,
Технологический процесс предприятия по выбору учащегося.
IV. ОБЪЯСНЯТЬ:
Причины изменения экономико-географического положения края,
Специализацию хозяйства Ставропольского края,
Причины изменения показателей естественного и механического движения населения в крае,
Зависимость состава и структуры трудовых ресурсов от миграции населения, специализацию экономико-географических и административных районов в крае,
Причины образования и развития разных типов поселений,
Изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью в структуре хозяйства края.
V. ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
Динамику численности населения края, миграции и естественное
движение населения,
Особенности занятости населения, миграционные процессы в крае,
Перспективы развития зон отдыха и туризма в Ставропольском крае,
Изменения экологической ситуации в крае.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Важную роль в реализации программы для дополнительного образования «Изучай свою малую Родину!» играет методическое обеспечение образовательного процесса. Основными формами обучения являются фронтальные, групповые и индивидуальные занятия, самостоятельные поисковые работы и экскурсии на интересные объекты села. Методы — теоретические: словесные, наглядные, практические, видеометод и компьютерное моделирование, реферирование. Методы поисково- исследовательской работы.
Методический аппарат данной программы направлен на развитие самостоятельной деятельности воспитанника, на самоопределение и самореализацию через проектную деятельность в образовательном процессе.
В программе много времени отдано на практикумы, которые направлены на закрепление теоретического материала, что дает возможность более полному пониманию его. При организации и проведении экскурсий следует ознакомить учащихся с основными, базисными экологическими факторами, влияющими на состояние участка; с особенностями ландшафта; антропогенными факторами; с проявлением эрозионных процессов и влиянием загрязнителей окружающей среды. Дать определения понятиям географического расположения участка, рельефа ландшафта, видам коммуникационных сооружений, типам экологического загрязнения воздуха, почвы, водоёмов и других факторов. Дать объективную оценку сложившихся природных ресурсов, характеристику почвенно-климатического потенциала и уровня их варьирования (по временам года, при максимальном и минимальном их проявлении), а также инструктажу по технике безопасности.
В списке литературы представлены методические пособия, материалы по организации учебных занятий, справочники. Также перечень содержит ряд изданий философско-экологического, теоретического и методологического плана по различным вопросам формирования экологической культуры личности.
Первая ступень обучения.
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности.
Теоретические занятия:
Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации.
Особенности физико-географического расположения Труновского района, своего населенного пункта.
Практические занятия:
Работа с физической картой России и Ставропольского края.
Нахождение села Безопасного на карте Ставропольского края и Труновского района.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности
Теоретические занятия:
Характеристика рельефа своей местности.
Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых.
Антропогенный рельеф.
Климатические особенности местности.
Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления.
Водные ресурсы. Общая характеристика рек.
Выявление экологических проблем своей местности.
Практические занятия:
Описание горных пород, слагающие земную кору.
Определение абсолютных и относительных высот.
Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых.
Описание погоды. Составление прогноза погоды используя календарь погоды.
Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ.
Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла.
Определение скорости течения реки, расход воды.
Участие в акции «Чистый водоем».
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека
Теоретические занятия:
Здоровье человека и среда обитания.
Пути предотвращения загрязнения водных объектов. Конго-крымская геморрагическая лихорадка.
Практические занятия:
Экологический десант «День воды».
Экологическая акция, посвященная Дню Земли.
IV раздел: Калейдоскоп проектов
Теоретические занятия:
Требования к оформлению исследовательских работ, проектов, рефератов, докладов.
Практические занятия:
Общешкольная конференция научно-исследовательских работ.
Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»).
Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
Самостоятельная работа (работа с компьютерными тестами, дидактическими карточками, подготовка инициативными группами материала в экологическую газету «Зеленый портфель», районную газету «Нива»).
Примерные темы рефератов:
Неблагоприятные климатические явления в Труновском районе.
Экологические проблемы рек в Труновском районе.
Зависимость здоровья человека от окружающей среды.
Конго-крымская геморрагическая лихорадка.
Мой вклад в участие экологических акций.
Вторая ступень обучения.
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности.
Теоретические занятия:
Вводное занятие «Строим город Экоград».
История исследования, освоения и заселения Ставропольского края.
История появления на карте Ставропольского края своего населенного пункта.
Практические занятия:
Построение модели экологически чистого города Экограда.
Экскурсия в музей села Безопасного.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности
Теоретические занятия:
Озера, их происхождение, общая характеристика.
Почвы – одно из важнейших природных богатств.
Изучение механического и органического состава почв.
Экологические проблемы почв.
Растительный и животный мир степей.
Видовой состав растительного мира.
Практические занятия:
Экскурсия на озеро Соленое.
Изучение химических свойств воды озера Соленое.
Почвенный профиль, его особенности.
Экскурсия на поля с/х предприятий «Рисовые чеки» к-за им. Ворошилова.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека
Теоретические занятия:
Здоровье человека и среда обитания.
Нозогеография.
Качество и состав питьевой воды.
Качество и состав воды родников. Источники загрязнения почв (минеральные и органические удобрения, бытовой мусор). Почвы и здоровье человека (гельминты, палочка Коха и другие возбудители болезней человека).
Практические занятия:
Определение химического состава родников села Безопасного.
Экологический десант «День воды».
Определение нитратов в почвенных образцах.
IV раздел: Калейдоскоп проектов
Теоретические занятия:
Требования к оформлению исследовательских работ, проектов, рефератов, докладов.
Практические занятия:
Общешкольная конференция научно-исследовательских работ.
Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»).
Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
Самостоятельная работа (оформление слайд-фильма по теме научно-исследовательской работы, подготовка инициативными группами материалов в экологическую газету «Зеленый портфель»).
Примерные темы рефератов:
Истоки села Безопасного.
Почвы- богатство Труновского района.
Экологические проблемы почв.
Флора и фауна моей малой Родины.
Появление и жизнь озера Соленое.
Нозогеография.
Родники села Безопасного.
Почвы и здоровье человека.
Третья ступень обучения.
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности
Теоретические занятия:
Особенности географического положения Ставропольского края, своего населенного пункта.
История исследования, освоения и заселения Ставропольского края.
Этапы изучения учеными Ставропольского края.
Методы исследовательской работы, источники информации.
Практические занятия:
Определение географического положения своего населенного пункта.
Составление описание о заселении своего села.
Описание методов исследовательской работы.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности
Теоретические занятия:
Видовой состав растительного мира.
Промыслово-охотничьи ресурсы.
Ботанические заказники Ставрополья.
Флора и фауна водоемов.
Изменение видового состава органического мира в результате хозяйственной деятельности человека.
Типичные ландшафты своей местности.
Экологические проблемы с. Безопасного.
Практические занятия:
Изучение близлежащих ботанических зоологических заказников (озеро Соленое, Лесная дача).
Флора и фауна водоемов (на примере реки Ташла и озера Вшивое).
Описание типичных ландшафтов села Безопасное.
Описание экологических проблем села Безопасного.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека
Теоретические занятия:
Здоровье человека и среда обитания.
Нозогеография.
Источники загрязнения атмосферы.
Пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы.
Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека.
Конго-крымская геморрагическая лихорадка.
Птичий грипп.
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Практические занятия:
Составление диагностической карты. Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку»).
Запыленность воздуха (исследование степени запыленности школьных кабинетов).
Экологическая акция, посвященная Дню Земли.
Экологическая акция «Посади дерево».
Экологическая акция «Чистый водоем».
IV раздел: Калейдоскоп проектов
Теоретические занятия:
Требования к оформлению исследовательских работ, проектов, рефератов, докладов.
Практические занятия:
1. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ.
2.Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»).
3. Подведение итогов работы кружка. Демонстрация ПОРТФОЛИО воспитанников кружка.
Самостоятельная работа (оформление слайд-фильма по теме научно-исследовательской работы, подготовка инициативными группами материалов в экологическую газету «Зеленый портфель»).
Примерные темы рефератов:
Роль Тифлиского тракта в появлении Труновского района.
Ботанические заказники Ставрополья.
Ландшафты села Безопасного..
Антропогенные ландшафты.
Жизнь водоемов.
Влияние пыли на здоровье школьников.
Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку»).
Птичий грипп.
Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека.
Механизм оценки получаемых результатов:
Входной контроль может проводиться в виде собеседования по различным темам естественных наук и гуманитарного знания.
Текущий контроль можно проводить в виде семинаров и компьютерного тестирования по отдельным темам (разделам), круглых столов, отчетных творческих заданий (например, слайд-фильм, заметки в экологическую газету «Зеленый портфель»). В отдельных темах также возможно использование проектных технологий, когда защита проекта выносится на конец обсуждения той или иной темы и является формой промежуточного контроля уровня сформированности представлений.
Итоговый контроль возможен в форме зачета, контрольного собеседования по основным разделам программы, мини-конфренции или участия в экологическом массовом мероприятии, ориентированного на контроль знаний и развитие познавательного интереса (олимпиада, конференция и др.).
В ходе реализации программы образовательный процесс строится на основе педагогических технологий, гарантирующих достижение поставленных целей и направленных, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого обучающегося, оказание помощи в становлении личности путем организации познавательной деятельности.
Наиболее востребованы в данной образовательной программе информационные технологии (создание слайд-фильмов, работа с тематическими компьютерными играми и т.п.), технологии проблемного и развивающего обучения, которые определяются следующими концептуальными положениями:
обучающийся — главная фигура образовательного процесса, а не педагог;
познавательная деятельность является главной, педагог же помогает ее осуществлять;
приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение обучающимися навыков и их применение, но не усвоение как таковое.
При разработке учебных занятий педагог должен придерживаться следующих требований:
Прорабатывать учебный материал в содержательном и процессуальном аспекте с позиции субъективного опыта обучающегося и реального уровня его облученности.
Постоянно создавать по ходу образовательных занятий ситуации успеха.
Поощрять высказанные учеником интересные идеи, гипотезы, версии.
Привлекать личный опыт обучающихся при изучении новых вопросов в исследовательском проекте.
Стремиться организовать по ходу образовательных занятий, групповых консультаций, научно-исследовательских конференций дискуссии между обучающимися для обмена опытом.
Не пытаться показать свое превосходство перед обучающимися.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
наличие учебной—аудитории;
специальная библиотека;
коллекционный и дидактический материал;
технические и лабораторные средства обеспечения практических работ.
Реализация учебно-методического комплекса предусматривает использование новой оптической аппаратуры, сопряженной с компьютером, для подготовки на современном уровне учебного материала всех видов: персональный компьютер, видео проектор, мультимедийный экран, телевизор, видеомагнитофон.
В процессе обучения на занятиях используются следующие ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации: экологические таблицы, географические карты, схемы, диаграммы, фотографии; видеофильмы:«География Ставропольского края» 2 части,«История Ставропольского края » в 2 частях..
Анализируя проделанную работу по данной программе можно отметить следующее:
К программе проявлен интерес со стороны педагогов и учащихся школ Труновского района.
Грамотность в области экологической культуры помогает детям по-новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать природно-культурные особенности своего района.
Разнообразные формы и методы занятий будят воображение детей, влекут их к исследованию.
4. Главный итог программы — обучающиеся к концу работы по
программе соответствуют модели выпускника Станции юных натуралистов, определенной Программой развития МОУ ДОД СЮН .
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Андрейченко Г.В., Грачева В.Д. Философия. Учебник. — Ставрополь: Изд.СГУ, 2001г.
Алексеев СВ. Проблема нового человека в культуре прошлого и будущего // Экология. Культура. Образование. — 2002. — №6 — С. 57-58.
3. Алексеев СВ. Культурное сотрудничество с природой — будущее
человечества // Экология. Культура. Образование. — 2002. — №8. — С. 32-34.
4. Алексеев СВ. Вопросы экологической культуры в спецкурсе «Экология и
культура» для учреждений дополнительного образования // Экология.
Культура. Образование. — 2003. — №10-11. — С. 31-32.
Алексеев СВ. Экологическая культура старшеклассников как показатель отношения к природе // Экологические проблемы Ставрополья: Тез. докл. VIII научно-практической конференции Краевой экологической школы. -Ставрополь, 2003. — С. 5-7.
Алексеев СВ., Макиян И.В. Самооценка отношения учащихся к окружающей среде (диагностика уровня экологической культуры учащихся) // Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья: Тез. докл. X научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой академии туризма и краеведения. — Ставрополь, 2005. — С 29-31.
Алексеев СВ. Воспитание экологической культуры учащихся на занятии «Мои потребности и экология» спецкурса «Основы экологической культуры» // Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья: Тез. докл. X научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой академии туризма и краеведения. — Ставрополь, 2005. — С 59-61.
Алексеев СВ. психодиагностическое исследование по программе спецкурса «Основы экологической культуры» для учреждений дополнительного образования // Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья: Тез. докл. X научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой академии туризма и краеведения. -Ставрополь, 2005. — С. 58-59.
Алексеев В. П. Географические очаги формирования человеческих рас. -М.: Мысль, 1985.
10. Бабин И.А., Кудинова Н.М., Сотникова Н.Н. Школа миролюбия. Выпуск
I, И, III. — Ставрополь, 2002.
П.Бирюкова И.В., Гапонова Н.Н., Алексеев СВ. Использование метода анкетирования при диагностике уровня сформированности экологической культуры учащихся // Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья: Тез. докл. X научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой академии туризма и краеведения. — Ставрополь, 2005. — С. 61-63.
Виппер Р. Ю. История древнего мира. История древних веков. — М.: Республика, 1993.
Глазачев С Н., Грехова Л. И., Козлова О. Н., Сотникова Н. Н. Культура мира: Взгляд из России (очерки, проекты). — М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола,
Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. — М.: «Современный писатель» -1998.
Глазачев С. Н. Экологическая культура: Экологическая культура и образование. Опыт России и Югославии. — М.: ТЭКО Центр, 1998.
Глазачев С. Н., Грехова Л. И., Козлова О. Н., Сотникова Н. Н. Культура мира: Взгляд из России (очерки, проекты). — М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 1999. — с. 88.
17. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Эколого-биологическое
дополнительное образование: опыт теоретического анализа, диагностики
и коррекции. — М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — с. 192.
Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей (экология для гуманитариев). — М.: «Горизонт», 1997.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт-М, 2001г.
20. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. —
М.: Просвещение, 1998. — С. 78.
21. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. — Новосибирск: СО
«ДЛ», 1993.
22. Козлова Т.А. и др. Экология: Книга для учителя. — М.: Школа-Пресс,
1996.
Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология. — Ростов/Дон: «Феникс», 2000.
Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Кузнецов В.Н. Экология 5-11 кл.: Программно-методические материалы. — 2-е изд. — М: Дрофа, 1999. — С. 160.
Левитман М.Х. Экология — предмет: интересно или нет? — СПБ.: СОЮЗ, 1998.-С. 80.
Мазур И.И. и др. Путь к экологической культуре. — М.: Горизонт, 2001.
Овдиенко Н.И., Овдиенко А.Г. Человек и семья в народной культуре Программа дополнительного образования // Экология. Культура Образование. — 2003. — №12 — С. 23-26.
Пономарева И. Н. Экология. — М.: Вентана-Графф, 2001. — С. 272.
Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Соч. в 2-х томах / СПб. 1993г.-т. 1.
31.Радионова Н.Ф. и др. Критерии эффективности образовательны: программ дополнительного образования детей в контекст компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическом; пособию. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. — С. 104.
32.Радионова Н.Ф. и др. Оценка эффективности реализации програм? дополнительного образования детей: компетентностный подход.
33. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Программные практические работы»: Методическое пособие – М.: «Школа — Пресс», 2001
34.Савельева В.В., Б.Л. Годзевич. Природное и природно-культурное наследие Ставрополья – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Вишнякова В.Ф. и др. Экология Ставропольского края: Учебник до 9-11 кл. общеобразовательной школы Ставропольского края. Ставрополь: Сервисшкола, 2000. — С. 192.
Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10(11) класс: Тематическс планирование: Методическое пособие. — 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001. С.80.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебник для 9-11 классе общеобразовательных учреждений. — М: Школа-Пресс, 1996.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы обще экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. М: Устойчивый мир, 2000. — С. 272.
Мишвелов Е. Г. Овдиенко Н. И. Словарь наиболее употребляемых экологии и природопользовании терминов и понятий. — Ставропол] КЭБЦ-2002.
Миркин. Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник и Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школь Изд. С2-е, перераб. и доп. — М: АО МДС, 1996. — С. 272.
Суравегина И.Т., Мамедов Н.М., Экология: задания, тесты: рабоча тетрадь. — М.: Школа-Пресс, 1996. — С. 176.
Савельева В.В. Годзевич Б.Л. Природное и приодно-культурно наследие Ставрополья. — Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — С. 112.
Хохлов А. Н., Яковлев Н. П. Краткий экологический словарь справочник. — Ставрополь: КЭБЦ. — 2002.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. — М. Просвещение, 1997.
10. Агроклиматический справочник по Ставропольскому краю.-
Ставрополь, 1958.-236с.
11. Пособие по проведению анализов почв и составлению агрохимических
картограмм.-М.:Россельиздат, 1965 .-329с.
12. Соколов А.В.,Ахроменко А.И.,ПанфиловВ.М.Вегетационный метод.-
М.:Сельхозгиз,1938.-292с.
13. Дронов А. Родные просторы: Учебное пособие для учащихся – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001
14. Гниловской В.Г. «Занимательное краеведение» – Ставрополь, 1974
Румынина Н.С., Комарова Л.Н. «Ставропольеведение»: Рабочие тетради для учащихся 6-9 классов – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003
Физическая география Ставропольского края: Учебник 6-8 классов общеобразовательных учреждений /под ред.В.В.Савельевой, Н.С.Румыниной, Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева/– Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003
Экология Ставропольского края: Учебник для образовательных школ – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000
Практическая работа №1-2
«Определение по картам географических координат крайних точек Ставропольского края и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта»
Цели работы:
1.Проверить и оценить свое умение определять географические координаты 2.Научиться находить на географической карте местоположение своего
населенного пункта по географическим координатам и обозначать его на
контурной карте.
Последовательность выполнения работы.
Найдите крайние точки Ставропольского края.
С — п. Манычское Апанасенковский район
Ю- ст. Галюгаевская Курской район
З- п Радуга Новоалександровский район
В- п Бакрес Нефтекумский район
Используя физическую карту Ставропольского края определите их географические координаты
На контурной карте обозначьте границы Ставропольского края указав соседей первого порядка, главный административный город, крайние точки.
Выделите пунктиром границы Труновского района, с.Донское, с. Безопасное
устно ответьте на следующие вопросы:
На каком материке расположен ваш населенный пункт, в какой части света?
С какими районами граничит Труновский район?
Определите по карте расстояние до г. Ставрополя, г. Москва .
Практическая работа №3
«Определение горных пород своей местности»
Цели работы:
1.Закрепить знания о горных породах о их происхождении и использовании. 2.Научиться различать осадочные и магматические горные породы своей
местности.
Последовательность выполнения работы.
1.Соберите горные породы своей местности или используйте готовую
коллекцию горных пород.
2.Проведите классификацию горных пород по плану:
Горные породы
Магматические Осадочные
3.Опишите несколько образцов по предложенному плану:
Название
Плотная, рыхлая или сыпучая
Масса (лёгкая или тяжелая)
Цвет
Блеск
Твердость
Если обломочная (крупно; средне; мелкообломочная)
Если органическая (можно ли рассмотреть следы органического происхождения)
4. Какое хозяйственное значение горные породы, слагающие земную кору вашей местности
Практическая работа №4
«Определение абсолютной и относительной высоты точек на местности»
Цели работы:
1.Закрепить и проверить свои знания приемов определения высот рельефа на местности.
2.закрепить умение составлять простейший план местности.
Последовательность выполнения работы.
1.При помощи прибора нивелира измерьте высоту холма.
2.Проверьте полученные результаты с показателями GPS (спутниковой
поисковой системы).
3.При помощи горизонталей и других условных знаков составьте
простейшую схему холма, используя
свои показатели относительных высот.
Практическая работа №5
«Работа с календарем погоды»
Цели работы:
1.Проверить и оценить своё умение наблюдать погоду, пользоваться
метеорологическими приборами.
2.Проверить умение составлять календарь погоды.
Последовательность выполнения работы.
1.Вооружитесь необходимыми приборами для измерения элементов погоды
(термометром, флюгером, осадкомером и т д) , пронаблюдайте погоду своей местности в течении недели.
2.Заполните дневник наблюдения погоды по предложенной схеме:
Место наблюдений
Географическая широта и долгота
Высота над уровнем моря
Время наблюдений
Температура, С
Облачность
Виды облаков
Осадки
Ветер (направление, сила)
Тип погоды
Практическая работа №6
«Построение графиков «суточного хода температуры», «розы ветров» используя материалы календаря погоды »
Цели работы:
1.Проверить и оценить своё умение наблюдать погоду, пользоваться
метеорологическими приборами.
2.научиться строить графики «суточного хода температуры», «розы ветров» используя материалы календаря погоды.
Последовательность выполнения работы.
1.По материалам календаря погоды начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 1 градус С, и сколько — горизонтальная ось (2 клеточки — один срок наблюдений). Рядом с температурой в утренние, полуденные и вечерние часы отмечайте высоту Солнца над горизонтом.
2. По графику определите:
когда температура воздуха была самой низкой?
Когда температура воздуха была самой высокой?
Чему равна суточная амплитуда температуры?
Чему равна средняя суточная температура?
3.Постройте график «розу ветров» используя данные своих наблюдений.
Практическая работа №7
«Изучение элементов реки Ташла»
Цели работы:
1.Проверить свои знания о элементах реки .
2.Научиться на местности определять исток, русло, притоки, устье, речную долину.
Последовательность выполнения работы.
1.Изучите дополнительный текст по теме «Реки моей малой Родины» река Ташла.
2.Выйдите к берегам данной реки, определите направление течения реки, установите устье (опишите его).
3.Выйдите на мост №1 пронаблюдайте русло реки и речную долину, если есть возможность сфотографируйте или зарисуйте.
4.Определите притоки реки.
5.Оцените визуально загрязненность реки.
Практическая работа №8-9
«Изучение скорости реки и расхода воды (на примере реки Ташла)»
Цели работы:
1.Научиться измерять скорость течения реки .
2.Научиться вычислять расход воды используя параметры реки Ташла.
Последовательность выполнения работы.
1.Скорость реки можно определить с помощью поплавков. Для этого нужно запастись рулеткой и поплавками. Для этого необходимо выбрать участок русла без изгибов, островов и лишенный водной растительности. Рулеткой отмерьте на берегу ровную линию длинной в 50-100 метров. В начале и в конце этой линии установите буйки по линии, строго перпендикулярно как к руслу, так и к линии. Это будет верхний и нижний створы нашей гидрометрической станции. У каждого створа поставьте наблюдателей- они должны будут, смотря через свои буйки, следить за прохождением поплавков по линии створов. Третьему участнику поручается забрасывать поплавки. Поплавки поочередно забрасывают на середину реки несколько выше первого затвора. Четвертый наблюдатель , вооружаясь обычным секундомером, засекает время сигналов, подаваемых наблюдателями в момент прохода каждого поплавка через верхний и нижний створы. Он же ведет запись в журнал времени прохождения поплавков. Когда все поплавки проплыли, надо вычислить среднюю продолжительность их движения, разделив сумму времени на число поплавков. Зная расстояние в метрах между створами, можно определить скорость (расстояние : время = скорость)
Но поплавки отражают скорость движения частиц воды только на поверхности русла, у дна она меньшая. Поэтому принято считать, что средняя скорость течения воды во всем русле для малых рек составляет 80 % от поверхностной скорости.
2.Площадь поперечного сечения определяют путем промеров. В том месте, где определялась скорость течения, поперек реки натягивают веревку, разделённую цветочными тряпочками на полумеры, затем шестом делают промеры у каждого деления веревки, записывают результаты в журнале и в уменьшенном масштабе вычерчивают профиль реки. Поперечный профиль представляет фигуру, состоящую из ряда трапеций и двух треугольников в краевых частях. Основаниями трапеций являются вертикали, определенные промерами, а расстояния между ними вычисляется по формуле:
S-полусумма оснований, умноженной на высоту (а+б /2).Затем определяем площади двух крайних треугольников по формуле: S-половина основания, умноженного на высоту (а/2 х h), за высоту принимается расстояние между промерами, а за основание вертикаль между треугольниками и соседними трапециями. Сумма всех вычисленных площадей в квадратных метрах составит площадь поперечного сечения реки.
Для вычисления расхода надо перемножить площадь поперечного сечения, выраженную в квадратных метрах, на скорость, выраженную в метрах в секунду. Зная расход воды в секунду, уже легко перейти к определению расхода воды в час, за сутки.
Практическая работа №9
«Изучение химических свойств воды озера Соленое.»
Цели работы:
1.Изучить химические свойства воды озера Соленое.
2.Научиться самостоятельно описывать пробы воды.
Последовательность выполнения работы.
Используя для образца дневник наблюдений изучите свойства воды озера Соленое.
Дата наблюдения: 15 ноября 2004 года.
Объект наблюдения: река Ташла.
Место наблюдения: мост, проложенный через реку.
Цель наблюдения: выявить физические и химические свойства воды реки, ее расположение относительно других объектов.
Результаты наблюдений:
С помощью ртутного термометра была определена температура воды в реке (5 гр.). Визуально произвели анализ прозрачности воды – мутная. Вода имеет слабый запах, оцененный в 0,8 баллов. Методом потенциометра определили рН воды. Индикаторы, изменив свою начальную окраску, показали, что уровень рН ~7,04 ед. Общая жесткость воды родника низкая: 0,5 мг-экв/куб. дм. Присутствует сухой осадок, в наличие взвешенные вещества. Используя метод пламенной фотометрии определили, что в воде находятся некоторые металлы (магний, кальций), но в незначительных количествах. Река Ташла сильно загрязнена. В нее жители села часто сбрасывают отходы, бытовой мусор, мертвых животных, а так же выпасают на берегах реки домашний скот. Кроме того над рекой возведено несколько мостов, в связи с чем на воде можно увидеть следы бензина, солярки и т.п. Некоторые предприятия берут из реки воду для производства и других нужд, чем нарушают естественный баланс уровня воды в реке.
Практическая работа №10
«Изучение механического и органического состава почв.»
Цели работы:
1.Изучение механического и органического состава почвенных образцов.
2.Научить самостоятельно, выявлять причинно-следственные связи полученных результатов.
Последовательность выполнения работы.
Определение механического состава почвы.
1.Взять почвенные образцы смочить водой и попытаться слепить предмет по форме напоминающий «бублик». Если полученный образец легко принял нужную форму и через пятиминутный интервал не дал обильных трещин, то в механическом составе этого почвенного образца преобладает глина.
2.Если вам не удается свернуть почвенный образец в нужную форму, и он легко крошится, то в механическом составе этого почвенного образца преобладает песок.
3.Если же вам легко удалось скатать форму бублика, но через некоторое время появляются множество трещин, то в механическом составе этого почвенного образца преобладает суглинок.
Определение органического состава почвы.
Возьмите спиртовку, над ней установите штатив с решеткой, на которую насыпьте почвенный образец. Зажгите спиртовку. Пронаблюдайте, что будет происходить с почвой? Сделайте вывод об остатках сгорания. Выясните, что такое гумус? И как он образуется?
Практическая работа №11
«Почвенный профиль, его особенности.»
Цели работы:
1.Научить учащихся делать почвенный профиль.
2.Научить учащихся читать почвенный профиль.
Последовательность выполнения работы.
1.Выкопать яму с размерами 1,5 х1.5х 1,5 метра.
2.Заранее приготовить деревянный короб, который плотно приставив к почвенному срезу, при помощи лопаты отделить с почвой. Это и будет ваш почвенный профиль.
3.Почвенный профиль опишите выделив в нем следующие горизонты:
А- гумусовый слой
В- горизонт вымывания
В1- горизонт вмывания
С- материнская порода
Каждый горизонт измерьте линейкой, подробно опишите его механический состав, органический состав. Сделайте причинно- следственные связи о составе почвенного образца. Определите тип почвенного образца.
Практическая работа №12-13
«Видовой состав растительного мира.»
Цели работы:
Продолжить работу над формированием у школьников понятие о видовом составе органического мира своей местности.
Научить учащихся самостоятельно пользоваться Атласом — определителем
Последовательность выполнения работы.
1.Изучить гербарий растений своей местности.
2.Совершить экскурсионный поход по намеченным маршрутам.
3.При помощи Атласа-определителя а, также используя ранее полученные знания о растительном мире своей местности определить видовой состав встречающихся растений.
4.Выяснить видовой состав животного мира своей местности.
5.Сделать вывод о видовом разнообразии органического мира своей местности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС).
Тема занятия |
Типы занятий |
Планируемые результаты | Общее кол-во часов | В том числе | ||
| ||||||
Теоретические (час) | Практические (час) | |||||
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности.
| 9 | 4 | 5 | |||
1 | Вводное занятие. Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации. | Вводное занятие. | Физико-географическое положение СК. | 4 | 2 | 2 |
2 | Особенности расположения Труновского района, своего населенного пункта. | Комбинированное занятие. | Физико-географическое положение своей местности. | 5 | 2 | 3 |
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности. | 66 | 26 | 40 | |||
3 | Характеристика рельефа. | Комбинированное занятие | Знать особенности рельефа | 4 | 2 | 2 |
4 | Горные породы, слагающие земную кору. | Практическое занятие | Горные породы своей местности | 4 | 2 | 2 |
5 | Абсолютные и относительные высоты. | Практическое занятие | Уметь определять абс. относ. высоты | 6 | 2 | 4 |
6 |
Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых. Антропогенный рельеф. |
Комбинированное занятие | Выявление антропогенного рельефа | 4 | 2 | 2 |
7 | Климатические особенности местности. Характеристика сезонов. | Комбинированное занятие | Характеризовать климатические сезоны | 4 | 2 | 2 |
8 | Элементы погоды. Описание погоды. | Практическое занятие | Изучение элементов погоды | 3 | 1 | 2 |
9 | Прогноз погоды. Синоптические карты. | Практическое занятие | Чтение синоптических карт | 4 | 2 | 2 |
10 | Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ. Встреча с профессором кафедры В.А.Александровым. | Экскурсионное занятие | Ознакомление с приборами для аэрофотосъемки | 4 | — | 4 |
11 | Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления. | Комбинированное занятие | Характеристика неблагоприятных климатических явлений | 3 | 2 | 1 |
12 | Водные ресурсы. Состав, распределение. | Комбинированное занятие | Характеристика водных ресурсов | 3 | 1 | 2 |
13 | Общая характеристика рек. | Комбинированное занятие | Общая характеристика рек | 4 | 3 | 1 |
14 | Река и ее элементы на примере реки Ташла. |
Комбинированное занятие |
Элементы рек | 6 | 2 |
4
|
15 | Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла. | Практическое занятие | Определение элементов реки на местности | 5 | 1 | 4 |
16 | Определение скорости течения реки, расход воды. | Практическое занятие | Определение скорости течения | 6 | 2 | 4 |
17 | Выявление экологических проблем рек. | Комбинированное занятие | Умение сформулировать проблемы рек. | 4 | 2 | 2 |
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека. | 16 | 9 | 7 | |||
18 | Здоровье человека и среда обитания. | Комбинированное занятие | Зависимость здоровья человека от окружающей среды | 3 | 1 | 2 |
19 | Пути предотвращения загрязнения водных объектов. | Комбинированное занятие | Водоохранные меры | 4 | 2 | 2 |
20 | Экологический десант «День воды». | Практическое занятие |
| 3 | — | 3 |
21 | Конго-крымская геморрагическая лихорадка. | Комбинированное занятие | Участие в школьных пятиминуток здоровья. | 2 | 2 | — |
22 | Птичий грипп. | Комбинированное занятие | Участие в школьных пятиминуток здоровья. | 2 | 2 | — |
23 | Экологическая акция, посвященная Дню Земли. | Практическое занятие |
| 2 | 2 | — |
IV раздел: Калейдоскоп проектов. | 10 | 10 | — | |||
24 | Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. |
|
| 3 | 3 | — |
25 | Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). |
|
| 3 | 3 | — |
26 | Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов. |
|
| 4 | 4 | — |
ИТОГО:
| 102 | 49 | 53 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (8 КЛАСС)
Тема занятия |
Типы занятий |
Планируемые результаты | Общее кол-во часов | В том числе | ||
Теоретические (час) | Практические (час) | |||||
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности. | 11 | 6 | 5 | |||
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. | Физико-географическое положение СК. | 2 | 2 | — |
2 | История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. | Интегрированное занятие. | Роль «Великого шелкового пути» в освоении и заселении СК | 3 | 2 | 1 |
3 | История появления на карте Ставропольского края своего населенного пункта. | Интегрированное занятие. | Топонимика и ее связь с историч. событиями. | 4 | 2 | 2 |
4 | Экскурсия в музей села Безопасного | Экскурсионное занятие |
| 2 | — | 2 |
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности. | 40 | 18 | 22 | |||
5 | Озера, их происхождение, общая характеристика. | Комбинированное занятие | Озера своего края | 3 | 2 | 1 |
6 | Экскурсия на озеро Соленое. | Экскурсионное занятие | Составление маршрута экскурсии. | 5 | 1 | 4 |
7 | Изучение химических свойств воды озера Соленое. | Практическое занятие | Химический состав воды озера | 4 | 1 | 3 |
8 | Почвы – одно из важнейших природных богатств. | Комбинированное занятие | Почвенные ресурсы своего края. | 3 | 3 | — |
9 | Изучение механического и органического состава почв. | Практическое занятие | Суглинок,глина,песок. Перегной и его значение. | 4 | 2 | 2
|
10 | Почвенный профиль, его особенности. | Практическое занятие | Построение почвенного профиля | 6 | 2 | 4 |
11 | Экологические проблемы почв. | Комбинированное занятие | Умение сформулировать проблемы почв. | 4 | 2 | 2 |
12 | Экскурсия на поля с/х предприятий «Рисовые чеки» к-за им. Ворошилова. | Экскурсионное занятие | Реферат по проблемам разрушении почв. | 4 | 1 | 3 |
13 | Растительный и животный мир степей. | Комбинированное занятие | Флора и фауна своей местности. | 4 | 2 | 2 |
14 | Видовой состав растительного мира. | Практическое занятие | Уметь работать с определителем | 3 | 2 | 1 |
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека. | 34 | 20 | 14 | |||
15 | Здоровье человека и среда обитания. | Комбинированное занятие | Зависимость здоровья человека от окружающей среды | 3 | 3 | — |
16 | Нозогеография. | Комбинированное занятие | Специфика заболеваний своей местности. | 4 | 3 | 1 |
17 | Качество и состав питьевой воды. | Комбинированное занятие | Питьевая вода. | 6 | 2 | 4 |
18 | Качество и состав воды родников. | Комбинированное занятие | Артезианская вода. | 6 | 2 | 4 |
19 | Основные источники воды водоемов. | Комбинированное занятие | Питание водоемов. | 4 | 2 | 2 |
20 | Экологический десант «День воды». | Практическое занятие |
| 3 | — | 3 |
21 | Источники загрязнения почв (минеральные и органические удобрения, бытовой мусор). | Комбинированное занятие | Выявление источников загрязнения. | 4 | 2 | 2 |
22 | Определение нитратов в почвенных образцах. | Практическое занятие | Определение уровня загрязненности почвы. | 4 | 2 | 2 |
23 | Почвы и здоровье человека (гельминты, палочка Коха и другие возбудители болезней человека). | Комбинированное занятие | Почва как источник человеческих паразитов. | 4 | 4 | — |
IV раздел: Калейдоскоп проектов. | 16 | 16 | — | |||
24 | Завершение работы над исследовательским проектом. | Практическое занятие | Оформление проектов | 5 | 5 |
|
25 | Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. |
|
| 4 | 4 | — |
26 | Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). |
|
| 4 | 4 | — |
27 | Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов. |
|
| 3 | 3 | — |
ИТОГО
| 102 | 60 | 62 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (9 КЛАСС).
Тема занятия |
Типы занятий |
Планируемые результаты | Общее кол-во часов | В том числе | ||
Теоретические (час) | Практические (час) | |||||
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности. | 8 | 6 | 2 | |||
1 | Вводное занятие. Особенности географического положения Ставропольского края и своего населенного пункта. | Вводное занятие. | Физико-географическое положение СК. | 2 | 2 | — |
2 | Этапы изучения учеными Ставропольского края. | Комбинированное занятие Лекционное занятие. | Основные методы исследовательской работы | 2 | 2 | — |
3 | Методы исследовательской работы, источники информации. | Интегрированное занятие. | Роль «Великого шелкового пути» в освоении и заселении СК | 4 | 2 | 2 |
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности. | 33 | 22 | 11
| |||
4 | Видовой состав растительного мира. | Практическое занятие | Уметь работать с определителем | 3 | 2 | 1 |
5 | Промыслово-охотничьи ресурсы. | Комбинированное занятие | Биологические ресурсы своей местности. | 4 | 3 | 1 |
6 | Изучение близлежащих ботанических зоологических заказников (озеро Соленое, Лесная дача). | Комбинированное занятие | Общая характеристика заказников. | 4 | 4 | — |
7 | Флора и фауна водоемов (на примере реки Ташла и озера Вшивое). | Практическое занятие | Выявление особенностей жизни водоемов. | 6 | 2 | 4 |
8 | Изменение видового состава органического мира в результате хозяйственной деятельности человека. | Комбинированное занятие | Выявление тенденций в изменениях орг. мира | 4 | 4 | — |
9 | Типичные ландшафты своей местности. | Комбинированное занятие | Ландшафты своей местности. | 6 | 1 | 5 |
10 | Экологические проблемы с. Безопасного. | Комбинированное занятие | Умение сформулировать проблемы | 6 | 6 | — |
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека. | 45 | 27 | 18 | |||
11 | Здоровье человека и среда обитания. | Комбинированное занятие | Зависимость здоровья человека от окружающей среды | 4 | 2 | 2 |
12 | Нозогеография. | Комбинированное занятие | Специфика заболеваний своей местности. | 4 | 3 | 1 |
13 | Источники загрязнения атмосферы. Составление диагностической карты. | Практическое занятие | Выявление источников загрязнения атмосферы. | 4 | 2 | 2 |
14 | Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку») | Практическое занятие | Определять уровень вредных веществ в воздухе. | 4 | 2 | 2 |
15 | Запыленность воздуха (исследование степени запыленности школьных кабинетов). | Практическое занятие | Определение запыленности помещений. | 4 | 2 | 2 |
16 | Пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы. | Комбинированное занятие | Охрана воздушного бассейна. | 4 | 4 | — |
17 | Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека. | Комбинированное занятие | Оформление уголка здоровья. | 3 | 3 | — |
18 | Конго-крымская геморрагическая лихорадка. | Комбинированное занятие | Участие в школьных пятиминуток здоровья. | 3 | 3 | — |
19 | Птичий грипп. | Комбинированное занятие | Участие в школьных пятиминуток здоровья. | 3 | 3 | — |
20 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | Комбинированное занятие | Участие в школьных пятиминуток здоровья. | 3 | 3 | — |
21 | Экологическая акция, посвященная Дню Земли. | Практическое занятие |
| 3 | — | 3 |
22 | Экологическая акция «Посади дерево». | Практическое занятие |
| 3 | — | 3 |
23 | Экологическая акция «Чистый водоем». | Практическое занятие |
| 3 | — | 3 |
IV раздел: Калейдоскоп проектов. | 16 | 16 | — | |||
24 | Завершение работы над исследовательским проектом. | Практическое занятие | Оформление проектов | 5 | 5 |
|
25 | Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. |
|
| 4 | 4 | — |
26 | Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). |
|
| 4 | 4 | — |
27 | Подведение итогов работы. |
|
| 3 | 3 | — |
ИТОГО
| 102 | 71 | 31 |