План-конспект по теме: «Что изучает география?» 6 класс

10



Кисина Валентина Сергеевна

учитель географии

I квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 733 г. Москвы


6 класс

Урок 1

План – конспект по теме: “Что изучает география?”

Задачи:

1. Познакомить учащихся с предметом, задачами и методами географии.

Средства обучения:

Учебник, атлас, мел, доска, тетради, план – конспект, карта полушарий, презентация.

Методы:

— устного изложения (приемы: беседы, объяснения, рассказа)

Тип урока:

Изучение нового материала


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Приветствие.

II. Знакомство с учителем




У вас в этом году прибавилось количество предметов, одним из которых является география. Этот предмет буду у вас вести я. Зовут меня Куликова Валентина Сергеевна. Я вас поздравляю с началом учебного года и желаю удачи в новом учебном году.

Слушают.

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с темой и с задачами урока.









2. Знакомства с задачами, которые выполняет география.
























































































































3. Знакомство с методами изучения географии.
















































































3. Объяснение учителем, что изучает география.

























































4. Знакомство с учебником.















Этот учебный год начнёт открывать, а в каких – то вопросах расширять ваши знания об уже известных вам тайнах науки географии.

Тема сегодняшнего урока, что изучает география?

Для того чтобы узнать что изучает география мы с вами решим три задачи. (Вслух три задачи одновременно называть не надо).

Задачи урока узнать:

1) узнать какие задачи выполняет наука география;


2) узнать, что изучает наука география?

3) повторить материал курса природоведение.


Решим первую задачу. Разобраться с тем, какие задачи выполняет наука география, нам помогут небольшие отрывки текстов.

Итак, слушаем внимательно первый отрывок и с помощью него пытаемся назвать первую задачу, которую наука география выполняла в давние времена, в период открытия новых земель.


1) К зоне экваториальных лесов примыкает зона саванн – равнин, покрытых травами, среди которых возвышаются редкие деревья и разбросаны группы кустарников. Среди животных количественно преобладают растительноядные: антилопы, грызуны, в Австралии – кенгуру. Кроме этих млекопитающих, траву в большом количестве поедают насекомые, например саранча. В саваннах много крупных хищников: в Африке это лев, гепард.

Для того чтобы ответить на главный вопрос, какую первую задачу выполняет география разберем прочитанный текст.


1) О чем в данном тесте идёт речь?


Саванны, это одна из природных зон.

2) Что вы узнали о саваннах?
















Рассмотрим следующий небольшой отрывок текста, который также поможет нам узнать первую задачу географии.

Арктические и антарктические пустыни раскинулись на побережье и островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Это царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь на полюсах длятся по полгода. Из растений встречаются только некоторые виды лишайников, мхов. В Арктике живёт белый медведь. В Антарктиде — пингвины. Антарктический материковый ледник – крупнейшая на Земле ледяная пустыня.


3) О чём в данном тексте идёт речь?



4) Что вы узнали о арктических и антарктических пустынях?

















3) На примере данных отрывков подумайте и ответьте, что первоначально делали исследователи, путешественники, учённые чтобы передать людям, представление о новых открытых землях или участках земли?


4) Представим, что мы с вами путешественники плаваем по морским просторам в поисках новых материков, островов и вдруг перед нами открылись берега неизведанного ещё материка или острова. Что нужно нам с вами сделать, чтобы мир мог прочитать о растительном, животном мире, климате и население открытого материка или же острова?


На протяжении многих веков наука география только собирала сведения и описывала вновь открываемые земли.

5) Откройте учебники на странице 3 посмотрите и ответьте, что в переводе с греческого означает слово “география”?

Таким образом, слово “география” означает “описание Земли”.

Название этой науке дал древнегреческий учёный Эратосфен.

Узнаем также с помощью текста № 3 и 4, какую вторую задачу выполняет наука география.

… Африка самый жаркий материк, потому что на большей его части среднегодовая температура выше + 20 С. ..

… Австралия самый сухой материк, потому что на большей части его территории выпадает мало осадков.

6) Итак, что делает вторая задача науки географии.


Вторая задача, которую выполняет география – объяснить те или иные процессы, закономерности или особенности характерные для природы того или иного материка или острова.

7) Откройте учебники на странице 3-4 посмотрите и ответьте, какую третью задачу выполняет география?









8) Итак, какие же задачи выполняет наука география?










Запишем:


Задачи географии:

1. описание

Где что находится, как живёт, как развивается …?

2. объяснение

Почему это так происходит?

3. прогноз

Что будет через день, месяц, год, 10 лет?


Переходим к рассмотрению следующей, второй задачи урока, решение которой позволит узнать, какие методы изучения использует наука география?

Первоначально, для того чтобы нам было понятно, что означает слово метод, подумайте и назовите синоним к слову метод.

Синонимом слова метод является слова способ, по-другому мы с вами можем сказать, что вторая задача урока познакомиться со способами изучения географии.

9) Посмотрите в окно, на небо и определите на сегодняшний день состояние облачности (например, небо затянуто облаками, то есть облачно или сегодня солнечный день, или же переменная облачность, то есть, то Солнышко светит, то через некоторое время его закрывают облака)?

10) Затем мы с вами наследующий день так же посмотрели в окно и определили состояние облачности, также на третий день и так в течение месяца. Подумайте и ответьте, с помощью какого метода мы с вами сможем определить состояние облачности на месяц, два (учитель проговаривает число)?

Верно.


Познакомимся со следующим методом изучения географии.

Мы с Вами знаем, что наша страна очень протяжённая с запада на восток (учитель показывает по карте), поэтому Солнце не может осветит нашу страну одинаково, поэтому и время на территории нашей страны разное. Когда в Москве утро на Дальнем Востоке вечер. И поэтому когда мы с вами сегодня собирались в школу в утренних новостях уже сказали и показали по телевизору школьные линейки, прошедшие в городах Дальнего Востока.

Для того чтобы не путаться во времени ученые разделили условно нашу страну на части и в каждой части установили свое время и свой № часового пояса. Наша страна расположена в 10 часовых поясах.

Например, мы с вами знаем, что сейчас в Москве 10:00 часов, а сколько время, например во Владивостоке?

Для этого мы с вами должны найти разницу между часовым поясом Москвы и Владивостока, зная, что Москва расположена во втором часовом поясе, а Владивосток в 9.

11) Если разница, что нам с вами нужно сделать?

12) Сколько будет, если 9 – 2?

13) Далее ко времени Москвы мы с вами прибавляем 7, итак, сколько же сейчас во Владивостоке?


14) Знания, какой науки вы сейчас воспользовались, для того чтобы определить сколько сейчас времени во Владивостоке?


15) Значит, каким методом изучения географии мы с вами сейчас воспользовались (прилагательное от слова математика)?


Верно.

Познакомимся ещё с одним методом, для этого просмотрим небольшой видеоматериал (Диск: География. Альманах 2, фрагмент Географическая оболочка. “Что это? Пейзаж неведомой планеты. … В результате деятельности живых организмов возникла биосфера – сфера жизни …”.)




16) Итак, о чем нам сейчас рассказал данный видеоматериал?


Об истории развития планеты.


17) Как вы думаете какой метод использовали для того чтобы узнать историю развития нашей планеты?



Познакомимся со следующим методом изучения географии – сравнительно описательный. Например, данный метод позволяет нам с вами сравнить географическое положение материков, их природу


На уроках географии мы с вами часто будем пользоваться картографическим методом изучения географии, поскольку будем работать с картами.


18) Ребята, а как будет называться метод, если мы совершим экспедицию для изучения, например населения материка Африка? Прилагательное от слова экспедиция.


Итак, запишем

Методы изучения географии:

  • наблюдение;

  • математический;

  • исторический;

  • сравнительно – описательный;

  • картографический;

  • экспедиционный.


Рассмотрим третью задачу урока, что изучает география?


19) Как вы думаете, а что изучает география?



География – это наука о природе земной поверхности, о население и о его хозяйственной деятельности.


Запишем


География – это наука о природе земной поверхности, о население и о его хозяйственной деятельности.


Сейчас в географии выделяют 2 основные ветви.

В центре строки записываем “география” проводим вниз 2 стрелочки.

Под одной записываем физическая география. Слово “физис” по-гречески означает “природа”


17) Как, вы думаете, что изучает физическая география?





Верно.

Физическая география — это наука, которая занимается изучением природы земной поверхности.


Под одной стрелочкой пишем физическая география – это наука, которая занимается изучением природы земной поверхности.


Записываем

География



физическая

это наука, которая

занимается изучением

природы земной поверхности.


Другая – экономическая география.



18) Как, вы считаете, что изучает экономическая география?




Под другой стрелочкой пишем экономическая – это наука о население и его хозяйственной деятельности.



География



физическая экономическая

это наука, которая это наука о населении и

занимается изучением его хозяйственной

природы земной поверхности. деятельности.


Географические знания вы будете приобретать с 6 по 10 класс.

Теперь мы с вами рассмотрим, что изучают в начальном курсе географии. Для это откройте содержание, которое находится в конце учебника. Первый, начальный курс географии даст вам, прежде всего, знания о том, как можно изображать на сравнительно небольшом листе бумаги огромные части земной поверхности. Об этом вы узнаете при изучении раздела “Изображение поверхности Земли”.

Второй раздел курса: “Строение Земли. Внешние оболочки” самый большой. В нем вы узнаете о строении, составе, свойствах земной коры, воздушной оболочек, о населяющих их организмах, процессах, явлениях, которые происходят в них.

Третий раздел “Население на Земле” небольшой, он лишь познакомит вас с численностью населения Земли, различными народами, раздел поможет вам в дальнейшем при изучении населения страны мира.


Слушают.










Слушают. Смотрят.


Слушают. Смотрят.




Слушают. Смотрят презентацию.





Слушают.



1) О саваннах.


Слушают.


2) зона саванн – равнин, покрытых травами, среди которых возвышаются редкие деревья и разбросаны группы кустарников. Среди животных количественно преобладают растительноядные: антилопы, грызуны, в Австралии – кенгуру. Кроме этих млекопитающих, траву в большом количестве поедают насекомые, например саранча. В саваннах много крупных хищников: в Африке это лев, гепард.

Слушают.









3) Об арктических и антарктических пустынях.


4) Арктические и антарктические пустыни раскинулись на побережье и островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Это царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь на полюсах длятся по полгода. Из растений встречаются только некоторые виды лишайников, мхов. В Арктике живёт белый медведь. В Антарктиде — пингвины. Антарктический материковый ледник – крупнейшая на Земле ледяная пустыня.

3) 1 вариант — отвечают. 2 вариант – затрудняются ответить.



4) Описать. (Составить описание)





Слушают.


5) По – гречески “ге” – Земля, “графо” – пишу.

Слушают.

Слушают.

Слушают.


Слушают.


Слушают.


6) Отвечают.


Слушают.



7) Предвидеть, прогнозировать изменения в природе, особенно те, которые могут произойти в результате деятельности людей, отвечать на вопрос о том, как лучше использовать богатства природы, чтобы она не обеднела, а её запасы не истощились.

8)

1. описание

Где что находится, как живёт, как развивается …?

2. объяснение

Почему это так происходит?

3. прогноз

Что будет через день, месяц, год, 10 лет?



Записывают.










Слушают.



Отвечают.


Слушают.



9) Отвечают.




10) С помощью метода наблюдения.






Слушают.















11) Отнять.

12) 7

13) 17:00



14) Математике.



15) Математическим.



Слушают.

Слушают.







16) Отвечают.


Слушают.


17) Исторический.




Слушают.




Слушают.



18) Отвечают. Экспедиционный.


Записывают.










Слушают.


19) Отвечают.



Слушают.


Записывают.



Слушают.



Слушают.





17) Физическая география изучает природу Земной поверхности.




Слушают.


Записывают.
















18) Отвечают.




Записывают.












Слушают.


5. Закрепление нового материла.


Что нового вы узнали сегодня на уроке?


Отвечают на вопросы.

6. Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание. Подготовить к опросу 1 парагаф и записи в тетради.

Урок закончен, досвиданье.

Записывают.



Слушают.



















Список использованной литературы


1. Начальный курс географии: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимосва, Н.П. Неклюкова. – 4- е изд. — М. : Дрофа, 2005.


2. География. 5-6 классы: учеб. Доя общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М. : Просвещение, 2012.



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: