ПЛАН – КОНСПЕКТ
урока географии в 8 классе
Тема: Реки Пермского края.
(звучит гимн Пермского края, на экране презентация)
Учитель:
«С чего начинается Родина?»
Для одного она начинается с берёзки у дома, для другого – с тропинки в лесу, для третьего – с набережной Камы, а для всех нас – с нашего замечательного края, родного Прикамья.
(на доске)
Если человек мало знает о том месте,
где он родился, вырос и стал взрослым,
то он не может называться
патриотом и гражданином.
Наш край очень богат.
— Что мы называем природными ресурсами?
То, что человек использует для своей жизни и деятельности.
— Какие природные ресурсы вы знаете?
Минеральные, лесные, водные, почвенные, рекреационные.
— Какими ресурсами богат наш край?
(перечислить)
— Сегодня мы будем говорить о водных ресурсах.
Наш край не имеет прямого выхода к морям Мирового океана. Все воды Прикамья относятся к внутренним.
— Какие воды мы называем внутренними?
Внутренние воды – это реки, озёра, водохранилища, пруды, болота, ледники, снежники, подземные воды.
— Тема нашего урока «Реки Пермского края» (запись в тетради и на доске)
— Итак, вспомним основные понятия, которые относятся к данной теме. У вас на столах лежат карточки с понятиями и определениями. Найдите правильные соответствия.
ЗАДАНИЕ № 1
(работа в парах)
Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им русле.
Речная система – река со всеми притоками.
Речной бассейн – территория, с которой река собирает воды.
Водораздел – линия, разделяющая смежные речные бассейны.
Падение реки – разность высот уровней воды между истоком и устьем.
Уклон реки – частное между падением реки и её длины.
Питание реки – поступление в реку воды от разных источников. Может быть: снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное.
— Откройте, пожалуйста, атлас Пермского края на странице № 4.
— Территория Уральского Прикамья имеет хорошо развитую речную сеть, относящуюся, в основном, к бассейну реки Волга.
По расчетам учёных, общая длина всех рек региона превышает 80000 км, а их количество около 29000. (данные записываются в тетрадь)
(работа с атласом и тетрадью) На экране физическая карта Пермского края
Самыми крупными реками, чья длина превышает 300 км, являются (находим реку в атласе, записываем название в словарь в конце тетради):
Кама – 1805 км
Чусовая – 592 км
Сылва – 493 км
Колва – 460 км
Вишера – 415 км
Яйва – 304 км
Презентации учащихся о реках
(мини-проекты учащихся)
Наши реки имеют интересные названия. Множество рек имеют в названии одинаковый слог. Какой? (ва)
— Мария Кудряшова провела небольшое исследование и выяснила историю названия рек Пермского края. На основании её работы я предлагаю поработать переводчиками.
ЗАДАНИЕ № 2
(работа в парах)
— У вас на столах по 2 карточки. На одной написаны слова на коми-пермяцком, манси и удмуртском языках и их перевод на русский язык, на другой – названия некоторых рек Прикамья. Объясните, почему реки имеют такие названия.
КАРТОЧКА № 1
«ВА» (коми-пермяцкий) – вода
«КОЛ» (манси) – рыба
«ЧЕЛ» (коми-пермяцкий) – тихий
«УЛЬ» (коми-пермяцкий) – сырой, мокрый
«УНА» (коми-пермяцкий) – много
«ГАЙ» (коми-пермяцкий) – отклик, эхо в лесу
«ИНЬ» (коми-пермяцкий) – женщина
«ВИЛЬ» (коми-пермяцкий) – новый
«КОЙ» (коми-пермяцкий) – птица
«КОС», «КЭС» (коми-пермяцкий) – сухой, мелкий
«ЛЫС» (коми-пермяцкий) – хвоя
«НИЗЬ» (коми-пермяцкий) – соболь
«ПОЖ» (удмуртский) – мутный
«СЫЛ», «СЕЙ» (коми-пермяцкий) – глина
КАРТОЧКА № 2
Колва, Челва, Ульва, Уньва, Гайва, Иньва, Вильва, Койва, Косьва, Лысьва, Низья, Пожва, Сылва.
— Как видите, название реки – это её характеристика, которую дали наши далёкие предки.
— А как и для чего используются наши реки?
(для судоходства, рыбной ловли, сплава леса, для хозяйственной деятельности человека, для отдыха)
— Действительно, для сплава леса используются Вишера и Кама, для судоходства – Кама, для рыбной ловли – все реки и речушки края. А есть реки, которые можно назвать истинно туристическими.
Презентации учащихся о туристических маршрутах
(мини-проекты учащихся)
Учащиеся нашего класса подготовили буклеты, в которых показаны самые лучшие, не только в России, но и, возможно, в мире, туристические маршруты по рекам Пермского края.
Мы приглашаем в путешествия всех желающих.
(видеосюжет о том, как ребята раздают буклеты жителям города)
Домашнее задание:
Подготовить интересный материал об озёрах и водохранилищах Пермского края.
Домашняя работа может быть представлена в виде презентации, небольшого сообщения или доклада (по выбору учащегося).
Рефлексия
А сейчас – кроссворд. Можно объединиться по 4-5 человек. Для разгадывания кроссворда можно пользоваться картой атласа.
(проверка кроссворда – на экране, ответы вылетают по одному)
ЗАДАНИЕ № 1
естественный водный поток, текущий в выработанном им русле | |
Речная система | река со всеми притоками |
Речной бассейн | территория, с которой река собирает воды |
Водораздел | линия, разделяющая смежные речные бассейны |
Падение реки | разность высот уровней воды между истоком и устьем |
Уклон реки | частное между падением реки и её длины |
Питание реки | поступление в реку воды от разных источников. Может быть: снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное |
КАРТОЧКА № 1
«ВА» (коми-пермяцкий) – вода
«КОЛ» (манси) – рыба
«ЧЕЛ» (коми-пермяцкий) – тихий
«УЛЬ» (коми-пермяцкий) – сырой, мокрый
«УНА» (коми-пермяцкий) – много
«ГАЙ» (коми-пермяцкий) – отклик, эхо в лесу
«ИНЬ» (коми-пермяцкий) – женщина
«ВИЛЬ» (коми-пермяцкий) – новый
«КОЙ» (коми-пермяцкий) – птица
«КОС», «КЭС» (коми-пермяцкий) – сухой, мелкий
«ЛЫС» (коми-пермяцкий) – хвоя
«НИЗЬ» (коми-пермяцкий) – соболь
«ПОЖ» (удмуртский) – мутный
«СЫЛ», «СЕЙ» (коми-пермяцкий) – глина
КАРТОЧКА № 2
Колва, Челва, Ульва, Уньва, Гайва, Иньва, Вильва, Койва, Косьва, Лысьва, Низья, Пожва, Сылва.