Предмет: География
Класс: 7 класс
Тема урока: «Физико-географическое положение Африки», первый урок в разделе «Африка».
Тип урока: изучение нового материала.
Базовый учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» 7 класс.
Цели урока:
Образовательная — раскрыть содержание единичного понятия «географическое положение» на примере Африки.
Развивающая — продолжить обучение методами географических исследований: системный подход — выделение Ф.Г.П. как ведущего элемента в системе природа Африки; сравнительный подход — выявление сходства и различия в физико-географическом положении Африки и других материков.
Воспитательная — формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.
Задачи урока:
Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами.
Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению.
Продолжить формирование практических умений пользоваться географическими картами
Использование вычислительных навыков на уроке географии.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Методы и приёмы работы: — репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер учителя;
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта Африки, видеопроектор, компьютер, компьютерная презентация, учебник, атлас, дидактический материал (тесты, карточки) для организации самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Знакомство с физико-географическим положением материка.
Ход урока |
| ||
1. Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний и опыта
| Сегодня из урока мы знакомимся с удивительным материком полным тайн и загадок. Африкой. Тема нашего урока: «Физико-географическое положение Африки» Цели нашего урока:
На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На сегодняшнем уроке мы переходим к изучению материков. Вспомните, пожалуйста, что называется материком? Какие материки относятся к южным материкам? |
| |
2. Проблемная задача | Представьте теперь, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать особенностях природы материка. Предполагаемые ответы учащихся:
Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомится при изучении материка. |
| |
3. Проблемная задача | Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Давайте решим, какие вопросы мы должны включить в план, чтобы составить характеристику материка? |
| |
4. Алгоритм предъявляется на слайде.
| План характеристики материка.
|
| |
5. Частная задача к первому действию алгоритма. Фронтальное обсуждение | Первый вопрос плана характеристики материка — физико-геоографическое положение. |
| |
6. Основная проблема урока. Парное фронтальное обсуждение. | Тема нашего урока «Физико-географическое положение материка Африка» И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре. Для работы на уроке нам понадобиться учебник, тетрадь, атлас. И тот раздаточный материал который лежит на у каждого на партах. «Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?» Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местонахождение материка на земном шаре? Предполагаемые ответы учащихся:
|
| |
7. Решение проблемы: Составление алгоритма и его фиксация.
| Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка. (знакомство с планом) План
Итак, мы начинаем. |
| |
Вопрос | Ответ | ||
1. Положение материка по отношению к экватору
| Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. | ||
2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану | Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая к западу | ||
3. Крайние точки, их координаты
| Северная — м. Бен-Секка– 37 о сш 10 о вд Южная — м. Игольный – 35 о юш 20 о вд Западная — м. Альмади – 15 о сш 18 о зд Восточная — м. Рас-Хафун – 10 о сш 52 о вд | ||
4. Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах | С – Ю 37 о +35 о =72 о 111км * 72 о =7992км З – В (северный тропик) | ||
Какой вывод мы могли бы сделать? | Предполагаемые ответы учащихся:
| ||
6. Площадь материка | Площадь материка-30.3 млн. км2 | ||
Вспомните площадь суши | 149 млн. км2 Какую часть суши занимает материк Африка? | ||
7. В каких климатических поясах расположен материк?
| Африка расположена в экваториальном, в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. | ||
8. Положение материка по отношению к морям и океанам. | На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море. | ||
9. Положение по отношению к другим материкам.
| Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки. | ||
10. Вывод: (учитель предлагает сделать вывод учащимся самостоятельно) | Африка занимает выгодное физико–географическое положение. | ||
| А теперь поработаем в контурных картах. | ||
Технология | Ход урока | ||
8. Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Обсуждение в группах и фронтальные ответы
| Теперь я предлагаю ответить на вопрос который был задан в начале урока: «Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?» Предполагаемые ответы учащихся:
| ||
9. Подведение итога урока учителем
| Итак вы сегодня: 1. Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение; Домашнее задание: |