План-конспект урока по географии 7 класс «Географическое положение Африки»

Пучкова Людмила Владиславовна,

учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Плавская средняя общеобразовательная школа №1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова»

Тульская область, город Плавск

План — конспект урока


Предмет: География

Класс: 7 класс

Тема урока: «Физико-географическое положение Африки», первый урок в разделе «Африка».

Тип урока: изучение нового материала.

Базовый учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» 7 класс.

Цели урока:

Образовательная — раскрыть содержание единичного понятия «географическое положение» на примере Африки.

Развивающая — продолжить обучение методами географических исследований: системный подход — выделение Ф.Г.П. как ведущего элемента в системе природа Африки; сравнительный подход — выявление сходства и различия в физико-географическом положении Африки и других материков.

Воспитательная — формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Задачи урока:

  1. Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами.

  2. Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению.

  3. Продолжить формирование практических умений пользоваться географическими картами

  4. Использование вычислительных навыков на уроке географии.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Методы и приёмы работы: — репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер учителя;

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта Африки, видеопроектор, компьютер, компьютерная презентация, учебник, атлас, дидактический материал (тесты, карточки) для организации самостоятельной работы.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с физико-географическим положением материка.


Технология

Ход урока


1. Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний и опыта


Сегодня из урока мы знакомимся с удивительным материком полным тайн и загадок. Африкой. Тема нашего урока: «Физико-географическое положение Африки» Цели нашего урока:

  • Познакомиться с физико-географическим положением Африки.

  • Научиться давать характеристику физико-географического положения Африки.

  • Продолжить формировать умения работать с контурной картой.

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На сегодняшнем уроке мы переходим к изучению материков.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?
Ответ Материки – значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.
   Какие вы знаете материки? Покажите их на карте.
Ответ Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков,

   Какие материки относятся к южным материкам?
Ответ К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
   Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка большей частью лежат в южном полушарии и частично располагаются в северном полушарии.


2. Проблемная задача
Обсуждение в группах.

Представьте теперь, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Мы должны познакомится с растительным миром материка.

  • Узнать о климате материка.

  • Узнать о рельефе и полезных ископаемых материка.

  • Узнать как можно больше о животных, живущих на материке.

  • Мы должны познакомится с народами населяющими материк.

  • Должны узнать, какие государства расположены на материке.

  • Определить где находится материк.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомится при изучении материка.


3. Проблемная задача
Учитель и ученики вместе составляют план характеристики материка.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Давайте решим, какие вопросы мы должны включить в план, чтобы составить характеристику материка?


4. Алгоритм предъявляется на слайде.


План характеристики материка.

  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы.





5. Частная задача к первому действию алгоритма.

Фронтальное обсуждение

Первый вопрос плана характеристики материка — физико-геоографическое положение.
Что значит определить географическое положение любого географического объекта?
Географическое положение — это «адрес» географического объекта, по которому можно найти любой объект на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.


6. Основная проблема урока.

Парное фронтальное обсуждение.

Тема нашего урока «Физико-географическое положение материка Африка» И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре. Для работы на уроке нам понадобиться учебник, тетрадь, атлас. И тот раздаточный материал который лежит на у каждого на партах.
Вопрос на который мы должны ответить в конце урока:

«Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?»

Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местонахождение материка на земном шаре?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Определить площадь материка.

  • Определить, какими океанами омывается материк?

  • Определить, какие материки близко расположены к материку, а какие удалены?


7. Решение проблемы: Составление алгоритма и его фиксация.












Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка. (знакомство с планом)

План
физико-географического положения материка.

  • Положение материка по отношению к экватору.

  • Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  • Крайние точки, их координаты.

  • Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.

  • Площадь материка.

  • Положение материка по отношению к морям и океанам.

  • Положение материка по отношению к другим материкам.

  • Вывод: об особенностях физико-географического положения материка

Итак, мы начинаем.


Вопрос

Ответ

1. Положение материка по отношению к экватору


Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу.

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая к западу

3. Крайние точки, их координаты


Северная — м. Бен-Секка– 37 о сш 10 о вд

Южная — м. Игольный – 35 о юш 20 о вд

Западная — м. Альмади – 15 о сш 18 о зд

Восточная — м. Рас-Хафун – 10 о сш 52 о вд

4. Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах

С – Ю

37 о +35 о =72 о

111км * 72 о =7992км

З – В (северный тропик)

Какой вывод мы могли бы сделать?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Африка расположена по обе стороны от экватора.

  • Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе.

  • Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

6. Площадь материка

Площадь материка-30.3 млн. км2

Вспомните площадь суши

149 млн. км2

Какую часть суши занимает материк Африка?
Какой материк больше Африки?
Какой материк меньше Африки?

7. В каких климатических поясах расположен материк?


Африка расположена в экваториальном, в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

8. Положение материка по отношению к морям и океанам.

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

9. Положение по отношению к другим материкам.




Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

10. Вывод: (учитель предлагает сделать вывод учащимся самостоятельно)

Африка занимает выгодное физико–географическое положение.


А теперь поработаем в контурных картах.

Технология

Ход урока

8. Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.

Обсуждение в группах и фронтальные ответы




Теперь я предлагаю ответить на вопрос который был задан в начале урока: «Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?»

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Африка расположена по обе стороны от экватора.

  • Африка расположена по обе стороны от нулевого меридиана.

  • Второй материк по площади.

  • Омывается Атлантическим и Индийским океаном.

  • Близко расположен к материку Евразия.

  • Имеет выгодное физико-географическое положение.

9. Подведение итога урока учителем

Итак вы сегодня:

1. Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
2. Составили план характеристики любого материка, что позволит самостоятельно изучить и легко описать другие материки;
3. Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
4. Закрепили навыки работы с картой, алгоритмом;
5. Очень хорошо поработали и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

Домашнее задание:
Учебник, параграф 24, ответить на вопросы стр. 114


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Отмечаем праздник всей семьей"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: