План открытого урока в 7 классе по теме:
Атлантический океан.
Цель: изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное использование.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Оборудование:
карта океанов;
физическая карта мира;
атласы;
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
мультимедийная презентация «Атлантический океан».
УМК:
1. Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Материки, океаны. 7 кл. – М. : Дрофа, 2009.
2. Географический атлас. 7 класс. – М. : Дрофа, 2010.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Ход урока
Организационный момент
– Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан –(1слайд), (2 слайд)
Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны хорошо усвоить знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском. Проверку ваших знаний проведем в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).
II. Проверка домашнего задания
Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны» (2 варианта).
— Прочитав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».
Тихий океан — 1
Индийский океан — 2
1 вариант:
1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
2 вариант:
1) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
2) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
3) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
4) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
5) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.
Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.
Правильность выполнения цифрового диктанта:
(3 слайд)
Вариант № 1: 1)-2; 2)- 1; 3)- 1; 4)- 2; 5)- 2.
Вариант № 2: 1)-1; 2)- 2; 3) -1; 4)- 1; 5)- 1.
Критерии оценок:
За 1 правильный ответ- 1 бал.
III. Изучение нового материала
1. Введение (4 слайд)
– Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.
Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”
(запись темы урока в тетрадь).
Что мы должны знать, чтобы дать описание океана? (5 слайд)
— Познакомимся с основными характеристиками Атлантического
океана. Работа с атласами, запись в тетрадь. (6 слайд)
Второй по величине океан.
Площадь – 91, 6 млн. км2.
Объем — 329, 7 млн. км3.
Средняя глубина — 3 600 м.
Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто — Рико).
2. Характеристика географического положения океана
– Откройте учебники на стр. 313, охарактеризуем ГП океана по плану. Работа с атласами.
Между какими материками расположен Атлантический океан?
С какими другими океанами он связан?
Какие моря и заливы входят в состав данного океана?
Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?
В каких климатических поясах расположен океан?
Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.
Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.
3. История исследования океана (7 слайд)
Какой путешественник пересек Атлантический океан и открыл новый свет?
Кто впервые совершил кругосветное плавание?
С эпохи великих географических открытий Атлантический океан стал главным водным путем на земле.
Физминутка (8-13 слайд)
4. Происхождение и рельеф Атлантического океана (14 слайд)
— Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.
Задание. Пользуясь картой «Строение земной коры», определите:
В результате каких процессов образовался Атлантический океан?
Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются? В чем это выражено?
Почти посередине океана проходит Срединно — Атлантический хребет длиной более 17 тыс. км и шириной 1 000 км.
Найдите на карте самую глубокую точку Атлантического океана.
7. Климат. (15 слайд)
В каких климатических поясах лежит Атлантический океан?
Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.
— В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 90)
Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.
— Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с.91)
Средняя соленость Атлантического океана — 34, 87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35, 3‰, максимальная – более 37, 5‰. (Запись в тетрадь)
1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?
(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)
2) Чем обусловлена более высокая соленость (35, 5 — 37‰) Атлантического океана в субтропических широтах?
(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)
Течения (16 слайд)
— В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения.
Назовите их и покажите на карте.
— Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Почему?
— Какую роль оказывают течения на океан и климат прибрежных территорий?
Айсберги(17 слайд)
Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.
Какая трагедия произошедшая в атлантическом океане была связана с айсбергом?
Транспортные пути(18 слайд)
Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы). Рекреационные ресурсы Атлантический океан и его моря принимают на свои
берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).
Назовите крупные порты.
Рыбный промысел (19 слайд)
Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.
Добыча полезных ископаемых (20 слайд)
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте. )Какие Экологические проблемы будут связаны с этим?(21 слайд)
Рефлексия: С каким океаном мы познакомились? Что интересного вы узнали о Атлантическом океане? Понравился ли вам урок?
Домашнее задание: (22 слайд)
§ 19;
Задание № 2, 3
Подготовить сообщение о необычных явлениях
Атлантического океана.