Проект «Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еловская средняя общеобразовательная школа»

Еловский муниципальный район

Пермский край










Проект

«Организация учебной проектной деятельности учащихся

как способ развития

познавательных УУД»
















Елово, 2014


Название проекта: Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД.


Тип проекта (по характеру результата): практикоориентированный, продукционный проект


Название организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа»

618170, Пермский край, Еловский район, с.Елово, ул.Калинина, 23.

Телефоны: 8(34296)31433; 8(34296)30303


Email: elovoschool2008@yandex.ru


Сайт школы: http://elovoedu.ru/esosch


Автор проекта: учитель географии Кужлева Елена Владимировна

Персональный Email: kuzhlewa.elena@yandex.ru


Продолжительность проекта: 6 месяцев (июнь 2014-декабрь 2014 года)

Бюджет проекта: 50 тысяч рублей (Приложение 5).





















Аннотация проекта


Предлагаемый проект направлен на внедрение в образовательный процесс образовательных стандартов второго поколения, применение системно-деятельностного подхода в условиях общеобразовательного учреждения, нацелен на формирование и развитие универсальных учебных действий в ходе реализации учебных проектов у обучающихся основной школы.

В ходе проекта участниками творческой группы по его реализации будут апробированы метод учебных проектов, определены критерии оценивания проектов.

Практические результаты проекта:

  • Рабочие программы по предметам.

  • Банк учебных проектов.

  • Модели уроков в парадигме системно-деятельностного подхода.

Опыт работы педагогов по теме проекта «Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД» будет представлен на семинарах, конференциях, круглых столах, в сборниках школьного и муниципального уровней, на сайте учреждения.



























РАЗДЕЛ I – ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Сотрудники проекта

Ф.И.О.

Основная должность


Образо-вание

Должность по проекту

1.

Пьянова Людмила Васильевна

Директор

Высшее

Руководитель проекта

2.

Кужлева Елена Владимировна

учитель

Высшее

Заместитель руководителя проекта

3.

Богданова Нина Александровна

Учитель технологии

высшее

Руководитель временной творческой группы «Организация учебной проектной деятельности учащихся на уроках естественно-научного и музыкального циклов»

4.

Житникова Галина Александровна

Учитель русского языка и литературы

Высшее

Руководитель временной творческой группы «Организация учебной проектной деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла»

5.

Батуева Ольга Анатольевна

Заместитель директора по УВР

высшее

Руководитель консультационной службы

6.

Лужбина Вера Васильевна

Главный бухгалтер

высшее

бухгалтер




Участники проекта: учителя 5б класса 2014-2015 учебного года.

  1. Временная творческая группа «Организация учебной проектной деятельности учащихся на уроках естественно-научного и музыкального циклов» в составе: учитель природоведения Рязанова А.И., учитель музыки Якунина Т.В., учитель математики Еловикова Н.А.

  2. Временная творческая группа «Организация учебной проектной деятельности учащихся на уроках гуманитарного циклов» в составе: Учитель русского языка и литературы Аристова М.А., учитель истории Юдина Н.С., учитель английского языка Васфиева Л.Г..






РАЗДЕЛ II – СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

1. Концепция проекта.

1.1. Проблемно-ориентированный анализ

Работа по проекту инициирована образовательной политикой государства и развитием школы.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральные образовательные стандарты общего образования показывают изменение требований, предъявляемых к современному образовательному учреждению.

  • «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении…».

  • «…индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий, которые вызовут у ребенка интерес к учебе…».

  • «Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования…».

  • «В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой…».

В выборе направления деятельности образовательного учреждения большую роль сыграли общественные слушания, на которых были сформулированы требования, предъявляемые к школе учениками, родителями, обществом. Учениками, родителями востребовано обучение, ориентированное на жизнь, на практическую социализацию учащихся.

Определённые требования предъявляют стандарты к условиям реализации основной образовательной программы, результатам освоения основной образовательной программы.

Педагогам очень сложно перестроить работу с традиционного на системно-деятельностное обучение, т.к. курсы повышения квалификации дают теоретические знания, а необходим практический опыт.

Вот почему приоритетными направлениями деятельности школы являются:

1) работа по реализации системно-деятельностного обучения в общеобразовательном учреждении;

2) совершенствование управленческих механизмов в работе администрации школы в условиях перехода на стандарты второго поколения;

3) повышение профессиональной компетентности учителя через экспериментально-опытную работу во временных творческих, рабочих группах;

5) проектирование рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО;

6) проектирование программы развития УУД у учащихся.

В 2013 году на базе учреждения была сформирована рабочая группа, целью которой стала разработка образовательной программы школы. В результате деятельности к окончанию 2013-2014 учебного года был разработан проект образовательной программы учреждения в соответствии с ФГОС. В настоящий момент учителя-предметники основного уровня осуществляют работу по созданию рабочих программ по предмету. Следующим шагом станет включение в работу по апробации системно-деятельностного обучения более широкой ученической и педагогической аудитории, поэтому к началу 2014-2015 учебного года разработан проект творческой педагогической лаборатории «Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД».

Для реализации проекта ТПЛ «Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД» школа имеет следующие ресурсы:

SWOT – анализ МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Стабильно работающий коллектив

  • 70% учителя высшей и первой категории

  • В результате работы постоянно-действующего семинара и временных творческих групп часть коллектива имеет опыт деятельности в парадигме системно-деятельностного подхода

  • Желание детей и родителей учиться в нашей школе

  • По итогам 2012-2013 года школа стала победителем в проекте Министерства образования Пермского края «Ступени»

  • В 2012-2014 гг. школа – апробационная площадка по внедрению новых федеральных образовательных стандартов основного общего образования.

  • Уровень образования, профессионализма педагогического коллектива, позволяющий реализовывать требования государственного стандарта.

  • Позитивные отношения с потребителями (родителями, учениками)

  • Материально-техническая база соответствует современным требованиям

  • Средний возраст коллектива более 40 лет, 23% учителей пенсионного возраста приводят к трудности изменения сознания современного учителя


  • Постепенно снижающаяся доля учителей высшей и первой категорий и увеличение доли учителей, аттестованных на соответствие занимаемой должности


  • Проблема организации внеурочной деятельности




  • Недостаточная системная работа, направленная на успешную социализацию учащихся.


Возможности

Угрозы

  • Сотрудничество с РИМЦ Еловского муниципального района

  • Возможность привлечь денежные средства, участвуя в различных федеральных и региональных конкурсах и проектах

  • Возможность привлечения в учреждение партнёров, учреждений дополнительного образования, культуры

  • Проектная деятельность учителей

  • Участие в профессиональных конкурсах

  • Информирование родителей о внедрении новых образовательных стандартов на родительских конференциях, родительских собраниях, с помощью сайта школы, средств массовой информации

  • Привлечение родительской общественности к соуправлению образовательным процессом через Управляющий совет и Совет родителей

  • Близость учреждений дополнительного образования позволяет организовать внеурочную деятельность детей

  • Недостаток учителей и классных руководителей, т.к. нет поступления молодых специалистов

  • Перегруженность педагогов бесконечным количеством бумажной отчетности (за различные проекты: спортивный сертификат, правонарушения, персонифицированный учёт и т.д.)

  • Нет выбора учителя и классного руководителя из=за старения кадров и низкой оплаты труда классного руководителя

  • Проблема соотношения содержания образования и деятельности учащихся с новыми ФГОС

  • Отсутствие критериев оценивания сформированности УУД

  • Невозможно обеспечить в полном объёме внеурочную деятельность из-за нехватки площадей





Наряду с имеющимися достижениями и ресурсами существуют проблемы, требующие разрешения:

  • необходимость совершенствования процесса организации и осуществления инновационной деятельности, проведения исследований системного масштаба;

  • необходимость повышения у обучающихся мотивации учения;

  • необходимость работы по реализации системно-деятельностного подхода на параллелях начальной и средней школы;

  • отсутствует программа развития УУД у учащихся основного уровня;

  • проблема конструирования уроков в соответствии с новыми стандартами.




1.2. Изложение научных и педагогических основ проблемы.

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA российские школьник ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку.

Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умениям самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные знания, опираясь на собственный практический опыт – российских школьников учат не всегда.

По мнению одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б.Переверзева, раньше можно более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесших успех предшествующим поколениям.

Несмотря на то, что ситуация изменилась существенно, педагоги и ученики по-прежнему тратят огромную часть времени и усилий именно на то, чтобы заучить готовые рецепты давно решенных проблем.

Очевидно, что российская школа отстает от жизни. Для преодоления этой отсталости и были приняты ФГОС второго поколения. Одним из приоритетов ФГОС является формирование у обучающихся умения успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, то есть основ социальной успешности. Этому должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.

Основоположники этого метода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.


Модельное представление школы


Мы видим российскую школу, «как образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении» (Е.А. Ямбург).

Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия развития для всех детей: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции, учитывая их склонности и особенности. Первостепенное значение приобретает опора на сильные стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребёнком собственной позиции по отношению к приобретаемому знанию, к другим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.

Главная цель: создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения.

Основные направления деятельности общеобразовательного учреждения:

  1. Внедрение стандартов второго поколения в образовательный процесс.

  2. Система поддержки одаренных детей.

  3. Развитие учительского потенциала.

  4. Комфортная школьная среда.

  5. Безопасность и здоровье школьников.


Ориентация федеральных государственных образовательных стандартов на результаты обучения является принципиальным отличием от предыдущих стандартов. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Ориентиром для нас является выпускник нашей школы, который имеет качественные знания в объёме образовательного стандарта; чувство психологической защищённости; потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании; умеет ставить цель и планировать собственную деятельность, сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, выделять главное, уважать собственный труд и труд других людей; противостоять безнравственности. Иными словами, человек успешный, здоровый, умеющий действовать в ситуации неопределённости, владеющий умениями, которые универсальны в любой ситуации, при решении любой проблемы, в любой профессиональной сфере деятельности.

Практика показывает, что универсальные учебные действия формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебного курса так и о формах организации образовательного процесса в традициях практико-ориентированного образования. Таким образом, современное образование должно быть ориентировано на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует учащийся.

В соответствии с этим при реализации любого курса предполагается:

  • актуализация жизненного опыта учащихся;

  • создание мотивационного поля урока;

  • организация проектной, исследовательской, конструкторской деятельности;

  • проблемный подход к изучению материала;

  • активное использование творческого потенциала учащихся.



1.3. Обоснование целей и задач проекта.

Цель проекта: освоение метода учебных проектов и системное введение его в практику учебного процесса.

Ключевые задачи проекта:

  1. Определить педагогическое значение метода учебных проектов.

  2. Изучить типологию учебных проектов.

  3. Апробировать учебно-проектную технологию.

  4. Разработать критерии оценивания учебных проектов.





Характеристика проектной модели


Проект «Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД» относится к организационно-управленческому.

Целевая аудитория проекта – учителя 5б класса.

По срокам реализации – краткосрочный, предполагаемый срок реализации 0,5 года.

Проект характеризируется как инновационный, так как метод учебных проектов применяется в рамках введения ФГОС ООО и учителями основного уровня не освоен.

По географии проект является универсальным, и может быть реализован в любом субъекте Российской Федерации.





1.4. Намечаемые пути и механизмы реализации целей и задач проекта.

Механизмы:

  • Вовлечение педагогов в экспериментальную деятельность.


  • Пути:

  • Участие в проектах, посвящённых проблемам реализации системно-деятельностного обучения.

  • Взаимодействие с учреждениями, имеющими опыт работы по ФГОС.

  • Участие в экспериментальной деятельности.



2. Программа экспериментальной работы.

2.1. Содержание предмета, объекта исследования, гипотезы, задач на каждом из этапов реализации проекта, форм, методов, сроков экспериментальной работы.

Объект деятельности — проект как метод обучения.

Предмет деятельности — образовательная деятельность в парадигме системно-деятельностного подхода.

Гипотеза: если педагог будет использовать на уроках метод проектов, то будут созданы условия для развития познавательных УУД у учащихся.


Формы работы: экспериментально-опытная деятельность педагогов.

Методы работы: проектирование, педагогический эксперимент, анализ разработанных методических материалов, статистическая обработка, мониторинг эффективности деятельности.

Сроки экспериментальной работы: с 01.06. 2014 — 31.12. 2014 года.




    1. Структура управления проектом

_s1034







_s1034_s1034









_s1034_s1034








2.3. Условия исследования, методы измерения и критерии оценки ожидаемых результатов.

Условия исследования – образовательный процесс в МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа».

Методы измерения — экспертная оценка руководителя и внутренних экспертов.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

  1. Вовлечение в экспериментальную деятельность не менее 15% педагогов.

  2. Программа развития познавательных УУД у учащихся 5 класса.

  3. Наличие «методического банка» учебных проектов.

  4. Система критериев оценивания учебных проектов учащихся.

5. Модели уроков в парадигме системно-деятельностного обучения.





2.4. Этапы реализации проекта:

Первый этаппроблемно-аналитический (июнь 2014 года)


Цель этапа: выявление проблем учреждения, определение направления деятельности творческой лаборатории.


Планируемая деятельность на данном этапе

Представителями ТПЛ будет осуществляться анализ и обобщение имеющегося опыта работы с учащимися школы в русле системно-деятельностного обучения. Будут сформулированы проблемы, которые возникли у педагогов при переходе на деятельностное обучение, намечены пути по решению проблем. Уточнение рабочего плана реализации проекта проводится всеми участниками проектной деятельности.

Результат этапа: концепция проекта. Распределение участников проекта по двум ВТГ: «Организация учебной проектной деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла», «Организация учебной проектной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла».


Второй этапподготовительный (проектировочный) (август 2014 года)


Цель этапа: определение готовности к реализации проекта.


Планируемая деятельность на данном этапе: Планирование работы временных творческих групп, оказание консультационной поддержки.

Результат этапа: план работы каждой временной творческой группы. Техническое задание представителей творческой лаборатории, локальные акты (положение о ТПЛ, ВТГ, экспериментальной и исследовательской деятельности).




Третий этапосновной (сентябрь-ноябрь 2014 года)


Цель этапа: реализация проекта.


Планируемая деятельность на данном этапе:

Работа по конструированию форм проведения уроков в системно-деятельностном режиме. Деятельность, направленная на поиск приёмов по созданию мотивационного поля урока. Создание банка учебных проектов.


Результат этапа: скорректированное тематическое планирование по предметам разных циклов с позиции деятельностного подхода.



Четвертый этапзаключительный (декабрь 2014 года)

Цель этапа: определение эффективности проекта

Планируемая деятельность на данном этапе:

Экспертиза результатов проекта внутренними экспертами: руководителями ШМО и представителями Методического совета.

Осмысление и систематизация результатов реализации проекта.

Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворенности от участия в проекте.

Результат этапа:

Программа развития познавательных УУД учащихся 5 класса.

Проведение заключительного семинара участников проекта. Наличие отчёта о результатах проекта. Сборники из опыта работы представителей ТПЛ.













2.5. План реализации экспериментальной работы на 2014 гг.

Этапы эксперимента

Содержание работы

сроки

Ответственные

Продукт экспериментальной работы





Проблемно-

аналитический



Анализ деятельности апробационной площадки

Май


Зам. директора по УВР

Аналитическая справка, отчёт о деятельности площадки

Структурирование проблем, стоящих перед педагогами школы на этапе внедрения ФГОС ООО в 2014-2015 году

июнь

Зам. директора по УВР, творческая группа

Проблемно-ориентированный анализ проекта ТПЛ

Определение научных характеристик исследования (цели, задачи, объект, предмет, контингент)

июнь

Зам. директора по УВР

Проект программы ТПЛ, защита программы на школьном методическом совете

Разработка должностной инструкции педагогов-экспериментаторов

июнь

Директор школы

Инструкция о должностных обязанностях педагога –экспериментатора ТПЛ

Создание группы педагогов, которые будут заниматься экспериментальной деятельностью

июнь

Директор, зам. директора по УВР

Приказ о создании ТПЛ на базе учреждения

Список педагогов, участвующих в эксперименте



Подготовительный (проектировочный)


Планирование работы временных творческих групп

август

Руководители ВТГ

Планы работы ВТГ

Проектировочный семинар «Метод учебных проектов, его возможности и ограничения. Типология проектов»

Август

Руководитель проекта.

Руководитель консультационной службы.

Модели уроков на основе системно-деятельностного подхода









Основной


Коррекция тематического планирования по разным предметам

август

Педагоги, участники эксперимента

Скорректированные тематические планы в соответствии с ФГОС

Разработка и подбор учебных проектов для формирования и развития познавательных УУД у обучающихся 5 класса

Сентябрь-ноябрь

Педагоги, участники эксперимента

Банк учебных проектов для развития познавательных УУД

Конструирование уроков в парадигме системно-деятельностного обучения,

Проведение открытых уроков, методических дней в школе.

Сентябрь-ноябрь

Педагоги, участники эксперимента

  • Конспекты уроков в 5 классе

  • Отзывы к урокам

  • Самоанализ уроков

Семинар «Организация работы над учебным проектом. Взаимодействие учителя и ученика».

сентябрь

Заместитель руководителя проекта

  • Анализ уроков

Семинар «Оценивание учебных проектов»

октябрь

Заместитель руководителя проекта

  • Критерии оценивания учебных проектов





Заключительный


Муниципальный научно-практический семинар на базе школы «Развитие познавательных УУД в условиях применения метода учебных проектов»

декабрь

Директор,

зам. директора по УВР

  • Мастер-классы

  • Тезисы выступлений из опыта работы

  • Презентации из опыта работы

  • Публикации технологических карт уроков на сайте школы

Разработка проекта программы формирования познавательных УУД у учащихся 5 класса

декабрь

Педагоги- участники эксперимента

  • Программа формирования познавательных УУД у учащихся 5 класса

Обработка и интерпретация полученных результатов

декабрь

зам. директора по УВР

Мониторинговые таблицы,

диаграммы

Анализ экспериментальной работы

декабрь

зам. директора по УВР

Аналитическая справка

Методические рекомендации по применению продукта

Проведение экспертизы продуктов экспериментальной работы

декабрь

Внутренние эксперты

Экспертное заключение

Подготовка к публикации материалов эксперимента

декабрь

зам. директора по УВР, педагоги

Материалы для печати

Сборник


Научно-практическая конференция

декабрь

Педагоги – участники эксперимента

Учебные проекты

Возможные риски и пути их устранения

Возможные риски

Пути их устранения

1. Несовершенная программа развития познавательных УУД


1. Экспертиза, корректировка программы


2. Неприятие родителями метода учебных проектов

Информационно-разъяснительные мероприятия. Привлечение активных родителей к проведению научно-практической конференции учителей и обучающихся.

3. Проблема вовлечения большей части педагогов в работу по стандартам

Повышение мотивации педагогов через модернизацию рабочих мест, материальное и моральное стимулирование.



Список использованной литературы


  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»- https://mon.gov.ru

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./ сост. Е.С. Савинов – М. Просвещение, 2011. 454 с.

  3. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А.; под общ. ред. Каспржака А.Г., Поливановой К.Н.. — М.: Логос, 2006. — 200 c.

  4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать Компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007. -132 с.

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.; под. ред. Асмолова А.Г. – М.: просвещение, 2010.-159 с.







Приложение


Приложение№1

Глоссарий


Временная творческая группа (ВТГ) — структурное подразделение методической службы МОУ «Еловская СОШ», создаётся из числа педагогов, проявляющих интерес к актуальным проблемам образовательного процесса, разрешение которых способствует улучшению качества образования и создаёт условия для самореализации педагога путём внедрения различных новшеств.


Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий учащегося на некотором фиксированном этапе обучения.


Компетентностный (деятельностный) подход – подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий учащихся.


Образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие развитие, воспитание и качество подготовки обучающего, а также программы внеурочных видов образовательной деятельности, социальных практик; календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


Портфолио:

  1. Портфолио учителя — папка-накопитель материалов, демонстрирующих уровень профессиональных достижений учителя.

  2. Портфолио ученика папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины — совокупность учебно-методической документации, включающая в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, планируемые результаты и способы, формы их оценки, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Творческая педагогическая лаборатория (ТПЛ) — научно-исследовательское подразделе­ние школы, осуществляет экспериментальную работу в естественных усло­виях на основе соединения образовательного процесса с научным исследованием, обязательно планируемым (проектируемым), управляемым и контролируемым.

Тьютор – это педагог-наставник, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию.

Приложение №2


Принято

Педагогическим советом

«____»________________2014 г.


Протокол №_____

Утверждено

Приказ №_______от «____»____________2014 г.

Директор МОУ «Еловская СОШ»

______________Л.В.Пьянова












ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРЕМЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ


1. Общие положения


1.1. Временная творческая группа (ВТГ)– это структурное подразделение методической службы МОУ «Еловская СОШ».

1.2. Временная творческая группа создаётся в школе из числа педагогов, проявляющих интерес к актуальным проблемам образовательного процесса, разрешение которых способствует улучшению качества образования и создаёт условия для самореализации педагога путём внедрения различных новшеств.

1.3. Результатом работы Временной творческой группы является создание педагогического продукта творческой деятельности нового качества.

1.4. В состав ВТГ могут входить от трёх или более учителей, независимо от преподаваемого предмета, имеющих научные теоретические знания в области изучаемой проблемы.

1.5. Заседания ВТГ проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.6. Администрация и Педагогический совет школы оказывают содействие в экспертизе результатов деятельности ВТГ и продвижении передовых идей, рекомендаций и опыта.

1.7. Временная творческая группа прекращает свою деятельность по инициативе участников группы и по мере решения стоящих перед группой задач.

1.8. В своей деятельности ВТГ руководствуется «Законом об образовании РФ», Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа», локальными нормативно-правовыми актами школы.

2. Цель и задачи деятельности Временной творческой группы


2.1. Поиск и создание банка данных прогрессивных педагогических идей, способствующих модернизации российского образования и повышающих качество образовательного процесса.

2.2. Разработка и освоение инновационных форм и методов образования, методов и методики оценивания.

2.3. Создание условий для личностного и профессионального роста, развития и самореализации членов ВТГ.

2.4. Формирование педагогической рефлексии участников ВТГ.


3. Содержание деятельности Временной творческой группы


3.1. Ознакомление членов ВТГ с проблемами, требующими педагогического исследования.

3.2. Разработка программы исследования.

3.3. Обучение членов ВТГ методологии ведения опытно-поисковой, исследовательской и экспериментальной работы.

3.4 Проведение педагогических исследований, включающих фиксацию исходного состояния объекта исследования, реализацию идей, заложенных в гипотезе, отслеживание процесса, результатов исследования, корректировку нововведения, проведение контрольных срезов.

3.5. Выявление трудностей и корректировка деятельности членов ВТГ, участвующих в проведении исследовательской деятельности.

3.6. Обсуждение полученных результатов, участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в практику работы.

3.7. Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий.

3.8. Подготовка публикаций результатов исследовательской деятельности, методических рекомендаций для педагогов.

3.9. Проведение конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов, творческих конкурсов, педагогических марафонов и т.п.


4. Документация Временной творческой группы


4.1. Положение о Временной творческой группе.

4.2. Протоколы заседаний.

4.3. Информационная справка о членах инновационного творческого объединения (возраст, образование, какой ВУЗ и когда закончил, специальность, награды, учебная нагрузка, тематики исследований).

4.4. Банк данных прогрессивных педагогических идей.

4.5. Планирование деятельности ВТГ.


5. Обязанности руководителя Временной творческой группы


5.1. Временная творческая группа возглавляется руководителем из числа педагогических работников учреждения, имеющих опыт научно-исследовательской работы и инно­вационной деятельности. Руководитель ВТГ на­значается директором школы.

Допустимо назначение руководителя ВТГ из числа педа­гогических работников, не имеющих ученой степени и звания, но вла­деющих опытом научно-исследовательской работы, организации инновационной деятельности. В этом случае желательно, чтобы научное руководство содер­жательной частью научно-исследовательских работ осуществлялось на­учным консультантом, приглашаемым в школу из научного учреждения или вуза.

3.2. Руководитель ВТГ:

— непосредственно руководит всей работой и несет ответственность за состояние и результаты инновационной деятельности группы;

— формирует план работы, организует и возглавляет работу по его выполнению;

— осуществляет мониторинг хода и результатов деятельности ВТГ, оформляет справки, промежуточные и окончательный отчеты;

— поддерживает инициативы, инновационную и экспериментальную деятельность педагогического коллектива, руководит авторскими ра­ботами и организует их внедрение в практику;

— заботится о создании необходимой научно-методической и материаль­но-технической базы ВТГ, распоряжается всеми материаль­ными ресурсами в пределах утвержденных пла­нов и смет, а также привлеченных инициативных средств;

— анализирует состояние кадрового потенциала, подбирает кадровый со­став, распределяет обязанности, виды и формы деятель­ности членов группы.

6. Права руководителя Временной творческой группы


6.1. Принимает активное участие в работе педагогического совета, научно-практических конференций, семинаров и т.д.

6.2. Вносит предложения об улучшении образовательного процесса.

6.3. Рассматривает вопросы о публикации материалов исследований, передового педагогического опыта, накопленного ВТГ.

6.4. Ставит вопрос перед администрацией школы о поощрении педагогов ВТГ за активное участие в экспериментальной, исследовательской и научно- методической деятельности.

6.5. Рекомендует учителям различные формы повышения квалификации.

6.6. Выдвигает от ВТГ учителей для участия в профессиональных конкурсах.


7. Контроль за деятельностью Временной творческой группы


Контроль за деятельностью ВТГ осуществляется заместителем директора по УВР школы.
































Приложение №3.


Утверждено

Приказ №_______от «____»____________2014 г.

Директор МОУ «Еловская СОШ»

______________Л.В.Пьянова

Принято

Педагогическим советом

«____»________________2014 г.


Протокол №_____






ПОЛОЖЕНИЕ

О ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ


1. Общие положения

1.1. Лаборатория является научно-исследовательским подразделе­нием школы, в которой развитие стало объективной необходимостью, а соединение образовательных про­цессов с инновационной и исследовательской работой — нормой деятель­ности педагогических работников, осваивающих новые образовательные области, новые методы работы, новые технологии. Она может быть вре­менным структурным подразделением методической службы общеоб­разовательного учреждения, осуществляющим исследования приоритет­ных проблем образовательного процесса. Деятельность лаборатории направлена на разработку и отслеживание результатов реа­лизации программ и проектов развития школы, а также других исследований научно-прикладного характера.

1.2. Лаборатория осуществляет экспериментальную работу в естественных усло­виях на основе соединения образовательного процесса с научным исследованием, обязательно планируемым (проектируемым), управляемым и контролируемым.

1.3. Лаборатория способствует формированию и утверждению личностно ориентированной развивающей педагогики, формирует с помо­щью новых образовательных технологий новый тип массовой практики и одновременно может являться экспериментальной площадкой для подго­товки педагогов-исследователей, учителей-экспериментаторов.

1.4. Деятельность лаборатории строится на основе Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», решений правительства РФ, регио­нальных и территориальных органов управления образованием, Конвен­ции о правах ребенка, Типового положения «Об образовательном учреж­дении», Устава и локальных правовых актов МОУ «Еловская СОШ».


2. Цель, задачи, содержание деятельности

2.1. Цель создания и работы лаборатории — обеспечить условия для работы в эксперименталь­ном режиме на основе программно-целевого подхода к управлению развитием.

2.2. Основными задачами деятельности лаборатории являются:

— изучение потребностей детей и их родителей в разных видах и формах образования, его направленности и содержания;

— изучение инновационных процессов, происходящих в учреждении (и вне его), научно-методическое обеспечение перевода их в режим экспери­ментальной работы по развитию школы;

— проведение диагностических исследований состояния образовательно-развивающих процессов и их влияния на формирование личности учащегося и педагога;

— разработка условий успешной адаптации новых образовательных про­грамм, учебных пособий, технологий, гибких структур опережающего образования детей и др.;

— анализ педагогического опыта учителей и разработка методик по его использованию;

— разработка экспериментальных образовательных программ (в том чис­ле авторских), научных гипотез и концепций развития содержания учебных предметов, рациональных режимов обучения, новых педаго­гических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологий, а также программ исследовательских мониторинго­вых работ;

— разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научно-исследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам в разработке и проведении индивидуаль­ных экспериментально-исследовательских работ, моделировании уро­ков, учебно-познавательных ситуаций и др.

2.3. Содержание работы лаборатории предусматривает отслежива­ние закономерностей и отдельных показателей на протяжении длительно­го периода развития школы, анализ положительных и негативных явле­ний, возникающих в ходе развития отдельных компонентов целостного педагогического процесса, решение задач ближайшей перспективы (23 года). Обязательным блоком в содержании деятельности лаборатории является:

— поиск путей совершенствования методической работы;

— определение направлений экспериментальной работы;

— аналитический контроль, мониторинговые исследования уровня обученности и воспитанности учащихся, педагогического мастерства и профессиональной компетентности преподавателей, хода эксперимен­та и его результатов.


3. Организация научно-исследовательской деятельности

3.1. Научно-исследовательская лаборатория возглавляется руководителем из числа педагогических работников школы, имеющих опыт научно-исследовательской работы и инно­вационной деятельности. Руководитель лаборатории на­значается директором школы и утверждается педагогическим советом.

Допустимо назначение заведующего лабораторией из числа педа­гогических работников, не имеющих ученой степени и звания, но вла­деющих опытом научно-исследовательской работы, организации экспе­риментальной деятельности. В этом случае научное руководство содер­жательной частью научно-исследовательских работ осуществляется на­учным консультантом, приглашаемым в школу из научного учреждения или вуза.

Руководитель лаборатории:

— непосредственно руководит всей работой и несет ответственность за состояние и результаты научно-исследовательской деятельности лабо­ратории;

— формирует план научно-исследовательских работ, представляет его на утверждение педагогического совета, организует и возглавляет работу по его выполнению;

— поддерживает инициативы, инновационную и экспериментальную деятельность педагогического коллектива, руководит авторскими ра­ботами и организует их внедрение в практику;

— заботится о создании необходимой научно-методической и материаль­но-технической базы лаборатории, распоряжается всеми материаль­ными ресурсами лаборатории в пределах утвержденных для нее пла­нов и смет, а также привлеченных инициативных средств;

— анализирует состояние кадрового потенциала, подбирает кадровый со­став лаборатории, распределяет обязанности, виды и формы деятель­ности членов лаборатории.

3.2. Содержание научно-исследовательской и методической работы лаборатории определяется ее членами, руководством лаборатории и школы и обсуждается на педагогическом совете.

Проблемные направления деятельности лаборатории могут коор­динироваться научно-методическими центрами (информационно-методическими и другими подобными структурами), созданными при территориальных (региональных) органах управления образованием, и входить в общую программу развития образования в регионе, Федерации и др.

Лаборатория также может выполнять заказы по разработке научно-методического обеспечения воспитательно-образовательных процессов (учебных программ, педагогических методик и технологий, образова­тельных систем и т.п.).

3.3. Кадровый состав лаборатории определяется штатным расписа­нием, включающим не менее пяти штатных единиц: руководи­тель, педагог-исследователь (или заведующий лабораторией), учителя-эксперимента­торы.

Научно-исследовательские работы выполняются:

а) учителями, психологами, другими педагогическими работника­ми, владеющими педагогическим мастерством, методами эксперимен­тального исследования, умеющими анализировать и нормировать собст­венную работу, наблюдать и фиксировать результаты, создавать свои собственные обучающие, развивающие методики и адаптировать их для массовой практики и т.п.;

б) учеными, приглашенными извне;

в) аспирантами, работающими над диссертациями по проблемам, соответствующим проблематике исследований лаборатории;

г) студентами в порядке выполнения курсовых и дипломных работ и проектов, а также других исследовательских работ;

д) другими кадрами, имеющими интерес и способности к проведе­нию научно-исследовательской работы по проблемам, разрабатываемым лабораторией.

3.4. Руководитель (заведующий лабораторией) представ­ляет научно-методическому совету школы анали­тическую справку-отчет о деятельности лаборатории по итогам года ра­боты, а также краткие информационные отчеты (устные или письменные) по завершении этапов исследовательских работ.

Аналитическая справка включается в общий отчет о работе образо­вательного учреждения.

3.5. По завершении программы экспериментально-исследователь­ской работы творческая педагогическая лаборатория представляет полный отчет по результатам исследований с определением перспектив дальней­шей деятельности или решением о закрытии лаборатории.

Итоговый отчет о научно-исследовательской деятельности лабора­тории рассматривается и утверждается на педагогическом совете.


4. Средства, финансирование и материально-техническое обес­печение

4.1. Финансирование лаборатории осуществляется в пределах имеющихся бюджетных финансовых ассигнований учреждения.

4.2. Руководство школы и лаборатории создает необходимую для выполнения научно-исследовательских работ материально-техническую базу, обеспечивает постоянное совершенствование материально-технической базы лаборатории, а также подбор помещений для ее дея­тельности.

4.3. Лаборатории предоставляется в пределах утвержденных для нее плановых расходов и других средств оперативная самостоятельность в комплектовании и приобретении оборудования и научно-методической литературы.

4.4. За разработку авторских учебных программ, педагогических технологий, методик и т.п. осуществляется дополнительное материальное вознаграждение и стимулирование в соответствии с действующим зако­нодательством РФ и фондом заработной платы.











Приложение 4.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Еловская СОШ»

_____________ Л.В.Пьянова

«__» __________ 20__ года




Техническое задание

на выполнение работ по научно-методической разработке темы: «Организация учебной проектной деятельности учащихся»


ФИО учителя _________________


№ п/п

Этап

Действия

Результат и продукт

Сроки

1.

Первый

Анализ и обобщение имеющегося опыта работы. Уточнение рабочего плана реализации проекта.

Концепция проекта

Июнь 2014

2.

Второй

Планирование работы временных творческих групп

План работы ВТГ. Локальные акты.

Август 2014

3.

Третий

Конструирование форм уроков в системно-деятельностном режиме. Создание банка учебных проектов.

Скорректированное тематическое планирование. Рабочие программы по предмету.

Сентябрь-ноябрь 2014

4.

Четвертый

Экспертиза результатов проекта. Рефлексия.

Программа развития познавательных УУД учащихся 5 класса.

Отчет.

Декабрь 2014













Приложение 5.


Смета расходов

п/п

Наименование расходов

Бюджетные средства ОУ, руб.

Бюджетные средства ОО администрации Еловского района, руб.

1.

Изготовление брендбука


1000

2.

Освещение проекта в СМИ


1000

3.

Издание методических материалов

2000

3000

4.

Проведение мероприятий (семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы с родителями)

3000

5000

5.

Приобретение фото- видеокамеры


7500

6.

Приобретение цветного принтера


12500

7.

Премирование участников проекта

15000


Итоговые затраты на реализацию 20000 30000

проекта составляют 50000 рублей



Свежие документы:  Конспект урока по географии "Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: