Частное общеобразовательное учреждение « Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера
Петроградского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждена»
на заседании методического Заместитель директора по Директор ЧОУ «Школа им.
объединения учителей_____________ УВР_________________ И.В. Каргеля и Ф.В. Бедекера
Протокол №_____________________ _____________________ __________________ Г.И. Моллер
от «____» июня 2013 года от «___» августа 2013 года Приказ № ___________________
Руководитель методического от «____» августа 2013 года
Объединения____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по истории и культуре Санкт-Петербурга
факультатив
класс 8
учитель Федоренко Сергей Александрович
учебный год 2013 / 2014
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание программы
Поурочное планирование курса истории и культуры Санкт-Петербурга
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного факультатива – ознакомить учащихся с архитектурными стилями, которые определили сегодняшний облик Санкт-Петербурга. Архитектура неразрывно связана с историей, политикой, экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребителей, идей и вкусов не только архитекторов и заказчиков, но и общество в целом.
Учебный материал курса для 8 класса сохраняет преемственность от того материала, который изучается в предшествующих классах по линии факультатива «История и культура Санкт-Петербурга».
Факультативный курс построен по хронологическому принципу с традиционной классификацией стилей. Материал позволяет учителю делать свой выбор при освещении спорных вопросов. Например, некоторые исследователи не выделяют особо барокко времён царствования Анны I Иоанновны, полагая, что резких стилистических изменений в архитектуре в это время не произошло. Нет единой точки зрения и на ампир – одни считают его таким же полноправным стилем, как классицизм, а другие – завершающим этапом классицизма. Нечто подобное происходит и с сооружениями. Не всегда удаётся некоторые постройки однозначно приписать к тому или иному стилю.
Это бывает обусловлено разными причинами, например, строительство порой растягивается на десятилетия, меняются хозяева и исполнители, и каждый из них привносит что-то своё.
Принцип изложения материала в факультативном курсе таков. Сначала даётся очень краткая характеристика времени, в котором появляется новый стиль. Затем приводятся характерные особенности стиля, чтобы именно на них учащиеся обращали особое внимание при дальнейшем знакомстве с конкретными образцами. При этом учитель рассказывает о сооружениях, в которых данный стиль проявляется наиболее ярко. Эти примеры обычно объединяются по видам архитектурных сооружений (например, «Дворцы и дачи», «Церкви, часовни и монастыри»). Самые замечательные сооружения выделены в отдельные маленькие разделы.
Рассматриваемая тема весьма обширна, поэтому многое оказалось не включённым в состав учебного материала данной программы. В конце данной рабочей программы приведён список литературы, который поможет в случае необходимости восполнить недостающий материал.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По завершении изучения факультативного курса учащиеся должны знать / понимать:
классификацию по видам архитектурных сооружений;
архитектурную терминологию в пределах изученного курса;
истоки петербургской архитектуры;
градостроительные идеи основателя Петербурга Петра Великого;
архитектурные проекты и имена первых зодчих города;
характерные черты архитектурных стилей Санкт-Петербурга;
наиболее характерные для каждого стиля архитектурные памятники.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Архитектура и стиль. Три стороны архитектуры. Эстетическая сторона архитектуры.
Истоки петербургской архитектуры. Градостроительные идеи Петра I. Первые зодчие города. Этапы петербургского барокко.
Архитектура петровского Петербурга (петровское барокко). Суровая утилитарность и простота архитектурных форм первых построек Петербурга. Характерные черты петровского барокко.
Просветительная деятельность Петра I.
Крупнейшие произведения петровского барокко в Петербурге. Зодчие петровского Петербурга.
Анненское барокко (барокко переходного периода). Его характерные черты. Архитектурные памятники, построенные в этом стиле. Архитекторы Иван Коробов и Михаил Земцов – крупнейшие мастера анненского барокко.
Русское (елизаветинское) барокко. Его характерные черты. Архитектурные памятники, построенные в этом стиле. Архитекторы Варфоломей Растрелли и Савва Чевакинский.
Петербургский классицизм. Истоки классицизма. Характерные черты петербургского классицизма. Этапы развития классицизма в Петербурге и характерные особенности каждого из этих этапов. Строгий классицизм. Палладианство. Архитекторы строгого классицизма: Чарльз Камерон, Иван Старов, Винченцо Бренна, Василий Баженов, Николай Львов и др.
Ампир. Характерные особенности ампира. Истоки имперского стиля. Символика ампира. Карл Росси, Тома де Томон, Огюст Монферран, Альбер Кавос и др. Городские ансамбли в стиле ампир.
Период эклектики. Истоки эклектики. Характерные черты эклектики. Архитекторы ранней эклектики: А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов. Поздняя эклектика. Строительство в Петербурге в 1875 – 1900 годы. Доходные дома и общественные сооружения Петербурга эпохи эклектики. Промышленная архитектура. «Русский стиль» конца XIX века.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Распределение учебного материала в 8 кл.
Наименование раздела | Количество часов | |
1 | Архитектура петровского Петербурга (петровское барокко) | 5 |
2 | Анненское барокко (барокко переходного периода) | 2 |
3 | Русское (елизаветинское) барокко | 4 |
4 | Петербургский классицизм | 21 |
5 | Период эклектики | 3 |
Тема урока | Виды контроля | Основное содержание излагаемого материала | Тип занятия | |
1 | Архитектура и стиль | УО |
(художественная) сторона архитектуры.
| Рассказ-показ |
2 | Истоки петербургской архитектуры | УО |
| КУ |
3 | Первые зодчие Санкт-Петербурга | УО |
| КУ |
4 | Петровское барокко | УО |
| КУ (с элементами практической работы) |
5 | Памятники архитектуры петровского барокко | УО |
| Л (с элементами практической работы) |
6 | Анненское барокко (барокко переходного периода) | УО |
| РБ |
7 | Памятники анненского барокко в Петербурге | УО, ИР, СР |
| КУ |
8 | Особенности стиля елизаветинского (русского) барокко | УО, ИР, СР |
| РБ |
9 | Памятники архитектуры елизаветинского барокко: дворцы | УО, ИР, СР |
| Л |
10 | Памятники архитектуры елизаветинского барокко: петербургские дома | УО, ИР, СР |
| Л |
11 | Памятники архитектуры елизаветинского барокко: церкви и монастыри | УО, ИР, СР |
| РБ |
12 | Этапы развития петербургского классицизма и его характерные особенности | УО, ИР, СР |
| Л |
13 | Строительство в Петербурге периода раннего и строгого классицизма | УО, ИР, СР |
| Л |
14 | Дворцы, усадьбы и дома раннего классицизма | УО, ИР, СР |
| Б |
15 | Общественные сооружения 60 – 70-х годов XVIII века | УО |
| Л |
16 | Промышленная архитектура 60 – 70-х годов XVIII века | УО |
| КУ |
17 | Культовые сооружения раннего классицизма | УО |
| Л |
18 | Строгий классицизм | УО |
| Л |
19 | Строительство в Петербурге в конце XVIII века | УО |
| КУ |
20 | Жилые дома Петербурга конца XVIII века | УО |
| Л |
21 | Дворцы Петербурга конца XVIII века | ФО |
| Л |
22 | Общественные сооружения Петербурга конца XVIII века |
|
| Л |
23 | Церкви Петербурга конца XVIII века | ИР, СР, Т |
| КУ |
24 | Поздний классицизм. Архитектура 1800 – 1810 гг. | Т | 1.Начало творческого пути А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова и Ж.Ф. Тома де Томона. 2. Строительство в 1800-е годы. 3. Ансамбль центральных площадей. Адмиралтейство (1806 – 1823 гг., арх. А.Д. Захаров). Конногвардейский манеж (1804 – 1807 гг., арх. Д. Кваренги). | Л |
25 | Ансамбль Невского проспекта | ТР, ИР |
| Л |
26 | Ансамбль стрелки Васильевского острова | УО |
| КУ |
27 | Общественные сооружения Санкт-Петербурга первой трети XIX века | УО |
| Л |
28 | Строительство в Петербурге в 1810 – 1830-е годы | УО |
| КУ |
29 | Строительство в Петербурге в 1810 – 1830-е годы | УО |
| Л |
30 | Строительство жилых и общественных сооружений в Петербурге в 1810 – 1830-е годы | УО |
| Л |
31 | Триумфальные сооружения и памятники | УО |
| КУ |
32 | Церкви позднего классицизма | УО |
| Л |
33 | Период ранней эклектики | УО |
| Л |
34 | Поздняя эклектика | УО, ИР |
| Л |
35 | «Русский стиль» конца XIX века | УО |
| Л |
Формы контроля:
УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
ВК – взаимоконтроль
ТД – терминологический диктант
СР – самостоятельная работа
КР – контрольная работа
Т – тестирование
ТР – творческая работа
ИР – индивидуальная работа
ЛПР – лабораторно — практическая работа
Тип урока:
Л – лекция
КУ – комбинированный урок
ЛПЗ – лабораторно-практическое занятие
СЗ – семинарское занятие
УК – урок-конференция
ПИ – педагогическая мастерская
УЭ – урок-экскурсия
УИНМ – урок изложения нового материала
УО – урок-обобщение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова Л.Б. Луиджи Руска. — Л.: Лениздат, 1990.
Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда. — Л.: Лениздат,1966.
Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. — Л.: Лениздат,1989.
Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. — СПб: Стройиздат, 2001.
Богданов И.А. Гостиный двор. — Л.: Лениздат,1988.
Бунин М.С. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. — Л.: Художник РСФСР, 1973.
Бутиков Г.П. Исаакиевский собор. — Л.: Художник РСФСР, 1973.
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. — СПб.: Стройиздат, 1992.
Грубе Г.Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М.: Стройиздат, 1990.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Век ХХ: Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2000.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: архитектурные стили. Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2008.
Ермолаева М.К., Лебедева И.М. Здесь будет город… Прогулки по Петербургу. — СПб.: Химия, 2000.
Ермолаева М.К., Лебедева И.М. Перед взором владыки морей. Прогулки по Петербургу. — СПб.: Химия, 1998.
Ермолаева М.К., Лебедева И.М. По берегам Медвежьей речки. — СПб.: Химия, 1992.
Заварихин С.П. Явление Санктъ-Питеръ-Бурха: Архитектурные портреты. — СПб.: Стройиздат СПб, 1996.
Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. — СПб.: Лениздат, 2000.
Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. — СПб.: Паритет, 2002.
Канн П.Я. Стрелка Васильевского острова. — Л.: Лениздат, 1973.
Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Журнал «Нева», 2003.
Кий А.И. Русский музей. — Л.: Лениздат, 1982.
Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. — Л.: Лениздат, 1987.
Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. — Л.: Лениздат, 1988.
Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили XVIII-начала ХХ вв. — СПб.: Паритет, 2003.
Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. — Л.: Лениздат, 1976.
Лавров Л.П., Лихачёва Л.Н. Санкт-Петербург. Архитектурный путеводитель 1703 – 2003. — СПб.: Культурный центр ЭКЛЕКТИКА, 2002.
Лисовский В.Г. Академия художеств. — СПб.: Алмаз, 1997.
Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971.
Лисовский В.Г. И.А. Фомин. — Л.: Лениздат, 1979.
Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город? — СПб.: Норинт, 1997.
Николаева Т.И. Виктор Шретер. — Л.: Лениздат, 1991.
Овсянников Ю. Великие зодчие Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. — СПб.: Искусство-СПб.