Программа и планирование факультативного курса по истории Санкт-Петербурга для 8 класса

Частное общеобразовательное учреждение « Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера

Петроградского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждена»

на заседании методического Заместитель директора по Директор ЧОУ «Школа им.

объединения учителей_____________ УВР_________________ И.В. Каргеля и Ф.В. Бедекера

Протокол №_____________________ _____________________ __________________ Г.И. Моллер

от «____» июня 2013 года от «___» августа 2013 года Приказ № ___________________

Руководитель методического от «____» августа 2013 года

Объединения____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по истории и культуре Санкт-Петербурга

факультатив

класс 8

учитель Федоренко Сергей Александрович

учебный год 2013 / 2014

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка

  • Требования к уровню подготовки учащихся

  • Содержание программы

  • Поурочное планирование курса истории и культуры Санкт-Петербурга

  • Список литературы



  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель данного факультатива – ознакомить учащихся с архитектурными стилями, которые определили сегодняшний облик Санкт-Петербурга. Архитектура неразрывно связана с историей, политикой, экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребителей, идей и вкусов не только архитекторов и заказчиков, но и общество в целом.

Учебный материал курса для 8 класса сохраняет преемственность от того материала, который изучается в предшествующих классах по линии факультатива «История и культура Санкт-Петербурга».

Факультативный курс построен по хронологическому принципу с традиционной классификацией стилей. Материал позволяет учителю делать свой выбор при освещении спорных вопросов. Например, некоторые исследователи не выделяют особо барокко времён царствования Анны I Иоанновны, полагая, что резких стилистических изменений в архитектуре в это время не произошло. Нет единой точки зрения и на ампир – одни считают его таким же полноправным стилем, как классицизм, а другие – завершающим этапом классицизма. Нечто подобное происходит и с сооружениями. Не всегда удаётся некоторые постройки однозначно приписать к тому или иному стилю.

Это бывает обусловлено разными причинами, например, строительство порой растягивается на десятилетия, меняются хозяева и исполнители, и каждый из них привносит что-то своё.

Принцип изложения материала в факультативном курсе таков. Сначала даётся очень краткая характеристика времени, в котором появляется новый стиль. Затем приводятся характерные особенности стиля, чтобы именно на них учащиеся обращали особое внимание при дальнейшем знакомстве с конкретными образцами. При этом учитель рассказывает о сооружениях, в которых данный стиль проявляется наиболее ярко. Эти примеры обычно объединяются по видам архитектурных сооружений (например, «Дворцы и дачи», «Церкви, часовни и монастыри»). Самые замечательные сооружения выделены в отдельные маленькие разделы.

Рассматриваемая тема весьма обширна, поэтому многое оказалось не включённым в состав учебного материала данной программы. В конце данной рабочей программы приведён список литературы, который поможет в случае необходимости восполнить недостающий материал.


  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


По завершении изучения факультативного курса учащиеся должны знать / понимать:

  • классификацию по видам архитектурных сооружений;

  • архитектурную терминологию в пределах изученного курса;

  • истоки петербургской архитектуры;

  • градостроительные идеи основателя Петербурга Петра Великого;

  • архитектурные проекты и имена первых зодчих города;

  • характерные черты архитектурных стилей Санкт-Петербурга;

  • наиболее характерные для каждого стиля архитектурные памятники.


  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Архитектура и стиль. Три стороны архитектуры. Эстетическая сторона архитектуры.

Истоки петербургской архитектуры. Градостроительные идеи Петра I. Первые зодчие города. Этапы петербургского барокко.

Архитектура петровского Петербурга (петровское барокко). Суровая утилитарность и простота архитектурных форм первых построек Петербурга. Характерные черты петровского барокко.

Просветительная деятельность Петра I.

Крупнейшие произведения петровского барокко в Петербурге. Зодчие петровского Петербурга.

Анненское барокко (барокко переходного периода). Его характерные черты. Архитектурные памятники, построенные в этом стиле. Архитекторы Иван Коробов и Михаил Земцов – крупнейшие мастера анненского барокко.

Русское (елизаветинское) барокко. Его характерные черты. Архитектурные памятники, построенные в этом стиле. Архитекторы Варфоломей Растрелли и Савва Чевакинский.

Петербургский классицизм. Истоки классицизма. Характерные черты петербургского классицизма. Этапы развития классицизма в Петербурге и характерные особенности каждого из этих этапов. Строгий классицизм. Палладианство. Архитекторы строгого классицизма: Чарльз Камерон, Иван Старов, Винченцо Бренна, Василий Баженов, Николай Львов и др.

Ампир. Характерные особенности ампира. Истоки имперского стиля. Символика ампира. Карл Росси, Тома де Томон, Огюст Монферран, Альбер Кавос и др. Городские ансамбли в стиле ампир.

Период эклектики. Истоки эклектики. Характерные черты эклектики. Архитекторы ранней эклектики: А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов. Поздняя эклектика. Строительство в Петербурге в 1875 – 1900 годы. Доходные дома и общественные сооружения Петербурга эпохи эклектики. Промышленная архитектура. «Русский стиль» конца XIX века.



  • ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Распределение учебного материала в 8  кл.


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Архитектура петровского Петербурга (петровское барокко)

5

2

Анненское барокко (барокко переходного периода)

2

3

Русское (елизаветинское) барокко

4

4

Петербургский классицизм

21

5

Период эклектики

3




Тема урока

Виды контроля

Основное содержание излагаемого материала

Тип занятия

1

Архитектура и стиль

УО

  • Функциональная сторона архитектуры.

  • Техническая сторона архитектуры.

  • Эстетическая

(художественная) сторона архитектуры.

  • Римский архитектор и инженер Витрувий Поллион (I век до н. э.) о требованиях к архитектурным сооружениям.

  • Архитектурный стиль. Исторические стили.

  • Таблица стилей.

Рассказ-показ

2

Истоки петербургской архитектуры

УО

  • Древнерусское каменное зодчество.

  • Украинское барокко. Его влияние на московское зодчество.

  • «Нарышкинское барокко». Характерные особенности «нарышкинского барокко».

  • Черты светскости в церковном зодчестве Москвы. Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня») в Москве архитектора Ивана Петровича Зарудного (1704 – 1707 годы).

  • Европеизация русской культуры в эпоху реформ Петра Великого. Петербург как строительный центр России.

  • Градостроительные идеи Петра I. Застройка города по берегам. Восхищение Петра голландской архитектурой и попытка придать Петербургу черты Амстердама.

  • Формирование первого городского центра на Городском острове вблизи Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости.

  • Проект застройки города первого архитектора Петербурга Доменико Трезини (1716 год).

  • Грандиозный нереализованный план строительства «идеального» города-крепости архитектора Жана Батиста Леблона (1717 год).

КУ

3

Первые зодчие Санкт-Петербурга

УО

  • Доменико Трезини, Джованни Фонтана и другие итальянские зодчие: Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б. Растрелли.

  • Немецкие и голландские зодчие: Г. Маттарнови, И.Г. Шедель, А. Шлютер, Г. ван Болес, Н. Гербель.

  • Русские архитекторы, выучившиеся за границей: Иван Коробов, Иван Мичурин, Пётр Еропкин, Тимофей Усов и др.

  • Создание работавшими в Санкт-Петербурге архитекторами стиля петровского (русского) барокко.

  • Этапы петербургского барокко: петровское, аннинское (переходного периода) и елизаветинское (пышное, зрелое).

КУ

4

Петровское барокко

УО

  • Суровая утилитарность и простота архитектурных форм первых построек Петербурга.

  • Характерные черты петровского барокко.

  • Просветительная деятельность Петра I.

КУ (с элементами практической работы)

5

Памятники архитектуры петровского барокко

УО

  • Петропавловская крепость: крепостные бастионы, куртины и равелины, Петровские крепостные ворота (арх. Д. Трезини), Петропавловский собор.

  • Александро-Невская лавра. Благовещенская церковь (Д. Трезини, 1713-1724 гг.).

  • Кунсткамера (Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов, 1718-1734).

  • Здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини, Т. Швертфегер, 1722-1742 гг.).

  • Летний дворец Петра I в Летнем саду (арх. Д. Трезини, 1710-1712 гг.).

  • Меншиковский дворец на Васильевском острове (арх. Д. М. Фонтана, 1710-1720гг.).

  • Дворец императора Петра II (Учебный корпус Санкт-Петербургского Университета) (1727-1761 гг.).

  • Палаты Кикина (1714-1720).

  • Дом стольника А. И. Троекурова на Васильевском острове.

Л (с элементами практической работы)

6

Анненское барокко (барокко переходного периода)

УО

  • Триумфальные арки в честь возвращения Анны Иоанновны в Петербург.

  • Создание комиссии о Санкт-Петербургском строении (1737 год).

  • Заложение основы современного административного деления города.

  • Архитекторы Пётр Михайлович Еропкин (ок. 1698 – 1740) и Иван Кузьмич Коробов (1700 – 1747).


РБ

7

Памятники анненского барокко в Петербурге

УО, ИР, СР

  • Церковь святого великомученика Пантелеймона-целителя (1735 – 1736 гг., арх. И. К. Коробов).

  • Церковь святых Симеона и Анны (1731 – 1734 гг., арх. М.Г. Земцов).

  • Составление сравнительной таблицы петровского и анненского барокко.

КУ

8

Особенности стиля елизаветинского (русского) барокко

УО, ИР, СР

  • Достижение вершины архитектурного совершенства стиля елизаветинского барокко в творчестве Ф. Б. Растрелли и С. И. Чевакинского.

  • Характерные черты русского (елизаветинского) барокко.

РБ

9

Памятники архитектуры елизаветинского барокко: дворцы

УО, ИР, СР

  • Воронцовский дворец (арх. Ф.Б. Растрелли, 1749 – 1757 гг.).

  • Строгановский дворец (Ф.Б. Растрелли,1752 – 1754 гг.).

  • Зимний дворец (Ф.Б. Растрелли, 1754 – 1762 гг.).

  • Шереметевский дворец (Фонтанный дом) (арх. С. И. Чевакинский, 1750 – 1755 гг.).

  • Шуваловский дворец ((арх. С. И. Чевакинский, 1753 – 1755 гг.).

Л

10

Памятники архитектуры елизаветинского барокко: петербургские дома

УО, ИР, СР

  • Дом Граббе на Гороховой улице (арх. неизвестен).

  • Дом Демидова.

Л

11

Памятники архитектуры елизаветинского барокко: церкви и монастыри

УО, ИР, СР

  • Князь-Владимирский собор (1741 – 1760 гг., арх. М.Г. Земцов, П. Трезини, А. Ринальди, И.Е. Старов).

  • Владимирская церковь (арх. Растрелли?).

  • Смольный собор (Собор Воскресения Словущего) (1748 – 1754гг., арх. Ф.Б. Растрелли).

  • Никольский Морской собор (1753 – 1762 гг., арх. С.И. Чевакинский).

РБ

12

Этапы развития петербургского классицизма и его характерные особенности

УО, ИР, СР

  • Ранний классицизм (1760 – 1770 гг.).

  • Строгий (зрелый) классицизм (1780 – 1800 гг.).

  • Высокий классицизм (1800 – 1810 гг.).

  • Поздний классицизм (1810 – 1830 гг.).

  • Характерные черты классицизма в экстерьере и интерьере.

Л

13

Строительство в Петербурге периода раннего и строгого классицизма

УО, ИР, СР

  • План реконструкции Дворцовой площади – главной площади Российской Империи – архитектора А.В. Квасова (1765 г.).

  • Деятельность Комиссии о каменном строении и Канцелярии от строений домов и садов.

  • Архитектор Ю.М. Фельтен.

Л

14

Дворцы, усадьбы и дома раннего классицизма

УО, ИР, СР

  • Дворец К.Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А.И. Герцена) (1760-е годы, арх-ры А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот.

  • Юсуповский дворец (1760-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот).

  • Усадьба «Александрино» на Петергофской дороге (1770-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот ?).

  • Каменноостровский дворец (арх. неизвестен, 1776 – 1781 гг.).

  • Дом Волконских на наб. Мойки, 12 (арх. неизвестен, возможно участие Антонио Ринальди).

  • Рождение Эрмитажа. Малый Эрмитаж (1770-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот).

  • Архитектор Антонио Ринальди (1709 – 1794 гг.).

  • Мраморный дворец (1768 – 1785 гг., архитектор Антонио Ринальди).

Б

15

Общественные сооружения 60 – 70-х годов XVIII века

УО

  • Большой Гостиный двор (1748 – 1785 гг., арх. Ф.Б. Растрелли, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот).

  • Академия художеств (1764 – 1788 гг., А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот).

Л

16

Промышленная архитектура 60 – 70-х годов XVIII века

УО

  • Пеньковые амбары на Тучковом буяне (1763 год, архитектор Антонио Ринальди).

  • «Новая Голландия» (1765 – 1780-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот и С.И. Чевакинский).

КУ

17

Культовые сооружения раннего классицизма

УО

  • Костёл святой Екатерины (1762 год, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот).

  • Архитектор Ю.М. Фельтен (1730 -1801).

  • Армянская церковь с двумя жилыми домами (1771 – 1780 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).

  • Лютеранская церковь св. Екатерины (1768 – 1771 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).

  • Лютеранская церковь св. Анны (1775 – 1779 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).

  • Ансамбль Чесменского дворца и церкви (1777 – 1780 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).

Л

18

Строгий классицизм

УО

  • Окончательное освобождение классицизма от элементов барокко.

  • Палладианство.

  • Архитектор Чарльз Камерон (1743 – 1812 гг.).

Л

19

Строительство в Петербурге в конце XVIII века

УО

  • Ансамбль центральных площадей (Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская).

  • Застройка других районов города.

КУ

20

Жилые дома Петербурга конца XVIII века

УО

  • Дом Голицына на наб. Фонтанки (1787 – 1790 гг.).

  • Дом Пашковых на наб. Фонтанки (1780-е годы).

  • Дом Полторацких на наб. Фонтанки (1790 – 1793 гг.).

  • Дом Саввы Яковлева (1780-е годы).

Л

21

Дворцы Петербурга конца XVIII века

ФО

  • Юсуповский дворец (1790-е годы, арх. Д. Кваренги).

  • Дворец Бобринских (1790-е годы, арх. Луиджи Руска).

  • Архитектор Иван Егорович Старов (1745 – 1808 гг.).

  • Таврический дворец (1783 – 1789 гг., арх. И.Е. Старов).

  • Михайловский замок (1796 – 1800 гг., арх. В.И. Баженов, В. Бренна).

  • Архитектор Винченцо Бренна (1747 – 1820 гг.).

  • Архитектор Василий Иванович Баженов (1737 – 1799 гг.).

  • Дачи екатерининских вельмож. Архитектор Николай Александрович Львов (1751 – 1803 гг.).

Л

22

Общественные сооружения Петербурга конца XVIII века


  • Здание Иностранной коллегии на Английской набережной (1782 – 1783 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Эрмитажный театр (арх. Д. Кваренги).

  • Ассигнационный банк (Финансово-экономический институт) (1783 – 1790 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Главное здание Академии наук (1783 – 1789 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Второй кадетский корпус (1797год, арх. Ф.И. Демерцов).

  • Морской кадетский корпус (1796 – 1798 гг., арх. Ф.И. Волков).

  • Смольный институт (Смольный).(1806 г., арх. Д. Кваренги).

  • Серебряные ряды (1784 – 1787 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Круглый рынок (1790-е годы, арх. Д. Кваренги).

Л

23

Церкви Петербурга конца XVIII века

ИР, СР, Т

  • Троицкий собор Лавры (1770-е годы, арх. И.Е. Старов).

  • Надвратная церковь Александро-Невской Лавры (1783 – 1785 гг., арх. И.Е. Старов).

  • Свято-Троицкая церковь в Александровском («Кулич и Пасха») (1785 год, арх. Н.А. Львов).

КУ

24

Поздний классицизм. Архитектура 1800 – 1810 гг.

Т

1.Начало творческого пути А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова и Ж.Ф. Тома де Томона.

2. Строительство в 1800-е годы.

3. Ансамбль центральных площадей. Адмиралтейство (1806 – 1823 гг., арх. А.Д. Захаров). Конногвардейский манеж (1804 – 1807 гг., арх. Д. Кваренги).

Л

25

Ансамбль Невского проспекта

ТР, ИР

  • Корпус Кабинета (Учебный корпус Дворца детского творчества) (1803 – 1805 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Казанский собор (1806 – 1811 гг., арх. А.Н. Воронихин).

  • Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814 гг.).


Л

26

Ансамбль стрелки Васильевского острова

УО

  • Фондовая биржа (1804 – 1816 гг., арх. Ж.Ф. Тома де Томон).

  • Ростральные колонны-маяки.

  • Южный и северный пакгаузы (1826 – 1832 гг., арх. И.Ф. Лукин).

  • Новобиржевой гостиный двор (начало XIX века, арх. Д. Кваренги).

  • «Музейный флигель» Академии наук (1826 – 1831 гг., арх. И.Ф. Лукини).

КУ

27

Общественные сооружения Санкт-Петербурга первой трети XIX века

УО

  • Екатерининский институт (1804 – 1807 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Мариинская больница для бедных (1803 – 1805 гг., арх. Д. Кваренги).

  • Горный институт (1806 – 1811 гг., арх. А.Н. Воронихин).

Л

28

Строительство в Петербурге в 1810 – 1830-е годы

УО

  • Характерные черты ампира

  • Создание «Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ» в 1816 году.

  • Перестройка К.И. Росси домов на Дворцовой площади для Главного штаба.

  • Возведение Александровской колонны на Дворцовой площади.

  • Архитектор Карл Иванович Росси (1777 – 1849 гг.).

  • Александринский театр (1828 – 1832 гг., арх. К.И. Росси).

  • Начало строительства О. Р. Монферраном (1786 – 1858) Исаакиевского собора.

КУ

29

Строительство в Петербурге в 1810 – 1830-е годы

УО

  • Ансамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба (1820-е годы, арх. К.И. Росси).

  • Ансамбль Сенатской площади. Здания Сената и Синода (1829 – 1834 гг., арх. К.И. Росси).

  • Ансамбль Михайловского дворца (1819 – 1825гг., арх. К.И. Росси).

  • Ансамбль Марсова поля. Казармы Павловского полка (1816 г., арх. В.П. Стасов).

  • Российская национальная библиотека (1828 – 1834 гг., арх. К.И. Росси).

  • Улица Зодчего Росси.

  • Ансамбль Елагина острова. Елагинский дворец (1818 – 1822 гг., арх. К.И. Росси).

Л

30

Строительство жилых и общественных сооружений в Петербурге в 1810 – 1830-е годы

УО

  • Дом Лобанова-Ростовского (1817 – 1820 гг., арх. О. Монферран).

  • Дом Адамини (1823 – 1820 гг., арх. Д. Адамини).

  • Дом Котомина (1812 – 1815 гг., арх. В. П. Стасов).

  • Дом Глуховского на берегу Малой Невки.

  • Дача Долгорукова на наб. Малой Невки(1831 – 1832 гг., арх. С.Л. Шустов) и дача Шишмарёва в Старой Деревне – редчайшие памятники русского деревянного зодчества периода классицизма.

  • Здание Придворных конюшен на Конюшенной площади с церковью Спаса Нерукотворного Образа (1817 – 1823 гг., арх. В. П. Стасов).

  • Ларинская гимназия (1835 – 1836 гг., арх. А.Ф. Щедрин).

  • Каменноостровский театр (1827 год, арх. С.Л. Шустов)

  • Здание таможни (ИРЛИ РАН – Пушкинский Дом) (1829 – 1832 гг., арх. И.Ф. Лукини).

  • Здание гауптвахты на Сенной площади (1818 – 1820 гг., арх. В.И. Беретти).

Л

31

Триумфальные сооружения и памятники

УО

  • Нарвские триумфальные ворота – последнее сооружение Джакомо Кваренги.

  • Московские триумфальные ворота на пересечении Московского шоссе и Лиговского канала архитектора В. П. Стасова.

  • Памятники героям отечественной войны 1812 года.

КУ

32

Церкви позднего классицизма

УО

  • Собор лейб-гвардии Преображенского полка (1743 – 1754 гг., арх. М.Г. Земцов и П. Трезини, перестройка В. П. Стасова в 1825 году).

  • Троицкий Измайловский собор (1828 – 1835 гг., арх. В. П. Стасов и Д.И. Гримм).

  • Исаакиевский собор (1818 – 1858 гг., арх. О.Р. Монферран).

Л

33

Период ранней эклектики

УО

  • Кризис классицизма.

  • Стилистические направления раннего периода эклектики: неоготика, неороманский стиль, русско-византийский стиль, необарокко, неоренессанс.

  • Архитектор Александр Павлович Брюллов (1798 – 1877 гг.).

  • Особняки и дворцы. Мариинский дворец (1839 – 1841 гг., арх. А. Штакеншнейдер). Особняк Юсуповой на Литейном. (1852 – 1858 гг., арх. Л.Л. Бонштедт).

  • Общественные здания. Здание Главной Пулковской обсерватории (1830-е годы, арх. А.П. Брюллов, К.А. Тон). Мариинский театр (арх. А.К. Кавос). Балтийский вокзал (1855 – 1857 гг., арх. А.И. Кракау).

  • Доходные дома.

Л

34

Поздняя эклектика

УО, ИР

  • Строительство в Петербурге в 1875 – 1900 годах

  • Поиски стиля.

  • Промышленная архитектура.

  • «Кирпичный стиль». Дом банкира А.О. Мейера (1876 год, арх. В.А. Шретер). Главная станция городских водопроводов (1860 – 1863 гг., арх. И.А. Мерц).

Л

35

«Русский стиль» конца XIX века

УО

  • Успенская церковь Подворья Киево-Печёрской Лавры (1895 – 1898 гг., арх. В.А. Косяков).

  • Музей А.В. Суворова (1901 – 1904 гг., арх. А.И. фон Гоген).

  • Храм Воскресения Христова («Спас на Крови») (1883 – 1907 гг., арх. архимандрит Игнатий (Малышев) и А.А. Парланд).

Л


Формы контроля:

УО – устный опрос

ФО – фронтальный опрос

ВК – взаимоконтроль

ТД – терминологический диктант

СР – самостоятельная работа

КР – контрольная работа

Т – тестирование

ТР – творческая работа

ИР – индивидуальная работа

ЛПР – лабораторно — практическая работа

Тип урока:

Л – лекция

КУ – комбинированный урок

ЛПЗ – лабораторно-практическое занятие

СЗ – семинарское занятие

УК – урок-конференция

ПИ – педагогическая мастерская

УЭ – урок-экскурсия

УИНМ – урок изложения нового материала

УО – урок-обобщение


  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Александрова Л.Б. Луиджи Руска. — Л.: Лениздат, 1990.

Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда. — Л.: Лениздат,1966.

Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. — Л.: Лениздат,1989.

Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. — СПб: Стройиздат, 2001.

Богданов И.А. Гостиный двор. — Л.: Лениздат,1988.

Бунин М.С. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. — Л.: Художник РСФСР, 1973.

Бутиков Г.П. Исаакиевский собор. — Л.: Художник РСФСР, 1973.

Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. — СПб.: Стройиздат, 1992.

Грубе Г.Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М.: Стройиздат, 1990.

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Век ХХ: Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2001.

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2001.

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2000.

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: архитектурные стили. Пособие по истории города. — СПб.: КОРОНА принт, 2008.

Ермолаева М.К., Лебедева И.М. Здесь будет город… Прогулки по Петербургу. — СПб.: Химия, 2000.

Ермолаева М.К., Лебедева И.М. Перед взором владыки морей. Прогулки по Петербургу. — СПб.: Химия, 1998.

Ермолаева М.К., Лебедева И.М. По берегам Медвежьей речки. — СПб.: Химия, 1992.

Заварихин С.П. Явление Санктъ-Питеръ-Бурха: Архитектурные портреты. — СПб.: Стройиздат СПб, 1996.

Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. — СПб.: Лениздат, 2000.

Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. — СПб.: Паритет, 2002.

Канн П.Я. Стрелка Васильевского острова. — Л.: Лениздат, 1973.

Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Журнал «Нева», 2003.

Кий А.И. Русский музей. — Л.: Лениздат, 1982.

Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. — Л.: Лениздат, 1987.

Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. — Л.: Лениздат, 1988.

Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили XVIII-начала ХХ вв. — СПб.: Паритет, 2003.

Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. — Л.: Лениздат, 1976.

Лавров Л.П., Лихачёва Л.Н. Санкт-Петербург. Архитектурный путеводитель 1703 – 2003. — СПб.: Культурный центр ЭКЛЕКТИКА, 2002.

Лисовский В.Г. Академия художеств. — СПб.: Алмаз, 1997.

Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971.

Лисовский В.Г. И.А. Фомин. — Л.: Лениздат, 1979.

Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город? — СПб.: Норинт, 1997.

Николаева Т.И. Виктор Шретер. — Л.: Лениздат, 1991.

Овсянников Ю. Великие зодчие Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. — СПб.: Искусство-СПб.



Свежие документы:  Конспект урока по географии "Природные зоны Евразии" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: