Программа кружка»Мой край родной»



Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

«Украинская СОШ»

Омская область

Исилькульский район









Программа

кружка


Мой край родной




составила учитель географии

Константинова Елена Викторовна






2012 год















Пояснительная записка

Программа имеет эколого- краеведческую направленность. Расщитана на учащихся 5- 8 классов.

Количество часов- 105

Этапы прохождения программы:

I этап. Теоретическая часть.

Учащиеся получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природы.

II этап. Практическая часть.

Практические занятия используются в форме экскурсий, выполнения творческих работ. Учащиеся знакомятся с приемами наблюдения, учатся фиксировать результаты наблюдения, делать простейшие выводы и обобщения, планировать свою деятельность, проводить обработку материала.

Методы и приемы работы:

сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, просмотр слайдов, прослушивание аудиозаписей);

практические (опыты, лабораторные работы, моделирование, эксперименты, творческие работы);

коммуникативные (конференции, сюжетно-ролевые, деловые и дидактические игры, дискуссии, беседы);

комбинированные (экскурсии, наблюдения, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа учащихся).


Цель: развитие у детей потребности к здоровому и активному образу жизни, гуманизму, нравственности, любви к Родине и родному краю; познавательного интереса к географии.

Задачи:

образовательные: сформировать представление о многообразии природы и экологических проблемах края; научить вести наблюдения за живой и неживой природой;

развивающие: развивать интерес к познанию природы, эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, способность иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию.

воспитательные: бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки; осуществлять экологическое воспитание.


Содержание программы:

  1. Вводное занятие. 1 ч.

Теория(1 ч.) Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы кружка. Расписание занятий. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Я и мир вокруг меня. 4 ч.

Теория(2 ч.) Понятия – экология, краеведение. Здоровый образ жизни человека. Учение о среде обитания. Разнообразие растительного и животного мира. «Лица Земли» (разнообразие национальностей, культур, религий).

Практика(2 ч.) Экскурсия в парк села Украинка.

  1. Моя планета(2 ч.)

Теория (1 ч.) Значение природы в жизни Земли. Профессии, связанные с изучением планеты. Вселенная. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Смена времен года. Часовые пояса.

Практика(1 ч.) Час занимательной географии.

  1. Мой дом (3 ч.)

Теория (1 ч.) Понятие «географическое положение», его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Особенности географического положения населенного пункта. Дом, в котором я живу (рассказы детей о своем доме, семье, питомцах).

Практика (2 ч.) Изучение плана села, города. Занимательная картография.

  1. Геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф (7 ч.)

Теория (4 ч.) Геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф области, района. Геологическое прошлое. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Рельефообразующие факторы.

Практика (3 ч.) Экскурсия и работа в школьном музее. Экскурсия на карьер, овраг, кирпичный завод села Украинка. Обработка собранного материала. Занимательная геология.

  1. Погода и климат (6 ч.)

Теория (3 ч.) Понятия «погода» и «климат». Местные признаки и прогноз погоды. Погода и климат в народном фольклоре. Приборы для метеонаблюдений, их устройство. Атмосферные явления. Воздух, которым мы дышим.

Практика (3 ч.) Метеорологические наблюдения. Фиксация наблюдений. Обработка собранного материала. Вычерчивание графиков, схем, диаграмм. Изготовление таблицы местных признаков и примет для предсказания погоды. Занимательная климатология.

  1. Внутренние воды (6 ч.)

Теория (2 ч.) Вода – основа жизни. Озера и реки области. Озеро Келдыбай. Пруды — искусственные водоемы. Использование вод в хозяйстве. Режим рек и озер.

Практика (4 ч.) Гидрологическое обследование озера Келдыбай. Доклад «Келдыбай: прошлое, настоящее, будущее». Трудовой десант по уборке прибрежной части Келдыбая.

  1. Почвы (3 ч.)

Теория (1 ч.) Почва, ее значение в природе, жизни человека. Типы почв Использование земель села Украинка. Красота объектов «неживой природы».

Практика (2 ч.) Экскурсия на карьер кирпичного завода, в лес, поле с целью изучения типов почв, свойств почв. Обработка собранных материалов. Встреча с агрономом СПК «Украинский».

9.Живая природа(14 ч.)

Теория(6 ч.) Многообразие растительного и животного мира. Растительный и животный мир области. Редкие и исчезающие растения и животные области. Лекарственные растения.

Практика(8 ч.) Уход за комнатными растениями. Экскурсия в лес. Сбор гербария. Составление коллекции насекомых- вредителей сельского и лесного хозяйства с указанием борьбы с ними. Обработка собранного материала. Изучение растительности и животного мира луга, болота. Диковинки растительного мира. Работа в школьном краеведческом музее.

  1. Охрана природы(10 ч.)

Теория(3 ч.) Охрана атмосферного воздуха, почв, вод, флоры и фауны. Красная книга. Красная книга РФ, Омской области. Заповедники и национальные парки. Рациональное использование природных ресурсов.

Практика(7 ч.) Составление альбома и стенда для музея «Редкие и исчезающие растения и животные Омской области». Изготовление скворечников. Подготовка презентации «Исчезающая красота». Работа в школьном краеведческом музее.

  1. Население (16 ч.)

Теория(6 ч.) Население Земли, РФ, Омской области. Рост и численность. Размещение и плотность. Состав. Городское и сельское население. Урбанизация. Город Исилькуль. Город Омск. Село Украинка. Хозяйственная деятельность населения.

Практика(10 ч.) Работа в музее. Перепись населения села Украинка. Обработка собранного материала. Изготовление макета села Украинка. Занимательная география. Любопытное в быте народов разных стран. «Путешествия» по загадочным странам.

  1. Профессии, связанные с природой(10 ч.)

Теория(3 ч.) Профессии, связанные с природой: шахтер, лесник, геолог, метеоролог, ветеринар, зоотехник, агроном и др.

Практика(7 ч.) Встречи со специалистами хозяйства: агрономом, ветеринарным врачом, зоотехником, работниками лесхоза. Экскурсии на предприятия хозяйства: ферму, кирпичный завод, МТМ, мельницу.

  1. Хочу всё знать(6 ч.)

Теория(3 ч.) Изучение загадочных природных явлений, быта и культуры народов, населяющих нашу планету.

Практика(3 ч.) Составление и отгадывание викторин, кроссвордов. Выполнение, заслушивание и обсуждение докладов, сообщений. Оформление стенда и презентации «Самое, самое в жизни Земли».

14. Экология и быт(3 ч.)

Теория(2 ч.) Качество среды обитания. Экология питания.

Источники экологической опасности в быту. Химические и физические факторы, влияющие на здоровье человека.

Практика(1 ч.) Практическая работа с образцами товаров. Беседа с учителем химии.

Экскурсия на СЭС.

  1. Экологическая ситуация(3 ч.)

Теория(1,5 ч.) Понятие «экологическая ситуация». Экологическая ситуация в мире, стране, городе Омске. Пути решения экологических проблем разного уровня.

Практика(1,5 ч.) Работа с дополнительной литературой, Интернетом по теме.

Подготовка, заслушивание и обсуждение докладов. Подготовка презинтаций.

  1. Подготовка однодневного похода (3 ч.)

Теория (3 ч.) Определение целей похода. Разработка маршрута. Распределение обязанностей. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Первая доврачебная помощь, ознакомление с составом походной аптечки. Техника безопасности.

  1. Подведение итогов (2 ч.)

Оформление работ. Составление альбомов, буклетов. Подготовка фотовыставки, выставки рисунков. Работа в музее.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1


2

Я и мир вокруг меня

4

2

2

3

Моя планета

2

1

1

4

Мой дом

3

1

2

5

Геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф

7

4

3

6

Погода и климат

6

3

3

7

Внутренние воды

6

2

4

8

Почвы

3

1

2

9

Живая природа

14

6

8

10

Охрана природы

10

3

7

11

Население

16

6

10

12

Профессии, связанные с природой

10

3

7

13

Хочу все знать

6

6


14

Экология и быт

3

2

1

15

Экологическая ситуация

3

1,5

1,5

16

Организация, подготовка однодневного похода

3

3


17

Подведение итогов

2

2



ВСЕГО: 99 час







Литература:



1. Баргин К.В. «Азбука туризма», М., Просвещение 2007.

2. Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.

3. Горышина Т.К. «Экология растений», М., 2007.

4. Бороздинов Н.М. « Географические кружки в школе», «Просвещение», М.,2004.

5. Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс!» Москва «Просвещение»2000 г.

6. А.А.Кузьменко и др. «География Исилькульского района», Омск: Изд- во ОмГПУ,2001.












Свежие документы:  Обобщающий урок по теме "Африка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: