Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пушкарская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Заместитель директора МОУ «Пушкарская СОШ» ______ Ковалёва О.П. «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пушкарская СОШ»
_____ Смольякова В.И. Приказ № от « » _____2014 г. |
Рабочая программа
по предмету «География»
10-11 классы
Фролова Людмила Николаевна
Профильный уровень
«Принято»
на заседании педагогического совета
протокол от 2014г. № 09
год
Содержание программы
Пояснительная записка……………………………………..3 – 5
Требования к уровню подготовки учащихся………………6 – 7
Тематическое планирование……………………………………….7 – 15
Содержание программы учебного предмета…………… …16 – 18
Формы и средства контроля…………………………………19 – 20
Перечень учебно-методических средств обучения………..20 — 24
Приложение
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» для 10-11 классов профильный уровень (биолого-географический профиль) разработана на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
Цели:
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.
Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
Задачи:
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов.
Воспитание патриотизма, толерантности, уважение к другим народам, бережного отношения к окружающей среде;
Уметь самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности
Формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях.
Давать правильную оценку своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Овладеть умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
Развитие географическое мышление для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
Уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах.
Приобрести компетентность в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозировании;
Использовать разнообразные географические знания и умения в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Учебно-методический комплект:
Учебник для 10 класса. География. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 кн. Кн.1/ В.Н.Холина. 4 изд., испр. – М.: — Дрофа, 2012. – 312 с.
Учебник для 11 класса. География. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 кн. Кн.2/ В.Н.Холина. 4 изд., испр. – М.: — Дрофа, 2012. – 334 с.
Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс, 11 класс: В.Н.Холина. — Дрофа, 2011.
Атлас. Социально-экономическая география мира. — Дрофа, 2008.
Методическое пособие для учителя. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа, 2011.
Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. — Дрофа, 2008.
Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2011.
Интернет: https://multimedia.drofa.ru Сайты.
В рабочей программе изменений нет:
Количество учебных часов: 210 ч;
10 класс:
В неделю 3 часа
В год 105 часов
в том числе количество часов для проведения:
практических работ – 7.
стартовый контроль – 15минут, рубежный контроль – 15минут,
заключительный контроль – 15минут
11 класс:
в неделю – 3
в год – 105
в том числе количество часов для проведения:
практических работ – 10
стартовый контроль – 15минут, рубежный контроль – 15минут,
заключительный контроль – 15минут
Формы организации учебного процесса:
10-11 классы:
Внеурочная | |
— Урок (урок изучения нового материала, урок актуализации знаний и умений, урок – практикум, урок обобщения знаний и умений). — Общественный смотр знаний. — заочные путешествия, презентации | — Индивидуальные консультации — Подготовка к олимпиадам — занятия по подготовке сдачи экзамена в новой форме |
Формы текущего контроля:
10-11 классы:
индивидуальный опрос; эвристическая и частично-поисковая беседа;
фронтальный опрос;
практическая работа;
работа с картами атласа;
индивидуальные задания;
тестирование;
составление картосхем;
заполнение таблиц;
написание эссе;
учебное исследование;
заполнение контурных карт;
самостоятельные работы;
сообщения учащихся
стартовый контроль
рубежный контроль
заключительный контроль
II. Требования к уровню подготовки учащихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Знать/понимать:
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов. Их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
2. Уметь:
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Составлять географические карты различной тематики;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально – экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общества.
III. Тематическое планирование
10 класс профиль
Тема урока
| Количество час. | |
| Раздел1. География в современном мире | 13 |
| Тема 1. География как наука | 6 |
1 | География в системе наук о природе и обществе | 1 |
2 | Возможности, которые даёт география для жизни и работы | 1 |
3 | Пространство – объект изучения географии | 1 |
4 | Концепция географического положения | 1 |
5 | Конференция «Моё село» | 1 |
6 | Конференция «Географическое положение и местоположение моего села» | 1 |
| Тема 2.Методы географических исследований |
|
7 | Методы географических исследований | 1 |
8 | Модели в географии | 1 |
9 | Модель Тюнена | 1 |
10 | Новейшие методы географических исследований (ГИС) | 1 |
11 | Новейшие методы географических исследований (космический мониторинг Земли) | 1 |
12 | Обобщающее повторение по разделу 1 | 1 |
13 | Зачёт по разделу 1 | 1 |
| Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы | 35 |
| Тема 1. Объекты политической карты мира | 13 |
14 | Объекты политической карты мира | 1 |
15 | Каковы основные черты независимых государств? | 1 |
16 | Какие формы государственного правления имеют независимые государства? | 1 |
17 | Какие формы государственного правления имеют независимые государства? | 1 |
18 | «Круглый стол» Самопровозглашенные государства | 1 |
19 | «Круглый стол» Имеют ли право на самоопределение самопровозглашённые государства? | 1 |
20 | Что такое международные территории и каков их статус? | 1 |
21 | Где и почему расположены территории с неопределённым статусом? | 1 |
22 | Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? | 1 |
23 | Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? | 1
|
24 | Миротворческие миссии ООН | 1 |
25 | Обобщающее повторение по теме «Объекты политической карты мира» | 1 |
26 | Тестирование по теме: «Объекты политической карты мира» | 1 |
| Тема 2. Территория и границы государств | 3 |
27 | Территория и границы государств | 1 |
28 | Причины территориальных споров между государствами | 1 |
29 | Естественные рубежи как государственные границы | 1 |
| Тема 3. Формирование политической карты регионов мира | 9 |
30 | Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? | 1 |
31 | Как формировалась политическая карта Европы? | 1 |
32 | Интеграция в Европе. | 1 |
33 | Сепаратизм в Европе | 1 |
34 | Как формировалась политическая карта Азии? | 1 |
35 | Основные современные политические проблемы Азии | 1 |
36 | Как формировалась политическая карта Африки? | 1 |
37 | Как формировалась политическая карта Америки? | 1 |
38 | Как формировалась политическая карта Океании? | 1 |
| Тема 4 Политическая география и геополитика |
|
39 | Политическая география и геополитика | 1 |
40 | Геополитические теории и модели мира | 1 |
41 | Геополитическое положение РФ | 1 |
42 | Итоговый урок по теме «Политическая география и геополитика» | 1 |
43 | Обобщение знаний по разделу «Политическая карта мира: государства и границы» | 1 |
44 | Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. | 1 |
45 | Повторение. Политическая карта мира | 1 |
46 | Повторение. Политическая карта мира | 1 |
| Раздел 3 Богатство и бедность: типы стран | 26 |
| Тема 1 Показатели уровня социально- экономического развития стран мира |
|
47 | Как оценить уровень развития и тип страны? | 1 |
48 | ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития страны | 1 |
49 | Отраслевая структура ВВП | 1 |
50
| Где и почему расположены богатые и бедные страны мира? | 1 |
51 | Региональное распределение «богатства» и «бедности» | 1 |
52 | Всемирный банк: классификация стран по уровню ВНД на душу населения | 1 |
53 | Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов? | 1 |
54 | Всемирный банк: государства и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой | 1 |
55 | Конференция: «Страны и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой» | 1 |
56 | Конференция: «Страны и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой» | 1 |
57 | Как самому составить многопризнаковую классификацию стран | 1 |
58 | Рекомендации по составлению характеристик, выделение типов стран | 1 |
59 | Проект. Многопризнаковая классификация стран региона (по выбору) | 1 |
| Тема 2. Типы стран современного мира |
|
60 | Географические закономерности в размещении более развитых и менее развитых стран | 1 |
61 | Какую роль играют в мировой экономике страны разных социально-экономических типов? | 1 |
62 | Классификация развивающихся стран по географическому положению: развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю | 1 |
63 | Классификация развивающихся стран по географическому положению: малые островные и прибрежные развивающиеся страны | 1 |
64 | Наименее развитые страны(сбор фактов) | 1 |
65 | Наименее развитые страны (анализ) | 1 |
66 | Географическая типология стран мира | 1 |
67 | Конференция «Типы стран современного мира» | 1 |
68 | Конференция «Типы стран современного мира» | 1 |
69 | Как формируется территориальная структура колониальной экономики | 1 |
70 | Составление модели формирования колониальной структуры экономики | 1 |
71 | Экономико-географическое положение страны. | 1 |
72 | Типы стран современного мира. Зачёт | 1 |
| Раздел 4 Население и культура | 31 |
| Тема 1 Размещение населения |
|
73 | Где и когда появились люди на Земле? | 1 |
74 | Как узнать точное число жителей страны? | 1 |
75 | Анализ изменения численности населения по типам стран. Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира. | 1 |
76 | Какие факторы определяют расселение людей? | 1 |
77 | Анализ районов с низкой плотностью населения | 1 |
78 | Конференция. Природные, политические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их влияние на размещение населения. | 1 |
79 | Почему люди переезжают из одной страны в другую? | 1 |
80 | Какие существуют различия по демографическим показателям между регионами мира? | 1 |
81 | Графическое представление демографических показателей. | 1 |
82 | Демографические пирамиды. | 1 |
83 | Как изменялась численность населения регионов мира? | 1 |
84 | Основные теории динамики численности населения мира | 1 |
85 | Как государство регулирует число своих граждан? | 1 |
86 | Демографическая политика | 1 |
87 | Практическая работа № 8. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира по выбору. | 1 |
| Тема 2. Культурные районы мира |
|
88 | Что такое культура, и из каких элементов она состоит? Этносы как главные носители культуры | 1 |
89 | Этнический состав населения стран мира | 1 |
90 | Конференция. Русский этнос в свете теории этногенеза | 1 |
91 | Как формируются языки и как они влияют на этносы и государства? | 1 |
92 | Проект. «Национальный состав населения Белгородской области» | 1 |
93 | География религий | 1 |
94 | Религиозный состав населения мира | 1 |
95 | Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира? | 1 |
96 | Святые места Белгородской области как фактор развития туризма | 1 |
97 | Как разделить мир на историко-культурные области? | 1 |
98 | Проект. Историко-культурные области мира(работа с источниками информации) | 1 |
99 | Проект. Историко-культурные области мира(выступления с сообщениями) | 1 |
100 | Итоговый урок по теме «Население и культура» | 1 |
101 | Подготовка к итоговому тестированию | 1 |
102 | Заключительный контроль | 1 |
103 | Анализ заключительного контроля | 1
|
104 | Защита творческих проектов | 1 |
105 | Защита творческих проектов | 1 |
Тематическое планирование 11 класс
Тема урока Практическая работа | Количество часов | |
| Раздел 5. Городские и сельские поселения | 20 |
1 | Отличие города от деревни | 1 |
2 | Почему, где и когда появились города? | 1 |
3 | Древние города | 1 |
4 | Почему одни города растут, а другие – нет? Выбор места для строительства города | 1 |
5 | Выбор места для строительства города | 1 |
6 | Границы города Где проходит граница города? | 1 |
7 | Рост городских поселений в развитых странах | 1 |
8 | Рост городских поселений в развивающихся странах | 1 |
9 | Влияние города на окружающую среду | 1 |
10 | Определение необходимого количества городов для устойчивого развития территории | 1 |
11 | Определение необходимого количества городов для устойчивого развития территории (продолжение) | 1 |
12 | Формирование системы расселения. Каким закономерностям они подчиняются? | 1 |
13 | Появление периодических центральных мест- ярмарок и рынков. Управление системами расселения. | 1 |
14 | Экономическая структура города | 1 |
15 | Цена на землю в городе | 1 |
16 | Размещение в городах жилых кварталов разного качества | 1 |
17 | Размещение в городе предприятий сферы услуг. Управление территориальной структурой города. Как выбрать нужную квартиру в Белгороде? | 1 |
18 | Функциональные зоны нашего города (проект) | 1 |
19 | Обобщающее повторение по разделу 5. Городские и сельские поселения. | 1 |
20 | Итоговый урок. Тестирование | 1 |
| Раздел 6. Мировое хозяйство | 65 |
21 | Динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | 1 |
22 | Динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | 1 |
23 | Как появляется глобализация мирового хозяйства? | 1 |
24 | Крупнейшие ТНК мира | 1 |
25 | Крупнейшие ТНК мира | 1 |
26 | Киотский протокол: кто должен платить за развитие экономики и загрязнение окружающей среды? | 1 |
27 | Спасёт ли Киотский протокол от глобального потепления? | 1 |
28 | Проект. Природные катастрофы в моей области | 1 |
29 | Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? | 1 |
30 | Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? | 1 |
31 | Размеры и конфигурация земельных участков | 1 |
32 | Где и когда произошло сельское хозяйство как отрасль экономики? | 1 |
33 | Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции | 1 |
34 | Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции | 1 |
35 | Какие существуют системы земледелия и животноводства? | 1
|
36 | Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства? | 1 |
37 | Основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира | 1 |
38 | Основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира | 1 |
39 | Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моей области | 1 |
40 | Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моей области | 1 |
41 | Итоговый урок по теме «География сельского хозяйства» | 1 |
42 | Работа с тестами ЕГЭ | 1 |
43 | Чем определяется размещение промышленных предприятий? | 1 |
44 | Страны и регионы – крупнейшие производители промышленной продукции | 1 |
45 | Страны и регионы – крупнейшие производители промышленной продукции | 1 |
46 | Региональные сдвиги в размещении промышленности мира | 1 |
47 | Региональные сдвиги в размещении промышленности мира | 1 |
48 | Модели размещения промышленности | 1 |
49 | Модели размещения промышленности | 1 |
50 | Современные тенденции развития и размещения промышленности мира | 1 |
51 | Влияние промышленности на окружающую среду | 1 |
52 | Влияние промышленности на окружающую среду | 1 |
53 | Итоговый урок по теме «Закономерности размещения промышленности» | 1 |
54 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
55 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
56 | География сферы услуг. Как менялось место сферы услуг в мировой экономике? | 1 |
57 | География сферы услуг. Как менялось место сферы услуг в мировой экономике? | 1 |
58 | Особенности развития транспортной системы мира | 1
|
59 | Крупнейшие транспортные узлы мира | 1 |
60 | Крупнейшие транспортные узлы мира | 1 |
61 | Проект. Транспортная инфраструктура моей области | 1 |
62 | Проект. Транспортная инфраструктура моей области | 1 |
63 | Размещение мировых центров телекоммуникаций, рекламы, финансов | 1 |
64 | Региональные особенности развития туризма | 1 |
65 | Проект. Развитие туризма в моей области | 1 |
66 | Проект. Развитие туризма в моей области | 1 |
67 | Проект. Планируем путешествие с GPC | 1 |
68 | Итоговый урок по теме “География сферы услуг» | 1 |
69 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
70 | Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли? | 1 |
71 | Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли? | 1 |
72 | Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой? | 1 |
73 | Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой? | 1 |
74 | Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли? | 1 |
75 | Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта) | 1 |
76 | Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта) | 1 |
77 | Россия в мировой торговле | 1 |
78 | Россия в мировой торговле | 1 |
79 | Проект. Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (по выбору) | 1 |
80 | Почему страны вступают в экономические и торговые союзы? | 1 |
81 | Экономическая интеграция в Европе | 1 |
82 | СНГ | 1 |
83 | Итоговый урок Тестирование | 1 |
84 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
85 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
| Раздел 7. Устойчивое развитие | 20 |
86 | Что будем изучать в разделе «Устойчивое развитие» | 1 |
87 | Зачем в географии используется районирование? | 1 |
88 | Зачем в географии используется районирование? | 1 |
89 | Чем различаются районирование и административно-территориальное деление? | 1 |
90 | Основы географии выборов. Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают равное избирательное право? | 1 |
91 | Как нарезать округа для голосования? | 1 |
92 | Проект. Выборы в моей области | 1 |
93 | Итоговый урок по теме «Основы географии выборов» | 1 |
94 | Каковы принципы территориальной и социальной справедливости? | 1 |
95 | Как измерить региональное неравенство? | 1 |
96 | Как измерить региональное неравенство? | 1 |
97 | Какие методы региональной политики использует государство? | 1
|
98 | Как взаимодействуют различные типы экономических районов | 1 |
99 | Как взаимодействуют различные типы экономических районов | 1 |
100 | Проект «Полюса роста» в моей области | 1 |
101 | Проект «Полюса роста» в моей области | 1 |
102 | Итоговый урок по теме Региональное неравенство и территориальная справедливость | 1 |
103 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
104 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
105 | Решение тестов ЕГЭ | 1 |
IV. Содержание программы учебного предмета.
10 Класс
Раздел 1. География в современном мире (13 часов)
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И.Кант и классификация наук.
Законы размещения.
Географические исследования традиционные: экспедиционный, картографический, описательный методы. Географические исследования современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы
(35 часов)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления.
Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Территория и границы государств. Территориальные споры.
Геополитика.
Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.
Типы стран современного мира.
Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (31 час)
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
IV. Содержание программы учебного предмета.
11 Класс
Раздел 5. Городские и сельские поселения (20 часов)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.
Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.
Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования).
Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.
Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование.
Оффшорные районы мира.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.
Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).
Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Раздел 7. Устойчивое развитие (20 часов)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).
Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.
Региональный монополизм и региональная политика.
Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).
Киотский протокол.
V Формы и средства контроля.
10 класс:
№ приложения | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
практические работы | 1 | 4 | 4 | 2 | 2 | 12 |
Входной контроль | 2 | 1 | — | — | — | 1
|
Рубежный контроль | 2 | — | — | 1 | — | 1 |
Заключительный контроль | 2 | — | — | — | 1 | 1 |
Практические работы
Практическая работа № 1.
«Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Практическая работа № 2.
Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени.
Практическая работа № 3.
Тема: Экономико-географическое положение страны.
Практическая работа № 4.
Тема: Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.
Экономико-географическое положение страны.
Практическая работа № 5.
Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения стран мира.
Практическая работа № 6.
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира по выбору.
Практическая работа № 7.
Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.
Практическая работа № 8.
Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира по выбору.
VI. Перечень учебно-методических средств обучения
10 – 11 классы
В требованиях указаны:
А) названия средств обучения географии по указанным разделам;
Б) их количество на один кабинет (в символьной форме –
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,
К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Старшая школа | Наименования | |
1 | Образовательный стандарт. | Д+ | Рабочая программа по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
|
| Библиотечный фонд |
|
|
| Учебники и учебные пособия |
| 1. Учебник для 10 класса. География. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 кн. Кн.1/ В.Н.Холина. 4 изд., испр. – М.: — Дрофа, 2012. – 312 с. 2. Учебник для 11 класса. География. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 кн. Кн.2/ В.Н.Холина. 4 изд., испр. – М.: — Дрофа, 2012. – 334 с. 3. Атлас. Социально-экономическая география мира. — Дрофа, 2012.
|
2 | Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | 100% | |
| Дидактические материалы |
|
|
3 | Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс. | 100% | Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс, 11 класс: В.Н.Холина. — Дрофа, 2011. Атлас. Социально-экономическая география мира. — Дрофа, 2008.
|
4 | Методические рекомендации по экономической и социальной географии мира | 100% | 11. Методическое пособие для учителя. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2011. 2. Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. — Дрофа, 2008. 3. Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2011.
|
| Печатные пособия |
|
|
| Таблицы | 70% |
|
5 | №41.1 Агропромышленный комплекс Болгарии |
| Шкаф № 3 |
6 | № 43.3 Портовый комплекс Щецин |
| |
7 | № 43.5 ТПК. Гале-Лйпциг |
| |
8 | № 43.10 Нефть Румынии |
| |
9 | № 43.13 Туризм Болгарии |
| |
10 | № 43. 15 Животноводство Монголии |
| |
11 | № 43. 17 Лёгкая промышленность КНДР |
| |
13 | Набор «Ученые-географы» |
| |
| Карты мира | 80% |
|
14 | № 0 Великие географические открытия | Д+ | Шкаф № 3 |
15 | № 33 Внешние экономические связи | Д+ | Шкаф № 1 |
16 | № 19 Карта растительности и животного мира | Д+ | Шкаф № 3 |
17 | № 18 Климатические пояса и области | Д+ |
|
18 | № 31 Чёрная и цветная металлургия | Д+ | Шкаф № 3 |
19 | № 6 животноводство мира | Д+ | Шкаф № 3 |
20 | Политическая | Д+ | Настенная, №30 |
21 | № 7 Зерновые культуры мира | Д+ | Шкаф № 3 |
22 | № 8 Месторождения полезных ископаемых | Д+ | Шкаф № 3 |
23 | № 10 Энергетика мира | Д+ | Шкаф № 3 |
24 | № 1,2, 23, 32 Италия | Д+ | Шкаф № 3 |
25 | № 3 Китай | Д+ | Шкаф № 3 |
26 | № 4,16 Франция | Д+ | Шкаф № 3 |
27 | № 25 Строение земной коры и полезные ископаемые | Д+ | Шкаф № 3 |
28 | № 11, 21 юго-Восточная Азия | Д+ | Шкаф № 3 |
29 | № 14,22,25 Монголия | Д+ | Шкаф № 3 |
30 | № 15,18 Вьетнам | Д+ | Шкаф № 3 |
31 | № 17 США | Д+ | Шкаф № 3 |
32 | № 19, 24 Германия | Д+ | Шкаф № 3 |
33 | № 20 юго-Западная Азия | Д+ | Шкаф № 3 |
34 | № 9 физическая карта Польши, Чехии, германии | Д+ | Шкаф № 3 |
35 | № 26 Венгрия, Албания, Румыния, Югославия | Д+ | Шкаф № 3 |
36 | № 27 Великобритания и Ирландия | Д+ | Шкаф № 3 |
37 | № 23 Экономическая | Д+ | Шкаф № 1 |
38 | № 28 Канада | Д+ | Шкаф № 3 |
39 | № 29 Центральная Америка и Вест Индия | Д+ | Шкаф № 3 |
40 | № 30 Латинская Америка | Д+ | Шкаф № 3 |
41 | №12 Англия и Германия | Д + | Шкаф № 3 |
| Иинформационно-коммуникационные средства |
|
|
| Мультимедийные обучающие программы | 100% |
|
41 | География 10 класс. Экономическая и социальная география мира | Д/П+ | № 12. Уроки географии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. |
42 | Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии | 100% | № 1.География 6-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. ИДДК. № 2. Географический справочник. ИДДК. № 13. География 10-11 тестовый контроль. № 18. География. Материалы к № 15-18. Страны мира: численность населения и валовой внутренний продукт № 20. География. В помощь учащимся. 9-10 классы. Издательство «Учитель»
|
| Технические средства обучения |
|
|
43 | Мультимедийный компьютер | Д+ | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
44 | Средства телекоммуникации | Д+ | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
45 | Мультимедиапроектор | Д+ | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
46 | Экран (на штативе или навесной) | Д+ | Минимальные размеры 1,25х1,25 м. |
47 | Принтер струйный цветной | Д+ | формат печати А4 Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
48 | Сканер | Д+ | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
| Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
|
| Модели | 80% |
|
49 | Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000) |
| Шкаф №1, 2, 4 |
50 | Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов |
| Шкаф № 6 |
| Гербарии | 90% |
|
51 | № 3.Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира | П+ | Шкаф № 2 |