Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № __
от «___»____________2013 года
Председатель педсовета
_______________ И.В. Власова
по кубановедению
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 классы
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Рыбанчук Надежда Александровна
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам, Программы по кубановедению для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. — Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской рабочей программы по кубановедению для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Программы основного общего образования 5-9 классы по кубановедению. А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, Ю.А. Болдырев, Н.А.Гангур А.Н. Еремеева, А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская. Краснодар: Перспективы образования, 2012г.
Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно — климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.
Целью курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.
При изучении курса решаются следующие задачи:
— комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;
-формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
— содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
— развитие познавательного интереса;
— воспитание бережного отношения к родной природе;
— привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;
— социализация школьников;
— выработка навыков саморазвития и самообразования.
Роль курса кубановеденияпредопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции,как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.
В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.
Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать, давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.
Роль систематизирующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложения материала (5кл.: с древнейших времён до IVв.; 6кл.: с конца IVв. до XVIв.; 7 кл.:XVII—XVIIIвв.;8 кл.: XIXв.; 9 кл.:XX— начало XXIв.).
Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.
Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.
В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).
Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.
Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение кубановедения на ступени основного общего образования отводится не менее 170 часов в 5-9 классах. Согласно учебного плана школы на изучение кубановедения. На изучение курса кубановеденияв 5-9 классах отведено 170 часов, из них: в 5 классе -34 часа (1 час в неделю).
Курс «Кубановедение» на ступени основного общего образования 5-9 классах — сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися в начальной школе. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно- нравственного развития и воспитания.
Таблица тематического распределения количества часов
Класс | Разделы, темы | Количество часов | ||
Авторская программа |
Рабочая программа | |||
1 | 5 класс | Введение | 1 | 1 |
2 |
| Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века | 6 | 6 |
3 |
| Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы | 5 | 5 |
4 |
| Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке | 8 | 8 |
5 |
| Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей | 10 | 10 |
6 |
| Итоговое повторение | 4 | 4 |
| Итого: |
| 34 | 34 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета «Кубановедение» и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.
Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.
Важнейшие личностные результаты:
-воспитание патриотизма, любви к Родине,
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;
-формирование нравственных представлений и этических чувств;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;
-воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
-развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
—в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
—в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
—умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
—желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
—обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
—формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
— усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета
— умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.
— в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
—в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
— в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
—в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
-умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
-умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности.
-воспитание российской гражданской идентичности;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметныхрезультатов обучения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
-умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Введение (1 час)
Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей
края.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)
Тема 1. Древние собиратели и охотники.
Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика.
«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.
Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.
Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема 3. Земледельцы и скотоводы
«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).
Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы (5 часов)
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.
Археологические культуры. Майкопский иНовосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнениехозяйственной деятельности.
Тема 5. Дольменная культура
Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены -погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.
Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.
Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)
Темы 7-8. Кочевники кубанских степей
Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.
Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы.
Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.
Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.
Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 9. Меоты — земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
Территория проживания меотов. «Меотида- мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры (городища и могильники): окрестности станиц Елизаветинской, Пашковской, Ста-рокорсунской; хуторов Ленина (город Краснодар), Лебеди; города Усть- Лабинска. Занятия и общественный строй.
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов
«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья
Материальная культура. Археологические находки в скифских курганах. Оружие, предметы быта, украшения. Изделия из драгоценных металов- золотые пластины, чаши. Скифский звериный стиль в искусстве. Сарматский звериный стиль. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа.
Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)
Тема 12. Начало древнегреческой колонизации
Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань — Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население.
Темы 13 -14. Античная мифология и Причерноморье
Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера .Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.
Тема 15.Занятия жителей колоний
Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.
Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.
Работа с текстом «Микка — дочь Стратоника».
Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Работа с текстом «Битва на реке Фат».
Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.
Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).
Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания
Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени
Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско- сарматской традиций.
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.
Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).
Работа с текстом «Тиргатао — царица синдов».
Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.
Итоговое повторение (4 часа)
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. Античный период истории Кубани. Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения. Культурно-исторические памятники древней Кубани мирового значения и их исследователи: Е,Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.
Рабочая программа предусматривает проведение работ с текстом, количество которых, соответствует авторскому варианту. На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором 10 работ с текстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Темы, входящие в раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика УУД | |
5 класс
| |||
Введение (1 ч) | Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций. | Население Кубани в древности. | Самостоятельно подготовить сообщение об одном из народов Кубани; изготавливать (по возможности) модель национального костюма или его элементов. Находить на карте России свой регион. Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения. Определять значение и роль общины в жизни человека. Выявлять объекты изучения Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Показывать на карте важнейшие стоянки каменного века. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке. |
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6ч)
| Древние собиратели и охотники. | Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Зачатки религии. | |
Появление человека современного облика. | Этапы заселения Кубани древнейшими людьми. Становление человека современного типа. | ||
Земледельцы и скотоводы. | Быт и занятия древнейшего человека. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты). | ||
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5ч) | Майкопская и ямная археологические культуры | Формирование представления о Северо-западном Кавказе в эпоху бронзы | Определять археологические памятники культуры Находить умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам Обсуждатьпроисхождение дольменов. |
Дольменная археологическая культура. | Знакомство с памятниками мегалитического периода на Кубани | ||
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры | Формирование представления о северокавказской, катакомбной и срубной археологических культурах. | ||
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8ч) | Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы. | Познакомить учащихся с племенами, населявшими Кубань в эпоху раннего железа. | Сравнивать занятия, вооружение и обряды захоронения скифов, сарматов, меотов.
Наносить на карту названия оседлых земледельческихмеотских племён. Работа с картой в малых группах. Показывать на карте места проживания кочевого и оседлого населения Прикубанья. Работа с картой в малых группах. Выявлять к какому стилю относятся данные археологические находки. |
Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. | Познакомить учащихся с оседлыми племенами меотской культуры Прикубанья и Причерноморья в эпоху раннего железного века | ||
Мифология скифов, меотов, сарматов. | Познакомить учащихся с мифологией скифов, сарматов, меотов | ||
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья. | Познакомить учащихся с материальной культурой и бытом кочевого и оседлого населения Прикубанья | ||
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10ч) | Начало древнегреческой колонизации. | Установить основные этапы переселения древних греков на Кавказское побережье Чёрного моря | Объяснять причины греческой колонизации. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Проанализировать какие новые черты в архитектуре и скульптуре Боспора появились в римское время.
|
Античная мифология и Причерноморье. | Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов | ||
Занятия жителей колоний. | Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов | ||
Боспорское царство. | Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний | ||
Культура и быт греческих городов-колоний | Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля. | ||
Культура и быт Боспора римского времени. | . Изучить особенности культуры и быта греческих городов-колоний, показать, что культура, хотя и развивалась в условиях независимых полисов, в своей единой была единой |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Примерные программы по кубановедению. Кубановедение 5-9 классы. — Краснодар, 2013
2.Литература Учебники, учебные и методические пособия Трёхбратов Б.А., Хачатурова Е.А., Шумейко Т.А.
3. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.
4. Баграмян А.Ю. Литература Кубани: Рабочая тетрадь. 5 — 6 кл. Краснодар, 2008.
5.Бордулева И.Ю. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие по курсу «Кубановедение». Краснодар, 2005.
6. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.
7.Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учеб.для 4-5 кл. Краснодар, 2008.
8.Рабочая тетрадь. Науменко Т.А., Хачатурова Е.А. Рабочая тетрадь для 5 класса. Краснодар, 2013.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
Электронные презентации
«Кубань в эпоху каменного века», «Кубань в эпоху бронзы», «Дольменная культура Кавказа», «Кочевники кубанских степей», «Земледельческие племена Северо-Западного Кавказа», «Кубань античная», «Культура и быт Боспора», «Население Кубани», « Растительный и животный мир Краснодарского края», « Кубань в эпоху Средневековья»,»Тамань», «Первые монастыри и храмы Кубани».
ИНТЕРНЕТ—РЕСУРСЫ
www. admkria.kuban. ru
http://www.kubangov.ru/ — сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края — изображение районов края;
www.yuga.ru — информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);
http://www.ekaterinodar.com/ — сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;
http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm — экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области;
описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);
http://rnustarnhi.narod.ru/ — Таманский археологический музей;
http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный.
Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;
http://tamanland.ru — информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);
http://www.kuban—tourism.ru/gallery/nature.htm — Кубань -туризм. Фотографии природы Кубани;
http://www.kultura.kubangov.ru — культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;
http://pushkin.kubannet.ru/ — Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина;
http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples — энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on—line.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 5 КЛАССЕ
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века
Выпускник научиться:
• показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;
Выпускник получит возможность научиться:
• называть основные периоды каменного века, знать значение науки археологии, фамилии учёных археологов, занимавшимися исследованиями на Кубани;
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, о важнейших стоянках каменного века;
Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы
Выпускник научиться:
•различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
•высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
•излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов;
• знать археологические культуры, распространенные на территории Кубани в эпоху бронзового века;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории Кубани.
Раздел 3. Кочевые и оседлые племенаПрикубаньяв раннем железном веке
Выпускник научиться:
•определять наиболее известные археологические памятники природы своей местности;
•отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев — от реальных исторических лиц;
•высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
•работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности.
Выпускник получит возможность научиться:
•знать виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
•знать какие народы населяли территорию Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа, чем характеризовались их занятия, быт и верования.
Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей
Выпускник научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
Выпускник получит возможность научится:
• знать, когда появились греческие города — колонии, как развивались отношения с местными племенами;
• находить на карте археологические памятники эпохи античности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ В. М. Лемтюгова « _____» _____________ 2013 г.
|
Содержание (разделы, темы) | Кол-во час | Даты проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Оборудование урока | ||
план | факт. | |||||
| Введение. | 1 |
|
|
|
|
1. | Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций. |
| 7.09 |
| Осознание ценностей изучения предмета (Л). Умение работать с УМК (П) | Карта Краснодарского края. |
| Раздел I. Кубань в эпоху каменного века | 6 |
|
|
|
|
2 | Древние собиратели и охотники. | 1 | 14.09 |
| Воспитание уважения к труду и древней истории (Л) Формирование умения работать с историческими источниками, картой и терминами (П) Работа с контурной картой, пути заселения Кубани древними людьми. (Р) | Карта №1, Мультимед. проектор
|
3 | Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день». (Работа с текстом.) | 1 | 21.09 |
| Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) Умение работать с историческими источниками, художественным текстом, выделять в нем главное (Р, П) |
|
4 | Появление человека современного облика. | 1 | 28.09 |
| Охарактеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа (П) Развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа (П) Воспитывать интерес к прошлому родного края (Л) | Мультимед. проектор
|
5 | Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта». (Работа с текстом) | 1 | 05.10 |
| Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом (П) Умение работать с текстом, выделять в нем главное (Р) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П ) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л). |
|
6 | Земледельцы и скотоводы. | 1 | 12.10 |
| Охарактеризовать основные причины перехода древних людей от присваивающего типа хозяйства к производящему (П) Развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники (П) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) | Мультимед. проектор
|
7 | Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник». (Работа с текстом.) | 1 | 19.10 |
| Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. (П) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (работа в группах – К, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л). | Мультимед. проектор
|
| Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы | 5 |
|
|
|
|
8 | Майкопская и ямная археологические культуры | 1 | 26.10 |
| Охарактеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда. (П) Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации о майкопской и ямной археологических культурах из источников разного типа (П) Привитие бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы (Л) | Мультимед. проектор
|
9 | Дольменная археологическая культура. | 1 | 02.11 |
| Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. (П) Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно — следственные связи в историческом процессе (П) Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л) | Мультимед. проектор
|
10 | Рассказ «Каменное святилище». (Работа с текстом.) | 1 | 16.11 |
| Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. (Р) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П) |
Мультимед. проектор
|
11 | Северокавказская, катакомбная и срубная культуры | 1 | 23.11 |
| Охарактеризовать особенности расселения племён и погребальных культур. (П) Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов (П, Р). Воспитывать бережное отношение к историко- археологическим памятникам культуры Кубани (Л) | Карта №2, Мультимед. проектор
|
12 | Рассказ «Тайна литейщика». (Работа с текстом.) | 1 | 30.11 |
| Познакомить учащихся с занятиями и религиозными верованиями племен Северо-Западного Кавказа в эпоху поздней бронзы. (П) Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р) | Мультимед. проектор
|
| Раздел III. Кочевые и осёдлые племена Прикубанья в раннем железном веке | 8 |
|
|
|
|
13 | Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы. | 1 | 07.12 |
| Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа, кем и когда она была представлена на территории Кубани. (П) Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. (П) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) | Мультимед. проектор
|
14 | Кочевники кубанских степей. Сарматы, сираки. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)». | 1 | 14.12 |
| Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р) | Карта, Мультимед. проектор
|
15 | Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. | 1 | 21.12 |
| Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, культурой. Занятиями и общественным строем (П) Развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими источниками, картой (Р) Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л) | Мультимед. проектор карта №3
|
16 | Жизнь меотов по рассказу «Городок у дубовой рощи» (Работа с текстом.) | 1 | 28.12 |
| Формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях меотских племён. (П) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П, Р) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л) | Мультимед. проектор
|
17 | Мифология скифов, меотов, сарматов. | 1 | 18.01 |
| Продолжить формирование умений работы с текстом учебника. Развивать навыки работы с терминами (П, Р) На положительных образах героев легенд воспитывать трудолюбие, смекалку. (Л) | Мультимед. проектор
|
18 | Верование скифов по рассказу «Бычья шкура». (Работа с текстом.) | 1 | 25.01 |
| Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Уметь составлять план местности простейшим способом (П, Р) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П) Продолжить обучению анализа и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории (П) |
|
19 | Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья. | 1 | 1.02 |
| Научить учащихся делать сравнительный анализ различных материальных культур эпохи раннего железа. (П) Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, различными историческими источниками. (П) Воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому родного края. (Л) | Карты, Мультимед. проектор
|
20 | Итоговое занятие по теме: «Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке» | 1 | 8.02 |
| Актуализировать и систематизировать знания о племенах в раннем железном веке (П, Р) Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и факты (П, К, Р) (работа в группах). Привитие бережного отношения к истории своей малой родины (Л) | Карта, Мультимед. проектор
|
| Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей | 10 |
|
|
|
|
21 | Начало древнегреческой колонизации. | 1 | 15.02 |
| Охарактеризовать основные причины переселения древних эллинов на Кубань Развивать навыки причинно – следственного анализа исторических событий (П) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л) | карта №4, Мультимед. проектор
|
22 | Античная мифология и Причерноморье. | 1 | 22.02 |
| Формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья. (П) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. ( презентация мифов по группам – К, Р) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) | Мультимед. проектор
|
23 | Северное Причерноморье в поэмах Гомера. | 1 | 29.02 |
| Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья. (П) Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением творчески предоставить полученную информацию (П, Р) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) | Мультимед. проектор
|
24 | Занятия жителей колоний. | 1 | 08.03 |
| Выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей. (П) Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе (П). Воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани (Л). | Мультимед. проектор
|
25 | Занятия жителей колонии. Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника». | 1 | 15.03 |
| Формирование представления о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов – колоний. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л) | Мультимед. проектор
|
26 | Боспорское царство. | 1 | 22.03 |
| Формирование у учащихся представления об особенностях системы управления и хозяйственной деятельности Боспорского царства, выявление причин его упадка. (П) Поиск исторической информации в источниках разных типов (П) Воспитание интереса к прошлому родного края (Л) | Мультимед. проектор, таблицы. |
27 | Расцвет и падение Боспорского царства. Работа с текстом «Битва на реке Фат». | 1 | 05.04 |
|
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.(Р) Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л). | Мультимед. проектор |
28 | Культура и быт греческих городов-колоний | 1 | 12.04 |
| Познакомить учащихся с развитием греческого образования и театра. (П) Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, составление связного рассказа. (Р, К) Воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры (Л)
| Мультимед. проектор
|
29 | Культура и быт Боспора римского времени. | 1 | 19.04 |
| Познакомить учащихся с развитием архитектуры, живописи, поэзии (П) Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы. Работать с исторической картой. (Р, П) Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. (Л) | Мультимед. проектор
|
30 | Поэзия. Эпитафии. Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».
| 1 | 26.04 |
| Формирование представления о взаимоотношениях вождей меотов и правителей Боспора. (П) Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П, Р) Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
Разв | Мультимед. проектор
|
| Итоговое повторение | 4 |
|
|
|
|
31 | Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. | 1 | 03.05 |
| Актуализировать и систематизировать знания об основных этапах каменного века. (П) Развитие исторического мышления через формирование способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века (П, Р) Привитие бережного отношения к истории своей малой родины (Л) | Мультимед. проектор
|
32 | Античный период истории Кубани. | 1 | 10.05 |
| Актуализировать и систематизировать знания об особенности культуры и быта греческих городов-колоний, о развитии архитектуры, живописи, поэзии городов-колоний. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы. (П, К) | Мультимед. проектор
|
33 | Повторительно — обобщающий урок «Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей». | 1 | 17.05 |
| Актуализировать и систематизировать знания о периоде древнегреческой колонизации на территории Кубани. (П) Продолжить развитие навыков участия в обсуждении, умения анализировать исторические факты, сопоставлять явления и факты. (Работа в группах – К, Р) Привитие бережного отношения к древнему периоду истории Кубани (Л) | Мультимед. проектор
|
34 | Обобщающий урок. МНК. Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи. | 1 | 24.05 |
| Выявить роль выдающихся исследователей Кубани, их вклад в развитие культурного наследия родного края. (П) Развивать навыки поиска информации по заданной теме, участия в проектной деятельности, публичного выступления, работы в группе. (Р) Воспитание бережного отношения к уникальному культурно — историческому прошлому родного края. (Л) | Мультимед. проектор
|
| Итого | 34ч |
|
|
| |
Используемые сокращения названия универсальных учебных действий:
Л — личностные
Р — регулятивные
П — познавательные
К — коммуникативные