рабочая программа по географии 9 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;

— примерной программы основного общего образования по географии;

— программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы (составитель С.В.Курчина) Дрофа, Москва 2010 География России. Население и хозяйство. 9 класс, авторы: В.П.Дронов., Я.Ром (программа к классической линии учебников географии).


Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 9 классе 70 часов (2 часа в неделю).

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: всего 70 часов, в неделю — 2 часа.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цель программы заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачисформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

— сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

— научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

— развивать картографическую грамотность школьников;

— сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

— показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).


Таблица распределения количества часов.


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа


Введение

1

1

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

4

4

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

5

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

3

3

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

21

24


Тема. Машиностроительный комплекс

5

5


Тема. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

3

4


Тема. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

7

7


Тема. Агропромышленный комплекс (АПК)

3

3


Тема. Инфраструктурный комплекс

3

5

Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

32

33


Тема. Территориальная организация и районирование России

1

1


Тема. Западный макрорегион — Европейская Россия

1

1


Тема. Центральная Россия

6

5


Тема. Европейский Север

2

2


Тема. Европейский Юг – Северный Кавказ

2

2


Тема. Поволжье

3

3


Тема. География Ульяновской области

9

9


Тема. Урал

2

2


Тема. Восточный макрорегион — Азиатская Россия

6

8

Раздел 6.

Новые Независимые Государства

4


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы: итоговые ( * ), за выполнение которых, оценка ставится всем учащимся, и часть работ являются тренировочными или обучающими, которые оцениваются выборочно. В выборе и проведении практических работ учтены рекомендации Е.В.Храмовой, методиста кафедры естествознания УИПК ПРО («Программные практические работы по географии» Ульяновск 2011).

п/п

Разделы, темы

Обучающие

практические работы

Итоговые практические работы

Устные практические работы


Введение




Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение




Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ




Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ





Тема. Машиностроительный комплекс

№1




Тема. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

№2

№3



Тема. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

№4,6


№5


Тема. Агропромышленный комплекс (АПК)

№7




Тема. Инфраструктурный комплекс

№8



Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ





Тема. Территориальная организация и районирование России



№9


Тема. Западный макрорегион — Европейская Россия





Тема. Центральная Россия

№10,

№11

№12


Тема. Европейский Север

№13


№14


Тема. Европейский Юг – Северный Кавказ


№16

№15


Тема. Поволжье


№17

№18


Тема. География Ульяновской области





Тема. Урал

№19

№20



Тема. Восточный макрорегион — Азиатская Россия

№21,23

№22,24,26

№25,27

Раздел 6.

Новые Независимые Государства





Содержание курса.

Раздел 1.Общая часть курса.(28 часов)

Тема 1.Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.(2 часа)

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2.Население Российской Федерации.(5 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Национальный состав населения России.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.

Городское и сельское население.

Трудовые ресурсы

Тема 3.Географические особенности экономики Российской Федерации.(3 часа)

Структурные особенности экономики России.

Природно-ресурсный потенциал России.

Россия в современной мировой экономике

Тема 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.(7 часов)

Научный комплекс, его значение, состав и связь с другими комплексами.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Практическая работа №1.. Определение главных районов размещение отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Нефтяная промышленность Практическая работа.1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим данным.

Газовая промышленность.

Угольная промышленность. Практическая работа.№2 .Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным

Электроэнергетика

Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химический состав (3часа)

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами Практическая работа № 1 .Составление характеристики одой из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Практическая работа №2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических мероприятий по производству меди и алюминия.

Химико-лесной комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами .Практическая работа№3 . Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Тема 6. Агропромышленный комплекс.

(3 часа)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав и связь с другими комплексами.

Основные направления использования земельных ресурсов. Практическая работа №1.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства..

Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Тема 7. Инфраструктурный комплекс (5 часов)

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав и связь с другими комплексами.

Транспорт.

Связь. Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Рекреационное хозяйство. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда Практическая работа № 1.Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Раздел 2. Региональная часть курса.(38 часов)

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

Районирование важнейший метод географической науки..Практическая работа № 1.Моделирование вариантов нового района России.

Тема 2.Западный макрорегион — Европейская Россия(18 часов)

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве.

Центральная Россия. Состав района. Преимущество географического положения -важнейший фактор развития.

Современный характер и проблемы расселения

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Районы Центральной России . Возникновение и развитие Москвы. Практическая работа №1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Практическая работа № 2.Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально- Черноземный районы. Практическая работа №3.Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территории Центральной России.

Северо-Западная Россия. Состав. Особенности географического положения района.

Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение

Население: состав, традиции и культура. Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 1.Составление и анализ хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона Практическая работа № 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг- Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Практическая работа №1 .Определения факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Население: национальный и религиозный состав. Хозяйство района. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Практическая работа № 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение. Практическая работа №1.Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

Хозяйство района. Отросли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы. Практическая работа № 2.Экологические и водные проблемы Волги- оценка и пути решения.

Урал. Состав и границы. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым.

Заселение Урала. Этнический состав Практическая работа №1.Определения тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

Антропогенные изменения природы Урала. Практическая работа № 2.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема.3 Восточный макрорегион- Азиатская Россия(19 часов)

Общая характеристика. Географическое положение.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона.

Западная Сибирь. Географическое положение. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Практическая работа №1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

Коренные народы.

Нефтегазохимический комплекс- основа хозяйства района.

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Практическая работа № 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Основные проблемы Западной Сибири. Практическая работа №3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение.

Население: заселение, национальный состав, размещение.

Экономика Восточной Сибири.

Топливно-энергетический комплекс- основа хозяйства территории. Практическая работа №1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

Транссибирская железная дорога- главная транспортная артерия региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа № 2.Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Неравномерность размещения населения, его относительная молодость.

Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Практическая работа № 1.Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа №2. Учебная дискуссия: Свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.

Обобщение по курсу (2 часа)

Обобщение по курсу


Требования к уровню подготовки учащихся.

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо — и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Компетенции: Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов России; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы. Итоговая аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов; форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.

Используемый УМК:

1.Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс Авторы: В.П.Дронов, В.Я.Ром. Дрофа. Москва – 2012.

2.Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.Географическое краеведение Ульяновской области: учебное пособие для учащихся 6-9-х классов общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией Н.В.Лобиной. – У.: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000 – 239с.

Дополнительная литература:

Дронов В.П., Ром В.Я. Дополнительные главы к учебнику. – М.: Дрофа, 2000.

Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. – М.: Дрофа, 2004.

Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 1999.

Родионова И.А. Экономическая география Российской Федерации. – М.: Моск.лицей, 2001.

Дронов В.П. Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2006.

Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2003.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П.Дронова, В.Я.Рома, М.: Дрофа, 2009

Выполнение теоретической и практической части рабочей программы.

№ п/п

Разделы, темы

По плану

Фактически

Обучающие

практические работы

Итоговые практические работы

Устные практические работы

По плану

Проведено фактически

По плану

Проведено фактически

По плану

Проведе-но факти-чески


Введение

1








Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение


4









Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5








Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

3








Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

24




6


1


1


Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

33


5


7


7



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата проведения

Тема урока

Кол -во ча­сов

Тип

урока

Элементы обязательного ми­нимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практичес-кие работы

Домашнее зада­ние

Примечание/коррекция



План

Факт



















1

02.09.


Введение (1ч)

1

Повторение пройденного в 8 классе

С.3 читать



Раздел 1. Место России в мире (4 часа)

2

05.09.


Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

1

Практикум

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы.








Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно–географическому, геополитическому и эколого–географическому положению России.




Фронтальный устный опрос




§1, рис.2 выучить



3

09.09.


Географическое положение и границы России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный контроль

§ 2

В-4 (п)



4

12.09.


Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой

§ 3

В-2 (п)



5

16.09.


Государственная территория России.


Входное тестирование



1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

§ 4

ответить на вопросы



Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)

6

19.09.


Исторические особенности заселения и освоения территории России

1

Урок изучения нового материала

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны


Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.













Фронтальный опрос


§ 5

Ответить на вопросы



7

23.09.


Численность и естественный прирост населения







1

Семинар

Фронтальный устный опрос










§ 6

В-3 (п)

подготовить сообщение о религии




8

26.09.


Национальный состав населения

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос


§ 7

В-4 (п)



9

30.09.


Миграции населения

1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос. Фронталь­ный письмен­ный опрос


§ 8 пересказ




10

03.10.


Городское и сельское население.

Расселение.

1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос



§ 9, нанести на

к/к табл.

10


>


Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа)

11

07.10.


География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.








Фронтальный устный опрос


§ 10

Вопросы и задания



12

10.10.


Проблемы природно-ресурсной основы экономики России









1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос



§ 11

В-1,2 (п)



13








14.10.


Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России










1

Урок изучения нового материала

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики


индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 12

пересказ



Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (24 часа)

14

17.10.


Научный комплекс

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры.

Фронтальный устный опрос


§ 13

пересказ



Машиностроительный комплекс (4 часа)

15.

21.10.


Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды












Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.






§ 14

сообщение о машинострении У.о.



16.

24.10.


Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения

1

Практикум

Фронтальный устный опрос.

Работа с контурной картой.


§ 15

Вопросы и задания




17.

07.11.


География машинострое­ния

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 1 (об) Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и

металлоемкого машиностроения


§ 16

Вопросы и задания



18.

12.11.


Военно-промышлен­ный комплекс

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 17

Вопросы и задания



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (4часа)

19.

14.11.


Роль, значение и проблемы ТЭК

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтя­ные, газовые и уголь­ные базы России, их географическое по­ложение и особенно­сти, основные типы электростанций и факторы их размеще­ния.

Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.


Фронтальный опрос


§ 18

Вопросы и задания



20.

18.11.


Топливная промышленность.

1

Практи-кум

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Наносить на к/к основные районы добычи природного газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 2 (об)

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам

§ 19

Вопросы и задания




21.

21.11.


Угольная промышленность

1



Наносить на к/к основные районы добычи угля. Сопоставлять карты размещения предприятий угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 3(ит.)

Составлении характеристики одного из угольных бассейнов с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.

§ 19

Вопросы и задания




22.

25.11.


Электроэнер­гетика России






1

Семинар

Электоэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Работа с атласом, заполнение таблицы.


§ 20

нанести на

к/к крупнейшие электростанции



Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов)

23.

28.11.


Состав и зна­чение комплексов

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Роль и значение ком­плекса конструкцион­ных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенно­сти их отраслевого состава, факторы раз­мещения основных производств, основ­ные районы разме­щения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.



Фронтальный опрос


§ 21

Вопросы и задания



24.

02.12.


Металлургический комплекс

1

Практи-кум

Состав, место и значение в хозяйства





Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.Р.№4 (об.)

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

§ 22

Вопросы и задания



25.

05.12.


Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 23

Вопросы и задания



26.

09.12.


Цветная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор тазмещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 5 (Уст.)

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия



§ 24

Вопросы и задания



27

12.12.


Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Практи-кум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.



Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 25

Вопросы и задания



28.

16.12.


Факторы размещения химических предприятий.

1

Практи-кум

Фронтальный опрос

Пр.р.№ 6 (об.)

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статис-тическим материалам

§ 26

Вопросы и задания



29.

19.12.


Лесная промышленность

1

Беседа с элементами опроса

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения.

Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.

Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.

Составление схемы «связь межотраслевых комплексов»


§ 27

выучить схему



Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа)

30.

23.12.


Состав и зна­чение АПК

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 28

Вопросы и задания



31.





26.12.


Земледелие и животноводство

1

Практи-кум

География основных отраслей земледелия и животноводства.


Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.


Фронтальный опрос

Пр.р.№7 (об.) Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§ 29

Вопросы и задания



32.

13.01.


Пищевая и легкая промышленность

1

Практи-кум


Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды


Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 30

Вопросы и задания





Инфраструктурный комплекс (5 часов)

33.

16.01.


Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Фронтальный опрос



§ 31

Вопросы и задания



34.

20.01.


Железнодорожный и автомобильный транспорт

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.


Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»


§ 32



35.

23.01.


Водный и другие виды транспорта

1

Практи-кум

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.


Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»


§ 33

Вопросы и задания после § 33




36.

27.01.


Связь. Сфера обслуживания.

1.

Изучения нового материала

Роль, значение связи в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг.


Пр.Р.№8 (об)

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

§ 34

В-2 (п)



37.

30.01.


Итоговое контрольное тестирование по разделу «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

1


Повторение раздела Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»




Повторить

§13- 34




Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (33 часа)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

38.

03.02.


Районирование

территории

России

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения. Проблемы экономического рай­онирования

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 9(уст.)

Моделирование вариантов нового районирование России.

§ 35

выучит округа и эк.районы






39.

06.02.


Общая характеристика

Европейской России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Цен­тральная Россия, По­волжье, Юг европей­ской части страны, Урал. Географическое положение ре­гионов, их природный и хозяйственный по­тенциал, влияние осо­бенностей природы на жизнь и хозяйст­венную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия.

Определение геогра­фического положения территории, основных

этапов ее освоения

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных


Работа с кар­тами атласа, заполнение таблиц, тести­рование, зачет


§ 36

В-2 (п)




Центральная Россия (6 часов)

40.

10.02.


Состав Центральной России

1

Изучение нового материала

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 37 рассказать




41.

13.02.


Население и главные черты хозяйства центральной России

1

Практи-кум


Пр.р.№ 10(об.)

Составление картосхемы

размещения народных промыслов Центральной России


§ 38

Вопросы и задания




42.

17.02.


Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1

семинар

Моска – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы Москва — крупнейший транспортный узел.



§ 39 Вопросы и задания




43.

20.02.


Географические особенности областей Центрального района

1

Практи-кум



Пр.р.№ 11 (ит.)

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

§ 40

В-4 (п)



44

24.02.


Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Урок-путеше­ствие

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест


§ 41

В-1 (п)




45

27.02.


Северо-Западный район

1

Практи-кум





Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 12(уст.)

Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

§ 42

Вопросы и задания




Европейский Север (2 часа)

46

03.03.


ЭГП, природные условия и ресурсы, население

1

Практи-кум

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика




ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№13 (об.)

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского бассейна.



§ 43, 44

В-2 (п) после § 43





47

06.03.


Хозяйство Европейского Севера

1

Практи-кум



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Пр.р.№ 14 (уст.)

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера


§ 45

В-2 (п)




Европейский Юг – Северный Кавказ (2 часа)

48

10.03.


ЭГП, природные условия и ресурсы, Население.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.№15 (уст)

Определения факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья


§ 46, 47

В-2 после § 46




49

13.03.


Хозяйство Северного Кавказа

1

Практи-кум

Фронтальный опрос

Пр.р.№ 16(ит.)

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

§ 48

В-2 (п)




Поволжье (3 часа)

50

17.03.


ЭГП, природ­ные условия и ресурсы.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.17 (ит.)

Экологические и водные проблемы Волги

§ 49

пересказ




51

20.03.


Население Поволжья.

1



Пр.№18 (уст.)

Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический состав и религиозный состав населения.


§ 50

рассказать




52

31.03.


Хозяйство Поволжья.

1

Практи-кум

Работа по карточкам


§ 51

В-1,3 (п)




География Ульяновской области (9 часов)

53

03.04.


Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области

1

лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области

Составление картосхемы


§18 читать



54

07.04.


Население области. История заселения и формирования.

1

Практи-кум

Практическая работа по картам области


§15 подготовить сообщение о населении



55

10.04.


Города и поселки городского типа.

1

Практи-кум



§16 читать



56

14.04.


Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс

1

Беседа с элементами практи-ки



§19,20 читать



57

17.04.


Топливно- энергетический комплекс.

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов

1

Практи-кум

Заполнение таблицы


§21,22, 23 прочитать



58

21.04.


Агропромышленный комплекс

1

Беседа с элементами опроса


Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области

Составление картосхемы


§24 читать



59

24.04.


Комплекс отраслей по производству товаров народного потребления. Инфраструктурный комплекс

1




§25,26 подготовить сообщения



60

28.04.


Внешние экономические связи Ульяновской области

1

Учебная дискус-сия

Сообщения учащихся


§26 читать



61

05.05.


Обобщающий урок по теме «География Ульяновской области»



Урал (2 часа)

62

08.05.


Урал: ЭГП, при­родные усло­вия и ресурсы, население

1

Урок-исследо-вание

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика





Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Пр.р.№19(об.)

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.Результат работы представить в виде картосхемы

Пр.р.№20 (ит.)

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем


§ 52, 53

В-1 (п) после

§53



63





12.05.


Хозяйство Урала

1

Лекция

Тестирование

§ 54

В-4 (у)




Восточный макрорегион — Азиатская Россия (8 часов)

64

15.05.


Общая характеристика

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое по­ложение регионов, их природный и хозяйст­венный потенциал, влияние особенно­стей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия. Определе­ние географического положения террито­рии, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 55

В-3 (п)




65

19.05.


Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений


Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

Пр.р.№21 (об)

Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.


Пр.р.№22

(ит.)

Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экол.проблемы


Пр.р.№ 23(об)

Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.



§ 56

Вопросы и задания




66

22.05.


Западная Сибирь

1

Урок ак­ туализа­ции зна­ний и умений


Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

§ 57

В-2 (п)




67

26.05.


Восточная Сибирь

1

Семинар-практи-экум

Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№24 (ит.)

Составление характеристики Норильского пром.узла: ГП, пр.условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, пром.центры.

Пр.р.№25 (уст.)

Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

§ 58

В-4 (п)




68

29.05.


Дальний Восток

1










Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест «Дальний Восток»

Пр.р.№26 (ит.) Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Пр.р.№27

(уст.)

Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития

§ 59 Вопросы и задания

Сообщение

Взаимосвязи России с другими странами



69



Экономические районы России

1

Обобщающий урок





§ 60

Вопросы и задания





70



Итоговое контрольное тестирование


повторение



Работа с картами










25


Свежие документы:  Статья "Проектная деятельность как форма подготовки к ГИА по алгебре в 9 классе и к ЕГЭ по математике в 11 классе"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: