Рабочая программа по географии для 5 класса основной ступени образования на 2014/2015 учебный год

Суетский отдел по образованию и делам молодежи

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНО

Руководитель М/О естественных наук

_____________ /Т.А. Сидорова/

«___» ____________________ 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________/М.Н. Строкова

«____» _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Александровская СОШ»

__________/П.В. Москальченко/

Приказ № ___

от «____» ____________ 2014 г.
















Рабочая программа по географии

для 5 класса основной ступени образования на 2014/2015 учебный год















Составитель: Соловьева Людмила Андреевна,

учитель географии











с. Александровка, 2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии разработана как нормативный документ для организации процесса обучения в 5 классе МКОУ «Александровская СОШ».

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

— федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения;

— ООП ООО МКОУ «Александровская СОШ»;

Учебный план МКОУ «Александровская СОШ» на 2014-2015 учебный год;

— Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год;

— Положение о рабочей программе МКОУ «Александровская СОШ». Утверждено приказом директора школы от «30» августа 2012 г. № 41.

При составлении программы были использованы следующие материалы:

— примерная программа по географии 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011 г.

— авторской программы под редакцией профессора А.И. Алексеева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.– М.: Просвещение, 2011.

УМК предметной линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева реализует общую цель образования – формирование и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества. Авторская концепция основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходе в обучении.

Цель курса: сформировать у обучающихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи курса направлены на формирование:

— системы географических знаний как компонента научной картины мира;

— знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли (литосфера), о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;

— топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;

— знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

— знаний о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

— опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, презентации).

Общая характеристика организации учебного процесса.

Основные методы и формы организации процесса обучения. При изучении географии в 5 классе используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения.

Основной формой организации учебного процесса является урок, имеющий постоянный состав обучающихся (класс) и свое место в расписании. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия.


Важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность учащихся, способствовала реализации поставленных целей урока.

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Репродуктивный – выполнение заданий, при которых требуется руководство типовыми планами.

3. Частично–поисковый – использование проблемных и творческих заданий, эвристические беседы.

Неотъемлемой составляющей является метод проектов. Этот метод направлен на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для ученика продукта (эссе, модель, карта, схема и т.д.).

На уроке используются различные средства обучения:

— вербально-информационные: учебно-методические пособия, словари, справочники, научная литература, инструктивные материалы, раздаточные дидактические материалы;

— наглядные: гербарии, объекты в природе, коллекции, образцы горных пород, таблицы, фотографии, видео- и звукозаписи, модели;

— технические: компьютеры, медиапроекторы.

Технологии обучения: Опыт работы и квалификация позволяют в своей практике использовать, наряду с традиционными технологиями, приемы технологии сотрудничества, технологии проблемного обучения, ИКТ и организовывать работу в малых группах.

Срок реализации программы один учебный год, обучение предусматривается в течение 35 часов (из расчета 1 часа в неделю – 35 рабочих недель по плану).

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, тематический, итоговый).

В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

— входной – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, — исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, — индивидуального уровня каждого ученика.

— текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

— итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Планируемые результаты освоения курса географии (5 класс)

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

основами российской гражданской идентичности, патриотизмом, любви и уважения к Отечеству;

— ответственным отношением к учебе;

— опытом участия в социально значимом труде;

— осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

— коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

— основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

— планировать свою деятельность под руководством учителя;

— работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

— работать в соответствии с предложенным планом;

— выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

— высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

— составлять описания объектов;

— составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

— оценивать работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

— показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периода;

— выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси;

— объяснять смену времен года;

объяснять значение понятий: «ориентирование», «азимут», «план местности», «географическая карта», «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф»;

— находить и называть сходства и различия в изображении планов местности и географических карт;

— ориентироваться на месте при помощи компаса, карты и местных признаков;

— показывать по карте основные географические объекты;

— наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

— объяснять особенности строения рельефа суши.

















Тематический план


№ п/п

Название темы

Кол-во часов на тему

из них:

теоретические занятия

практические работы

экскурсии

1

Развитие географических знаний о Земле

5

4

1

2

Земля – планета Солнечной системы

4

4

3

План и карта

11

8

3

4

Человек на Земле

4

3

1

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

11

10

1

ИТОГО:

35

29

5

1




































Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

2

Развитие географических знаний о Земле

1

3

Выдающиеся географические открытия

1

4

Современный этап научных географических исследований

1

5

Экскурсия

1

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)

6

Земля – планета Солнечной системы

1

7

Движения Земли

1

8

Солнечный свет на Земле

1

9

Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»

1

Тема 3. План и карта (11 ч)

10

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

1

11

Условные знаки. Масштаб и его виды

1

12

Определение масштаба

1

13

Способы изображения неровностей земной поверхности

1

14

Построение простейших планов небольших участков местности»

1

15

Географическая карта – особый источник информации

1

16

Градусная сетка

1

17

Географические координаты. Географическая широта

1

18

Географические координаты. Географическая долгота

1

19

Практическая работа «План и карта»

1

20

Обобщающий урок по теме «План и карта»

1

Тема 4. «Человек на Земле» (4 ч)

21

Заселение человеком Земли

1

22

Расы и народы

1

23

Многообразие стран мира

1

24

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

1

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (11 ч)

25

Земная кора и литосфера

1

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

27

Движение земной коры

1

28

Вулканизм

1

29

Рельеф Земли. Равнины

1

30

Рельеф Земли. Горы

1

31-32

Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты»

2

33

Человек и литосфера

1

34

Обобщающий урок по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли»

1

35

Обобщающий урок по курсу «География 5 класса»

1













п/п

Тема урока

Тип урока

Основное

содержание урока

Планируемые результаты

Д/з

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

1/1

Географические методы изучения окружающей среды

вводн

Что изучает география.

Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

П.: давать определения понятиям, раскрывать на конкретных примерах цели изучения географии.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р.: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Формирование ответственного отношения к учению; уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.














§ 1

2/2

Развитие географических знаний о Земле

комб

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации.

Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб

Ф Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и ученые»

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

П.: уметь характеризовать основные этапы географических открытий.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию

§ 2

3/3

Выдающиеся географические открытия

комб

Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук,

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО.

Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

П.: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

К.: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

§ 3

4/4

Современный этап научных географических исследований

комб

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Определять значение современных географических исследований для жизни общества.

Выделять и анализировать источники географической информации.

Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

К.: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р.: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

§ 4

5/5

Экскурсия

э

Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями в живой и неживой природе

Наблюдать сезонные изменения в живой и не живой природе.

Выявлять характерные признаки природы и ее частей в различных проявлениях

П.: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои выводы).

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новых учебных условиях, предлагают помощь и сотрудничество

Осознают важность правильного экологического поведения в природе, применяют правила делового сотрудничества


Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)

6/1

Земля – планета Солнечной системы

комб

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.


П.: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

§ 5

7/2

Движения Земли

комб

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

К.: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р.: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

§ 6

8/3

Солнечный свет на Земле

комб

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года.

Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитального движения Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

П.: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К.: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Р.: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

§ 7

9/4

Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»

ККЗ

Решать практические задачи по теме «Земля – планета Солнечной системы».

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Тема 3. План и карта (11 ч)

10/1

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

ввод

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым организмам». План местности. Особенности изображения местности на плане

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым организмам».

Определять азимут.

Выявлять особенности плана местности.

П.: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

Формирование ответственного отношения к учению; уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

§ 8

11/2

Условные знаки. Масштаб и его виды

комб

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту.

Подписывать объекты.

Описывать маршруты по топографическим картам (планам местности) с помощью чтения условных знаков.

П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

К.: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р.: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

§ 9

12/3

Определение масштаба

практ

Решение практических задач по плану и карте.

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробности изображения объектов на карте разных масштабов

П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане



13/4

Способы изображения неровностей земной поверхности

комб

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали

Определять способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

П.: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

§ 10

14/5

Построение простейших планов небольших участков местности» (У «ПЗ»)

практ

Построение простейших планов местности

Строить простейшие планы местности.


П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

§ 11

15/6

Географическая карта – особый источник информации

ИНМ

Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека

Сравнивать планы местности и географические карты.

Определять направления на глобусе.

Выделять основные свойства карты.

Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

П.: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К.: взаимодействуют

в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу

Выражают
устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

§ 12

16/7

Градусная сетка

комб

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки.

Определять направления и измерять расстояния по карте.

П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

§ 13

17/8

Географические координаты. Географическая широта

ИНМ

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов

Определять географические координаты объектов на карте.

П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

К.: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р.: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают адекватное понимание причин
успешности/
неуспешности учебной деятельности

§ 14

18/9

Географические координаты. Географическая долгота

комб

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса

Определять географические координаты объектов на карте

§ 15

19/10

План и карта

(У «ПЗ»)

практ

Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов.

Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте.

Составлять описание маршрута по топографической карте.

Находить объект на карте по координатам.

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

§ 16

20/11

Обобщающий урок по теме «План и карта»

ККЗ

Решать практические задачи по теме «План и карта».

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют ответственное отношение к учению; уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика



Тема 4. «Человек на Земле» (4 ч)

21/1

Заселение человеком Земли

комб

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения по Земле.

Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

К.: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Р.: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

§ 17

22/2

Расы и народы

комб

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

Выявлять внешние признаки людей различных рас

Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Определять наиболее и наименее заселенные территории суши.

Выделять самые крупные по площади государства Земли.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

§ 18

23/3

Многообразие стран мира

(У «ПЗ»)

практ

Сравнение стран мира по политической карте

Находить и показывать на карте свою страну.

Находить на политической карте страны –соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

Сравнивать страны по величине территории, расположению.

Систематизировать новую информацию.

П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

§ 19

24/4

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

ККЗ

Решать практические задачи по теме «Человек на Земле».

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (11 ч)

25/1

Земная кора и литосфера

комб

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

П.: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К.: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

§ 20

26/2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

комб

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр

Классифицировать горные породы.

Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

П.: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К.: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу

§ 21

27/3

Движение земной коры

комб

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения

Выявлять закономерности распространения землетрясений.

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

Наносить на контурную карту районы землетрясений.

П.: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

К.: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других
людей и сопереживание им

§ 22

28/4

Вулканизм

комб

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо

Выявлять закономерности распространения вулканизма.

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

Наносить на контурную карту районы вулканизма.

П.: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

§ 23

29/5

Рельеф Земли. Равнины

комб

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения.

Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира.

Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России.

Описывать равнину по карте.

Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

П.: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К.: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу.

§ 24

30/6

Рельеф Земли. Горы

комб

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения.

Сравнивать по плану горные системы мира.

Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России.

Описывать горы по карте.

Описывать рельеф своей местности.


§ 25

31-32 /7-8

Выполнение проекта

«Скульптурный портрет планеты» (У «ПЗ»)

проект

Разработка проекта

«Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.).

Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее.

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

П.: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно используют речевые средства для эффективного

решения разнообразных коммуникативных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

§ 26

33/9

Человек и литосфера

ИНМ

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу

Определять значение литосферы для человека.

Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

П.: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

§ 27

34/10

Обобщающий урок по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли»

ККЗ

Решать практические задачи по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют ответственное отношение к учению; уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика




35/11

Обобщающий урок по курсу «География 5 класса»


Решать практические задачи по курсу «География. 5 класс».


ИТОГО:

35






Свежие документы:  Организация самостоятельной работы учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии


Содержание курса географии

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.












Требования к уровню подготовки обучающихся

Источники географической информации

Обучающийся научится:

— использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

Свежие документы:  Сценарий праздника для 5 класса по теме «Первый раз в пятый класс»

— по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

— в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

— составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

— представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

— ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

— читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

— строить простые планы местности;

— создавать простейшие географические карты различного содержания;

— моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Обучающийся научится:

— различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

— проводить с помощью приборов измерение абсолютной и относительной высоты местности;

— оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Обучающийся получит возможность научиться:

— использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

— приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

— воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

— создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта.

Итоговая оценка результатов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты индивидуальных образовательных достижений обучающихся по итогам триместров и отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагога и обучающихся и является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации учеников за учебный год характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения данной программы, измеряются учителем и родителями. Учитель организует итоговую контрольную работу в конце учебного года, анализирует результаты предметной олимпиады по географии и оценивает результаты исследовательской и проектной деятельности на основании «Портфеля оценки достижений ученика по учебному предмету – география» Эта оценка является внешней оценкой.

Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального или группового проекта.

Защита и оценивание индивидуальных или групповых проектов любого из направлений будет осуществляться комиссией, в составе которой будут присутствовать как педагоги, ученики школы, так и представители от родительского комитета и общественности.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

— способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

— способность к сотрудничеству и коммуникации;

— способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

— способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Метапредметные результаты будут оцениваться на основе критерия ведения учеником «Портфеля оценки достижений ученика по географии».

Особенности оценки предметных результатов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений — овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ

Оценка «5» ставится, если ученик:

— показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

— умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

— самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Свежие документы:  Учебно-методический курс для 1 класса "Ступенька в школу"

Оценка «4» ставится, если ученик:

— показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

— умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

— в  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

— ответ самостоятельный;

— наличие неточностей в изложении  материала;

— определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

— связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

— наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

— усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

— материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

— показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

— допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

— не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

— испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

— отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

— обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

— не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

— не делает выводов и обобщений.

— не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

— имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

— при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

— не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

— полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.


Оценка проверочных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

— выполнил работу без ошибок и недочетов;

— допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

— не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

— или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

— не более двух грубых ошибок;

— или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

— или не более двух-трех негрубых ошибок;

— или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

— или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

— допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

— или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

— Не приступал к выполнению работы;

— Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание: учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

— Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников.

— Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся.

— На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

— Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.

— Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

— Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

— Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» — правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» — полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй ее аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

8. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

9. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

10. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

11. Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

12. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!





























Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6″. М., издательство «Просвещение», 2014.

2. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «Полярная звезда» «География 5-6″ Мой тренажер. М., издательство «Просвещение», 2014.


Дополнительная литература для учащихся:

1. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. – Барнаул, 2009.

2. Элькин Г.Н. География. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

3. Азимов А. Слова на карте. Географические названия и их смысл. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

4. Безрукова А. Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

5. Шаульская Н.А. 2500 вопросов для школьных викторин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6. Малов В. Великие географические открытия. – М.: Издательство Оникс, 2008. (Иллюстрированный атлас).

7. Маневич И.А., Шахов М.А. Самые знаменитые чудеса света. – М.: Белый город.

8. Жоли Д. Великие цивилизации: для детей среднего школьного возраста. – М.: Махаон, 2007.

9. Калашников В.И., Лаврова С.А. Чудеса света: Энциклопедия тайн и загадок. – М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2008.

10. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М.: Аванта+, 2004.

11. Энциклопедия для детей. Т. 13 Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта+, 2002.


Литература для учителя:

1. Рабочие программы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2012 г.

2. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6″. М., издательство «Просвещение», 2014

3. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «Полярная звезда» «География 5-6″ Мой тренажер. М., издательство «Просвещение», 2014.

4. «Конструктор» текущего контроля. География 5-6. М.: издательство «Просвещение» 2014.

5. Николина В.В. География. Поурочные разработки 5-6. издательство «Просвещение» 2014.

6. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. М.: издательство «Просвещение», 2014.


Дополнительная литература для учителя:

1. Сиротин В.И., Курчина С.В. География: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.

2. Любушкина С.Г. Общее землеведение: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «География». – М.: Просвещение, 2004.

3. Карлович И.А. Геология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004.


Электронные издания:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс.

3. Великие географические открытия.

4. Величайшие явления природы.

5. История географических открытий.


Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

https://nature.worldstreasure.com/ — Чудеса природы

https://www.rgo.ru/ — Планета Земля

https://www.rusngo.ru/news/index.shtml — Национальное географическое общество


Материально – техническое обеспечение учебного процесса

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Коллекция учебных презентаций.


Оборудование и приборы:

1. Таблицы «Солнечная система»

2. Глобус географический

3. Теллурий

4. Компасы

5. Комплект географических таблиц

6. Плакаты путешественников

7. Коллекция горных пород и минералов

Карты:

1. Физическая карта полушарий;

2. Физическая карта мира;

3. Карта строения земной коры

4. Политическая карта мира

5. Месторождения полезных ископаемых

6. Физическая карта России



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: