Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №28
Рабочая программа
по географии
для 6 класса
Автор: Рекуть Алла Станиславовна,
учитель географии
г. Калининград,
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии, а также программы основного общего образования по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений (авторы В.П. Дронов).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2ч в неделю, 13 практических работ.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
«Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Современные требования к учебному процессу ориентируют на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач — определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
В связи с введением ФГОС в основной школе в 6 классе предусмотрены модуль по выбору учащихся «Метеорологические исследования», «Географические измерения». Результат работы по модулю позволит углубить знания по отдельным темам курса и приобрести практические навыки работы с приборами
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
знать:
основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках;
различия между планом икартой;
состав, строение оболочек;
основные географические явления, происходящие в оболочках;
географические следствия вращения Земли
географическую номенклатуру.
уметь:
обрабатывать материалы наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов;
умения использовать источники географической информации;
определять местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество часов | Практических работ
| Контроль | |
1 | Введение. | 4 | 1 |
|
2 | План местности | 7 | 3 | 1 |
3 | Географические карта . | 8 | 1 | 1 |
4 | Литосфера | 8 | 2 | 1 ( комбиниров) |
5 | Гидросфера. | 10 | 2 | 1 |
6 | Атмосфера | 7 | 3 | 1 |
7 | Биосфера. | 4 | 1 | — |
8 | Население | 4 |
|
|
9 | Повторение, резерв | 2 |
| 1 |
|
| 56 |
|
|
| Модуль | 16 |
|
|
| Итого | 70 | 13 |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. (4часа)
Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География — наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и другие). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.
Тема 1. План местности – 7ч
Понятие план местности. Ориентирование на местности и по плану. Понятие азимут. Масштаб плана. Виды масштабов. Определение высоты местности по плану. Относительная и абсолютная высота. Отметки высот и глубин. горизонтали. Абсолютная и относительная высота.
Составление планов местности.
Практические работы:
Определение расстояний и направлений по плану.
Составление плана местности.
Чтение плана местности.
Тема 3. Географическая карта -8ч .
Глобус – уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.
Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки – самые точные изображения земной поверхности.
Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?
Практические работы:
Определение географических координат .
Тема 4. Литосфера – 8ч.
Внутреннее строение Земли состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.
Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры..
Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.
Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.
Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.
Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.
Человек и земная кора. Взаимное влияние.
Практические работы:
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых
Определение географического положения крупных форм рельефа и обозначение их на контурной карте.
Тема 5. Гидросфера- 10ч
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.
Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. цунами. Приливы и отливы.
Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.
Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим рек.
Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы:
Определение географического положения одной из рек.
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Тема 6. Атмосфера-7
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течении суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.
Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.
Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.
Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.
Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.
Климат. Изображение климата на картах.
Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. движение Земли вокруг Солнца.
Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Практические работы:
Построение графика хода температур за месяц в Калининградской области.
Построение розы ветров за месяц для Калининградской области.
Построение диаграммы осадков
Тема 7. Организмы на Земле — 4ч
Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера – оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в океане.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.
Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практическая работа: Описание растительного и животного мира Калининградской
области на местности и по карте.
Тема 8. Население — 4ч
Численность населения. Основные человеческие расы. Размещение на Земле. Типы населённых пунктов.
Резерв , повторение – 4ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии, «Дрофа» 2010г;
Курашова Е.М.Задания на определение географических объектов М: «Дрофа». 2009г.
Учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ. География. – М.: Интеллект-центр, 2008.
География , дидактические и развивающие игры с ИКТ 6 – 11 кл .Мультимедийные презентации к урокам.
Свободная электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ
6 класс
Учебник: Герасимова Т.П. Начальный курс географии, атлас, Контурная карта.
Всего часов 70
Практических работ: 13
Раздел, тема урока | Дата | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся Знать/уметь | Формы контроля | Практические работы | Где смотреть | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
Введение 4ч I четверть | |||||||||||||
1 | География как наука. | 2-7.09 | Изучение нового материала | Развитие гео. знаний о Земле. Эпоха великих географических открытий. Современные гео. откртия. | Основные гео. понятия, даты открытий. | Вводная беседа. |
| 2,3 | |||||
2 | Как открывали и изучали Землю |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 | Земля – планета солнечной системы, (модуль,ур1) | 09-14 | Изучение нового материала | Ближайшие соседи Земли. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю. | Понятие экватор, северный и южный полюс. Следствия вращения Земли вокруг Солнца. | Индивидуальный, фронтальный опрос. |
| 3 | |||||
4 | Пр. р-та «Наблюдение за высотой Солнца, погодой» (модуль ур2, 3) |
| практикум | Определение элементы погоды: температуры, осадков, ветра, облачности. | Уметь определять элементы погоды: температуру, осадки, ветер, облачность. Заносить данные в календарь | Индивилуально, каждому | № 1,2 | ||||||
План местности – 8ч | |||||||||||||
5 | План местности, условные знаки.
| 16 — 21 | Изучение нового материала | Понятие план, значение плана. Необходимые элементы составления плана | Условные знаки, различать план от других способов изображения. | Гео. диктант |
| 4 | |||||
6 |
Масштаб плана |
|
Изучение нового материала | Понятие масштаб, виды масштаба, необходимость применения масштаба. | Понятие масштаб, виды масштаба. Уметь сравнивать масштабы, переводить из одного вида в другой. | Самостоятельная работа. (отм. выборочно) |
| 5 | |||||
7 | Ориентирование на местности и по плану | 23-28 | Изучение нового материала | Необходимость ориентирования, Азимут, стороны горизонта, способы определения направлений по плану. | Понятие азимут, стороны горизонта, уметь определять направления по плану. | Самостоятельная работа. (отм. выборочно |
| 6 | |||||
8 | Пр. р-та 3«Определение на местности направлений и расстояний» |
| Практикум | Практические навыки работы с компасом | Определять на местности направления и расстояния и заносить данные в таблицу | Практикум. Отметки всем | № 3 | 7 | |||||
9 | «Съёмка местности» пр. р-та | октябрь 30.09- 5.10 | практикум | Нанесение элементов местности на план | Уметь нанести элементы местности на план | Практикум. Отметки всем | №4 |
| |||||
10 | Изображение неровностей земной поверхности Определение высот. Горизонтали. |
| Изучение нового материала | Понятие рельеф, относительная и абсолютная высота, их различие | Понимать основные гео. термины. Знать способы изображения рельефа | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 7 | |||||
7-12.10 | Практикум | Понятие горизонтали, составление профиля по заданным точкам. | Составить профиль по заданному направлению. | Индивидуально, выборочно |
| 7 | |||||||
11 | «Чтение плана местности, определение направлений, расстояний» пр. р-та |
| Практикум | Условные знаки, масштаб, его применение на практике. |
| Индивидуально, каждому | № 5 |
| |||||
Географическая карта – 7ч | |||||||||||||
12 | Географическая карта. Форма и размеры Земли. | 14 -19 | Изучение нового материала | Форма, размеры Земли, понятие карта, её отличие от плана | Знать форму, размеры Земли, понятие карта, её отличие от плана | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 10 | |||||
13 | Градусная сетка |
|
| Градусная сетка, отличия в изображении на глобусе и карте. параллель и меридиан. | Знать назначение параллелей и меридианов, их изображение на глобусе и карте. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 11 | |||||
14 | Географическая широта | 21 -26 | Изучение нового материала | Понятие широта, определение широты | Уметь определять широту .Применение знаний на практике. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 12 | |||||
15 | Географическая долгота |
| Изучение нового материала | Понятие долгота, определение долготы | Уметь определять широту и долготу. Применение знаний на практике. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 13 | |||||
16 | Географические координаты. Пр. р-та «Определение по картам гео. координат». | 28 -1.11 | практикум | Закрепление понятий широта и долгота | Уметь определять широту и долготу. Применение знаний на практике. | Индивидуально, каждому | № 6 | 12,13 | |||||
17 | Элементы плана и карт |
| Контроль знаний | Контроль знаний по теме «Карта» |
| Контрольная работа №1 по теме «План и карта» |
| ||||||
18 | Изображение высот и глубин на физических картах Использование планов и карт.
| ноябрь
2.11 | Обобщение | Шкала высот и глубин на карте. Значение планов в жизни, в различных отраслях, профессии. связанные с планом и картой. | Знать роль планов и карт в различных жизненных ситуациях. Уметь определять глубину Применение знаний на практике | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 15 | |||||
Литосфера — 8ч II четверть | |||||||||||||
19 | М.1 Организация наблюдений для точек, расположенных на одной широте |
| практикум | Определение городов, расположенных на одной широте с Калининградом, определение метеорологических показателей | Метеорология, умение опеделять гео. координаты городов | группам |
|
| |||||
20 | Строение Земли | 11-16 | Изучение нового материала | Внутреннее строение Земли, земная кора, изучение земной коры. | Понятия литосфера, мантия, ядро, их строение, необходимость знаний о Земле. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 16 | |||||
21 | Горные породы |
| Изучение нового материала | Группы горных пород по происхождению, их характерные признаки | Умение по определённым признакам горные породы, составление таблицы по текстовой информации. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 17 | |||||
22 | «Описание горных пород и их использование» | 18-23 | практикум | Группы горных пород по происхождению, их характерные признаки | Составление рассказа, описания горных пород по определённым признакам | Индивидуально, каждому | № 7 | 17,18 (опереж) | |||||
23 | М.2 Понятие погода, её составные элементы |
|
| Знать понятие погода, умение фиксировать результат разными способами. | Сравнение показателей электронной метеостанции и по стационарным приборам |
|
|
| |||||
24
|
Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы
| 25 -30 | Актуализация знаний. | Понятие землетрясение, причины землетрясений, необходимость изучения Понятие вулкан, строение вулкана, виды вулканов, районы их распространения | Составление схемы текста, нанесение на карту вулканов по заданным координатам | Индивидуальный, фронтальный опрос, практикум, выборочно. |
| 19 | |||||
25 | Рельеф Земли. Горы. |
|
| Понятие горы, основные элементы гор, типы гор по высоте | Схема текста, описание гор по картам, определение гор по картинам | Индивидуально, каждому |
| 20 | |||||
26 | «Описание гор» | декабрь
2 — 7 | практикум | Составление описания гор по плану, применение полученных знаний в новой ситуации | Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст | Практикум. Отметки всем | №8 |
| |||||
27 | Равнины суши. Пр. р-та «Нанесение на контурную карту равнин и гор» |
| практикум | Понятие равнина, типы равнин по высоте. изменение равнин во времени | Составить схему текста | Практикум. Отметки всем | № 9 | 21 | |||||
28 | Рельеф дна Мирового океана | 9 — 14 | Изучение нового материала | Элементы рельефа дна океана. | Составление схемы по тексту | Комбинированная контрольная работа №2 |
| ||||||
29 | М.3 Вычерчивание графиков хода температуры для наблюдаемых городов |
| практикум | Составление графиков хода температур | Умение прочитать готовый график и составить свой |
|
|
| |||||
Гидросфера – 10ч | |||||||||||||
30 | Понятие «Гидросфера». Составные части. | 16 — 21 | Актуализации знаний | Понятие гидросфера, составные части гидросферы | Умение составлять схему по тексту, выделять главное | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 23 | |||||
31 | Составные части Мирового океана |
| Изучение нового материала | Понятия Мировой океан, море, заливы, проливы, острова, полуострова | Составление таблицы, работа с атласом | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 24, подписать на карте | |||||
32 | М.4 Определение средней температуры для наблюдаемых городов | 23 — 28 | практикум | Умение определить среднюю температуру за период времени. | Представление результатов в разных формах. |
|
|
| |||||
III четверть | |||||||||||||
33 | Свойства вод Мирового океана. | январь 13 – 18 | Изучение нового материала | Понятие солёность, причины, влияющие на солёность вод | Нахождение в тексте нужной информации | Фронтальный опрос |
| 25 | |||||
34 | Движение вод в Мировом океане |
| Изучение нового материала | Виды движения воды, причины движения. | Виды и причины движения вод , изображение материала в графическом виде. |
|
| 26 | |||||
35 | Течения в океане. Пр. р-та «Нанесение на контурную карту объектов Мирового океана». | 20 — 25 | Комбинированный | Понятие течение, причины течений, вид течений | Работа атласом, с конт. картой. | Индивидуально, каждому | № 10 | 26 | |||||
36 | Воды суши. Подземные воды. |
| Изучение нового материала | Понятие воды суши, условия образования, виды вод суши, их использование. | Умение составлять схему по тексту, выделять главное | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §27 | |||||
37 | Реки. Влияние на реки рельефа. Пр. р-та №11 «Опр-е по картам гео. положения рек | 27 – 1 02 | Комбинированный | Понятия река, и элементы реки, пороги, водопады, определение направления течения реки, скорости | Применение знаний на практике, умение составлять по карте рассказ. | Индивидуально, каждому | № 11 | §28 | |||||
38 | Влияние на реки климата. |
| Изучение нового материала | Понятия межень, паводок, половодье, их отличие, тип питания. | Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §28 | |||||
39 | М.5 Влияние температурных условий на состояние водоёмов в Калининградской области | февраль
3 — 9 | практикум | Знать крупнейшие реки области, направление их течения, влияние погодных условий на реки области | Уметь подписывать реки области на карте, делать выводы и представлять результаты исследований |
|
|
| |||||
40 | Озёра |
| Изучение нового материала | Понятие озеро, типы озер по происхождению, значение | Составление таблицы по тексту, умение составить рассказ по таблице | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §29 | |||||
41 | Ледники Искусственные водоёмы | 10 — 16 | Изучение нового материала | Типы ледников, условия их образования, значение. Понятие водохранилища , канал, их аналоги в природе. Роль и значение | Составление схемы по тексту | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §30 | |||||
| Атмосфера — 7ч | ||||||||||||
42 | Атмосфера и её строение |
| Изучение нового материала | Строение атмосферы, состав атмосферы, приборы слежения за состояние атмосферы. | Схема строения атмосферы., таблица Приборы строения атмосферы. | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| §32 | |||||
43 | Атмосферное давление | 17 — 22 | Изучение нового материала | Понятие давление изменение давления, приборы | Умение определять как измениться давление с высотой. Решение задач | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| §33 | |||||
44 | Температура воздуха. Годовой ход температуры. |
| Изучение нового материала | Нагревание воздуха в атмосфере, понятие средняя t, амплитуда | Решение задач на определение средней t°, амплитуды | Индивидуально, каждому |
| §34 | |||||
45 | М.6 Пр. р-та «Составление графика хода температуры» | 24 – 1.03 | практикум | Составление графика | Умение прочитать готовый график и составить свой. | группа | №12 | §35 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
46 | Ветер. Влияние на изменение погоды, типы ветров | март 3 — 7 | Комбинированный | Причин ветра, тип ветров, последствия сильных ветр | Умение прочитать готовый график и составить свой | Индивидуально, каждому | №13 | §36 | |||||
47 | М.7 Построение «Розы ветров» |
|
| Измерение скорости ветра, | Умение прочитать готовый график и составить свой, словарь ветров |
|
|
| |||||
48 | Водяной пар и облака. | 10 — 15 | Комбинированный | Абсолютная и относительная влажность, причины, влияющие на влажность | Понятия темы, решение задач | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| §37 | |||||
49 | М.8 Виды облаков, атлас облаков. |
|
| Умение работать с атласом облаков, | Знать виды облаков |
|
|
| |||||
50 | М.9 Составление диаграммы облачности | 17 — 21 |
|
| Представление результатов в виде диаграммы, таблицы |
|
|
| |||||
51 | Атмосферные осадки. Составление диаграммы осадков |
| Комбинированный | Виды осадков, причины, влияющие на количество и периодичность выпадения | Умение объяснить тему по заготовленной схеме, составление диаграммы, | Индивидуально, каждому |
| §38 | |||||
52 | М.10 Составление диаграммы осадков для наблюдаемых пунктов | апрель 1 — 5 | практикум |
| Умение анализировать диаграммы ипредставлять результаты |
|
|
| |||||
IY четверть
| |||||||||||||
53 | М.11 Сравнение типов погоды, в наблюдаемых пунктах |
| практикум | Общее и отличное в понятиях погода и климат | Фиксирование элементов погоды |
|
|
| |||||
54 | Распространение солнечного тепла и света на Земле. |
7 — 12 | Изучение нового материала | Понятия тропики, полярные круги, дни солнцестояний и равноденствий. | Как нагревается Земля в дни солнцестояний. Следствия вращения Земли вокруг своей оси и по орбите. | Индивидуальный |
| §40 | |||||
55 | М.12 Причины, от которых зависит климат Калининградской области |
| практикум | Влияние на климат близости моря, провинности территории, ветров | Составление систематизирующей таблицы | Группы |
|
| |||||
56 | М.13 Описание погоды и климата для наблюдаемых пунктов | 14 — 19 | практикум | Фиксация температурных показателей, осадков, облачности и т.д. | Умение представлять информацию в разных вариантах. | Группы, индивидуально |
|
| |||||
54 | М.14 Приборы и инструменты для определение погоды |
| практикум |
| Умение представить в разных формах заданный прибор, оформление результатов |
|
| § | |||||
55 | М.15 Оформление результатов работы. Подведение итогов | 21 — 26 | практикум |
| Умение представить в разных формах заданный прибор, оформление результатов |
|
|
| |||||
56 | М.16 Итоговое занятие |
| конференция |
| Умение представить в разных формах заданный прибор, оформление результатов |
|
|
| |||||
| Организмы на Земле – 4ч. | ||||||||||||
57 | Разнообразие организмов Воздействие организмов на земные оболочки | апр-май
28 – 3.05 | Изучение нового материала | Типы организмов, их роль и взаимосвязь Взаимосвязь организмов, географическая оболочка | Составлять схему текста Объяснять процессы, происходящие под воздействием организмов. | Выборочно |
| §41 | |||||
58 | Распространение организмов на Земле. Природные зоны |
| Изучение нового материала | Характерные признаки природных зон | Находить в тексте ключевые слова, вписывать в рассказ | Индивидуально |
| § | |||||
59 | Природный комплекс | 5 -10 | Изучение нового материала | Понятие ПК, виды ПК, изменение ПК | Умение составлять характеристику | Индивидуально |
| § | |||||
60 | Весенняя экскурсия «Описание типичных ПК» |
| Экскурсия (практикум) | Составление описания ПК по плану. |
|
| №14 | § | |||||
Население – 4ч. | |||||||||||||
61 | Численность населения. Расы. | 12 — 17 | Комбинированный | Понятие раса, виды рас. Характерные особенности рас | Самостоятельная работа: составление рассказа, схемы, опорные слова. | Индивидуально, каждому |
| § | |||||
62 | Основные типы населённых пунктов |
| Комбинированный | Знать типы населённых пунктов | Умение по карте определять типы населённых пунктов | Индивидуально. |
| § | |||||
63 | Государства на карте мира. | 19 — 24 | Практикум |
|
| Индивидуально, выборочно |
|
| |||||
64 | Влияние природы на жизнь и здоровье человека. |
|
|
|
|
|
| § |
Резерв 2ч