МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка»
Ново – Савиновского района г. Казани
Рабочая программа по географии
курса «География. Землеведение».
6 класс
(в соответствии с ФГОС ООО)
подготовили
учитель химии и естествознания
Чекункова Елена Владимировна,
учитель географии
Степанищева Ольга Викторовна
«Согласовано»
Руководитель МО
учителей ЕНЦ
________ /Н.В. Петрова/
Протокол № _____ от
«___» _____ 2014 г.
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Школа №9» _________/Э.В. Хайруллина/ «___» _____ 2014 г. | «Согласовано» Директор МБОУ «Школа №9» __________ /Г.А. Иванова/ Приказ № _____ от «___» _____ 2014 г. |
Рабочая программа по географии
курса «География. Землеведение»
Класс: 6
Учитель: Чекункова Е.В., Степанищева О.В.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _________ от
«___» _______ 2014 г.
2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ: ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»
6 КЛАСС
Учитель: Чекункова Е.В., Степанищева О.В.
Количество часов: 35, в неделю – 1 час
Обобщающих проверочных работ 4.
Учебник: Дронов, В.П. География. Землеведение. 5 – 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.
УМК:
Атлас. География: Земелеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Контурные карты. География: Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Рабочая тетрадь. География: Землеведение. 6 кл. – М.: Дрофа, 2014.
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ
Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина,
Л. Е. Савельева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса географии
Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
Примерной программы по географии;
авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.
Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения
географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
В курсе «География. Страноведение. 7 класс» увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основными целями курса являются:
раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;
расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации — от планетарного до локального;
познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;
развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов
и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их частей — России и ее отдельных районов — своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;
единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто обсуждаемых в СМИ;
единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации. Каждый параграф содержит следующие структурные элементы:
— рубрики: «Вы узнаете», «Вы научитесь», направленные на мотивацию учащегося по изучению материала параграфа и содержащие требования к образовательным достижениям учащихся после его изучения; «Вспомните», направленную на актуализацию ранее полученных знаний (в том числе при изучении других предметов) и жизненного опыта учащихся; «Обратитесь к электронному приложению», направленную на систематическое использование современных технологий обучения;
— основной текст — инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;
— вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся, заданные в рубриках «Вы узнаете» и «Вы научитесь». В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим
условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
— разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.
В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
В учебниках линии дается материал о российских путешественниках и ученых, в частности С. И. Дежневе, П. П. Семенове-Тян-Шанском, Н. М. Пржевальском, Л. С. Берге, В. В. Докучаеве, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Таким образом, содержание учебников линии:
реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
организовано в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода;
создает мотивацию для изучения предмета;
способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала и личности учеников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.
6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч,
из них 1 ч — резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.
Раздел V. Атмосфера (11 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.
Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера (12 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы. 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера (7 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практические работы. 5. Определение состава (строения) почвы.
Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «География. Землеведение» 6 класс
(1 ч в неделю, всего 35 ч)
№
Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Деятельность учащихся | Практические работы | Формируемые результаты в соответствии с ФГОС | Домашнее задание | | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 | | Введение. Что изучается в предмете географии | Подготовка учащихся к усвоению. Изучение нового материала | Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов | | Умение ориентироваться в справочном аппарате учебника и атласа, объяснять принцип работы и назначение метеорологических приборов, определять качественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов | Формирование познавательного интереса, умение работать в коллективе, ставить цели и самостоятельно приобретать новые знания. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях | Дневник наблюдения за погодой | |
Раздел 1 (5) «Атмосфера» — 11 ч. | |
2 | | Из чего состоит атмосфера и как она устроена | Урок открытия нового знания | Атмосфера и ее границы. Состав атмосферы. Роль углекислого газ, водяного пара и озона атмосферы в жизни Земли. Строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. Мощность тропосферы, происходящие в ней атмосферные процессы. | Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли», объяснение значения атмосферы для природы Земли. | Оценка толщины атмосферы по отношению к размерам Земли. Доказательство наличия в воздухе кислорода. Оформление дневника наблюдений за погодой. | Уметь: называть газы, входящие в состав атмосферы, соотношение между размерами Земли и толщиной ее атмосферы; приводить примеры происходящих в тропосфере процессов; описывать роль отдельных газов атмосферы; объяснять значение атмосферы для природы Земли | Формирование: гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | П.32, вопросы п/п устно. РТ с.4-6 | |
3 | | Нагревание воздуха и его температура | Урок открытия нового знания | Нагревание воздуха тропосферы от земной поверхности. Показатель понижения температуры в тропосфере с высотой. Различия в нагревании воздуха в течение суток, время, когда наблюдается максимальная и минимальная температура. Изменение температуры воздуха по сезонам года в зависимости от угла падения солнечных лучей. Самые теплые и холодные месяцы Северного и Южного полушарий. Средние суточные, месячные и годовые температуры как показатели для выявления закономерностей в нагревании тропосферы. Суточная и годовая амплитуда температур. Изотермы июля и января. | Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдения за погодой. Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей. | Проведение опыта, демонстрирующего зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Построение графика «Годовой ход температуры воздуха в г. Москве». | Уметь называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей | П.33, вопросы 3, 4, 7 письменно | |
4 | | Зависимость температуры воздуха от географической широты | Урок открытия нового знания | Изменение среднегодовой температуры воздуха в зависимости от географической широты. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам как следствие шарообразности Земли. Среднегодовые температуры в высоких и низких широтах. Пояса освещенности как результат неравномерного распределения солнечного света и тепла. Линии тропиков и полярных кругов и их широта. Жаркий, умеренные, холодные пояса освещенности, их основные характеристики. | Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение температур воздуха на разных географических широтах. | Составление схематического рисунка «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры». Решение задач. | Уметь называть и показывать на картах тропики, полярные круги (и их географическую широту); определять температуру воздуха по картам с помощью изотерм; приводить примеры жарких и холодных районов Земли; описывать характерные особенности поясов освещенности; объяснять изменение температуры воздуха при движении от экватора к полюсам, существование явлений полярного дня и полярной ночи. | П.34, вопросы п/п устно | |
5 | | Влага в атмосфере. | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Водяной пар в атмосфере, источник его поступления. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Значение величины относительной влажности воздуха для живых организмов. Конденсация водяного пара; возникновение тумана. Облака и их образование. Разнообразие облаков по высоте образования и внешнему виду, три основные группы облаков. Облачность и способ ее выражения. | Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой. | Наблюдение процесса конденсации водяного пара. Выполнение задания по расчету относительной влажности воздуха и образования облаков. | Называть (показывать) разные виды облаков; определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; описывать процессы образования тумана и облаков; объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, а относительной влажности – от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха. | П.35, вопросы п/п устно, №4 — письменно | |
6 | | Атмосферные осадки. | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Атмосферные осадки: жидкие, твердые, смешанные. Причины образования осадков, выпадающих из облаков. Роса и иней как особые виды осадков. Осадкомер, единица измерения количества осадков. Диаграммы количества осадков. Неравномерность распределения осадков по земной поверхности, чередование поясов с большим и маленьким количеством осадков. Районы наибольшего и наименьшего количества выпадающих атмосферных осадков на Земле. | Построение и анализ диаграммы распределения осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных широтных поясах Земли. | Анализ диаграмм количества осадков. Составление диаграмм количества осадков. | Уметь называть единицу измерения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом или жидком виде. | П.36, вопросы п/п устно | |
7 | | Давление атмосферы | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Атмосферное давление. Среднее значение силы давления на единицу площади. Барометр, единица измерения атмосферного давления. Причины изменения давления. Зависимость давления от абсолютной высоты местности; градиент понижения давления в атмосфере с высотой. Изменение атмосферного давления с повышением и понижением температуры воздуха. Влияние на давление характера земной поверхности. Особенности изменения давления над сушей и водной поверхностью. Географические особенности распределения давления: формирование пояса низкого давления над экватором и областей высокого давления над полюсами. | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах. | Отработка навыков использования барометра-анероида для определения атмосферного давления. Определение с помощью барометра-анероида высоты школьного здания. Решение задач. | Уметь называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять давление с помощью барометра-анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере; объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли. | П.37, вопросы п/п устно | |
8 | | Ветры | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в величине атмосферного давления. Приборы для определения слы и скорости ветра. Местные ветры (бризы) и крупные воздушные течения (муссоны). Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы. Использование энергии ветров человеком. | Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных. Объяснение различий в силе и скорости ветра, причин изменения направлений ветров. | Описание ветров разной силы по рис.126 учебника. Построение розы ветров для одного месяца по данным таблицы. | Уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать значение ветров для природы Земли; объяснять образование ветров и их разную скорость. | П.38, вопросы п/п устно | |
9 | | Погода | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Погод и ее элементы. Разнообразие и изменчивость – главные свойства погоды. Изменение температуры воздуха как основная причина смены погоды. Взаимосвязь между элементами погоды. Воздействие на погоду перемещения воздуха с одних территорий на другие. Воздушные массы, зависимость их свойств от особенностей земной поверхности районов формирования. Причины перемещения воздушных масс. Службы погоды, метеорологические станции, синоптические карты. Общие и специальные прогнозы погоды. | Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды. Определение по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдения за погодой в виде графиков, диаграмм, схем. | Составление сравнительного описания погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды. | Уметь называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды; описывать погоду разных сезонов года; объяснять причины разнообразия и изменчивости погоды. | П.39, вопросы п/п устно | |
10 | | Климат | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Особенности многолетнего режима смены погоды для разных районов Земли. Климат и его главные свойства – относительные постоянство и устойчивость. Основные показатели климата и их отражение на климатической карте. Разнообразие климата на Земле, климатические пояса. Главные климатические пояса жаркого, умеренных и холодных поясов освещенности. | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов. | Работа с климатической картой. Установление соответствия между поясами освещенности и климатическими поясами Земли. | Уметь называть показатели, применяемые для характеристики климата; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климата по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России; объяснять отличия погоды от климата. | П.40, вопросы п/п устно, доклады | |
11 | | Человек и атмосфера. | Урок актуализации знаний и умений | Воздух и состояние атмосферы как важнейшие условия существования человека и его хозяйственной деятельности. Расселение людей в зависимости от климатических условий. Опасные атмосферные явления: засуха, ураган, гроза, гололед. Воздействие человека на атмосферу. Загрязнение атмосферы, основные источники загрязнения, наиболее загрязненные участки тропосферы. Изменение состава воздуха, парниковый эффект. Борьба с загрязнением воздуха. | | | | П.41, повторение | |
12 | | Итоговое занятие по разделу «Атмосфера» | Урок контроля знаний, умений и навыков | | Работа с итоговыми заданиями и вопросами по разделу «Атмосфера» и с заданиями в рабочей тетради | | Творческое задание | |
Раздел 2 (6) «Гидросфера» — 12 ч. | |
13 | | Вода на Земле. Круговорот воды в природе | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Обилие воды на Земле. Гидросфера и ее части, объем гидросферы. Пресная вода и ее количество. Круговорот воды в природе; силы, приводящие в движение водные массы. Роль круговорота воды: объединение в единое целое гидросферы, обеспечение взаимосвязи с другими оболочками Земли. Значение гидросферы в жизни Земли | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы Описание значения воды для жизни на планете. | Решение задач | Уметь называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их сил; определять соотношение между главными частями гидросферы; описывать влияние гидросеры на природные и антропогенные процессы; объяснять значение круговорота воды для природы Земли. | Формирование: гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | П.42, вопросы п/п устно | |
14 | | Мировой океан — основная часть гидросферы | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Мировой океан и его крупнейшие части. Различия океанов по площади, глубине и свойствам водных масс. Границы между океанами. Моря: окраинные и внутренние, отличия по природным особенностям. Заливы и проливы, их разнообразие по размерам и глубине. Роль океана в хозяйственной деятельности людей. Способы изучения Мирового океана. | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. | Обозначение на контурной карте: океанов и их названий, заливов и проливов, обозначенных в тексте параграфа 43, а также окраинных и внутренних морей. Построение столбчатой диаграммы соотношения площадей океанов. Составление характеристики географического положения одного из морей на основе анализа карты полушарий и карты океанов. | Уметь называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубину и размеры океанов, морей, заливов, проливов; описывать роль Мирового океана в хозяйственной деятельности людей; объяснять условность границ между океанами. | П.43, вопросы п/п устно. Обозначение на контурной карте океанов, крупных заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. | |
15 | | Свойства океанических вод. | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Цвет и прозрачность океанических вод. Изменчивость температуры поверхностных вод – важнейшее свойство Мирового океана. Мировой океан как регулятор температуры наземной поверхности в целом. Зависимость температуры поверхностных вод от географической широты и ее изменчивость по сезонам года; средняя годовая температура. Самые теплые и холодные части Мирового океана. Районы замерзания вод и распространения льдов. Соленость: единица измерения, средние значения. Причины, влияющие на соленость поверхностных вод. Широтная зональность в изменении солености. Свойства вод, зависящие от температуры и солености: плотность, температура замерзания, насыщенность газами. | Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты. | Анализ географических закономерностей изменения температуры и солености поверхностных вод. Построение графика зависимости температуры замерзания морской воды от ее солености. | Уметь показывать и называть районы Мирового океана с самыми высокими и низкими температурами поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод. | П.43, вопросы п/п устно | |
16 | | Движения воды в океане. Волны. | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Многообразие видов движения воды в океане, их роль в жизни океана. Силы, вызывающие различные движений воды. Волны, их различие по глубине и происхождению, элементы волны. Разрушительная сила волн и методы защиты от них. Цунами — особый вид волн; механизм их возникновения. Акватории, где цунами наиболее опасны. Приливы и отливы, роль Луны в их образовании. Факторы, влияющие на высоту приливов. | Определение по картам высоты приливов на побережье морей и океанов; географического положения районов, подвергшихся цунами. | Моделирование процесса возникновения поверхностных волн. Заполнение таблицы «Характеристика поверхностных волн». | Уметь называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутриземными процессами. | П.45, вопросы п/п устно | |
17 | | Течения | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Течения в океанах – важнейший вид движений воды. Размеры течений и количество переносимой ими воды. Разнообразие океанических течений по температуре, глубине и продолжительности действия. Причины возникновения течений на поверхности океанов и в их глубинах. Течение Западных Ветров как пример самого мощного ветрового течения. Воздействие на направление течений положения материков и очертаний их береговых линий. Значение течений для климата и природы Земли. | Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. | Обозначение на к/к холодных и теплых течений в Мировом океане. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. | Уметь называть и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; описывать значение течений для климата и природы Земли в целом; объяснять возникновения течений. | П. 46, вопросы п/п устно | |
18 | | Реки | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки: русло, речная долина, исток, устье. Разные виды истоков и устьев рек; дельта и эстуарий. Левые и правые притоки реки. Самые протяженные реки России и мира. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Крупнейшие водосборные речные бассейны мира и России. | Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. | Обозначение на к/к крупнейших рек России и мира. Описание географического положения реки по плану. | Уметь называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек. | П.47, вопросы п/п устно | |
19 | | Жизнь рек | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Воздействие рельефа и прочности горных пород на характер течения реки. Горные и равнинные реки, причины их различия по характеру течения и форме речных долин. Образование излучин и пойм у равнинных рек. Пороги и водопады, условия их появления. Самые известные водопады мира. зависимость густоты речной сети, полноводности рек от климата. Области земного шара с наиболее и наименее густой речной сетью. Питание рек и его изменение в течение года. Режим рек. Половодье как элемент режима реки. Режим равнинных рек нашей страны. | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение равнинных и горных рек по признакам. | Сравнение горных и равнинных рек. | Уметь называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по картам; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата. | П. 46, характеристика реки | |
20 | | Озера и болота | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Озера, их количество. Зависимость размещения озер от климата и рельефа. Разнообразие озер по размерам, глубине и форме. Озерные котловины и их происхождение. Источники поступления воды в ее расход, сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Болота, их площадь и географическое распространение. Образование торфа. Роль болот в природе. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. | Построение столбчатой диаграммы максимальных глубин крупных озер мира. Составление описания крупного озера по плану. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин. | Уметь называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока. | П.49, вопросы п/п устно. В кк отметить крупнейшие озера мира. | |
21 | | Подземные воды | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Подземные воды: состояния воды, находящейся в земной коре, ее положение в толщах горных пород, количество. Условия возникновения подземных вод, водонепроницаемые, водоупорные и водоносные слои. Грунтовые и межпластовые воды. Зависимость глубины залегания и толщины слоя грунтовых вод от геологического строения, рельефа и климата территории. Источники, артезианские воды, минеральные и термальные воды. Условия образования карста и его формы. | Анализ иллюстраций «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. | Моделирование процесса просачивания воды через разные горные породы. | Уметь называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карста; описывать процесс образования подземных вод; объяснять условия образования карста. | П. 50, вопросы п/п устно, доклады | |
22 | | Ледники. Многолетняя мерзлота. | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Условия возникновения ледников и их движение. Площадь распространения ледников и объем пресной воды, заключенной в них. Географическое распространение ледников. Изменение площади ледников под воздействием климата и воздействие ледников на климат. Покровные и горные ледники. Образование айсбергов и их размеры, высота образования горных ледников. Многолетняя мерзлота и площадь ее распространения. Особенности хозяйственной деятельности человека в условиях многолетней мерзлоты. | Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. | Построение столбчатой диаграммы площадей ледников на материках Земли. | Уметь называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата. | П. 51, вопросы п/п устно | |
23 | | Человек и гидросфера. | Урок актуализации знаний и умений | Стихийные явления в гидросфере. Наводнения как причина самых разрушительных природных катастроф на Земле. Наводнения на реках и берегах Мирового океана и их причины. Лавины и борьба с ними. Проблемы ведения хозяйства в районах распространения карста. Использование гидросферы человеком: разные аспекты хозяйственной деятельности. Создание водохранилищ и гидроэлектростанций. Использование пресных, минеральных и горячих подземных вод. Рост мирового водопотребления и недостаток пресной воды. Главные потребители воды. Обмеление рек и озер как результат увеличения потребления воды. Обмеление рек и озер как результат увеличения потребления воды. Загрязнение гидросферы и его источники, проблема очищения вод. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ России и мира. Поиск информации и подготовка докладов: о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними. | Анализ таблицы | Уметь называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнения гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле. | П. 52, вопросы п/п устно, доклады, повторение | |
24 | | Итоговое занятие по разделу «Гидросфера» | Урок контроля знаний, умений и навыков | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» и с заданиями из рабочей тетради | | | Творческое задание | |
Раздел 3 (7) «Биосфера» — 7 ч. | |
25 | | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе | Урок открытия нового знания | Биосфера как внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. Границы современной биосферы, изменение границ во времени. Живое вещество планеты и его распределение по основным группам живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания и преобразования среды организмами. Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот как процесс переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биологического круговорота. Значение биосферы и ее связь с другими оболочками Земли. Учение о биосфере, его создатель В.И. Вернандский. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. | Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек. | | Уметь называть составные части (звенья) биологического круговорот, современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; описывать расширения границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов. | Формирование: гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | П. 53-54, вопросы п/п устно, заполнение таблицы | |
26 | | Особенности жизни в океане Распространение жизни в океане | Урок открытия нового знания | Разнообразие мосрких организмов, соотношение между животными и растениями. Планктонные организмы, их масса, значение. Свободноплавающие и донные организмы: приспособления к месту обитания, основные представители. Зависимость разнообразия организмов и насыщенности ими водных толщ от глубины, географической широты и удаленности от берегов. Распространение орагнизмов в приповерхностном слое вод и на больших глубинах. Особенности органического мира поверхностных вод в разных климатических поясах. Уменьшение насыщенности океанических вод живыми орагнизмами при движении от берегов к открытому океану. Сосредоточенность вылова рыбы на шельфе океанов. | Сравнение прспособительных особенностейотдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых орагнизмов в океане. Поиск информации о значении орагнического мира океана для человека. | | Уметь называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских орагнизмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности орагнического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов. | П. 55-56, вопросы п/п устно, доклады | |
27 | | Жизнь на поверхности суши. Леса. | Урок открытия нового знания | Зависимость растительного покрова от климата. Зональное и поясное распределение растительности. Обусловленность животного мира климатом и растительностью. Сосредоточение основной части живого вещества суши в лесах. Условия произрастания лесов и их распространения. Главные широтные лесные зоны: влажные экваториальные леса и леса умеренного климатического пояса. Влажные экваториальные леса: географическое положение, особенности, значение, разнообразие растительности и животных. Леса умеренного пояса: хвойные , смешанные и широколиственные, их географическое положение, состав древесных пород, особенности животного мира. | Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соотвествия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обсуловленных этой деятельностью. | | Уметь называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли. | П. 57, вопросы п/п устно, заполнение сравнительной таблицы | |
28 | | Жизнь в безлесных пространствах | Урок открытия нового знания | Условия формирования травянистых равнин в тропических и умеренных широтах. Общие черты и различия природы саванн и степей. Пустыни, их географическое распространение. Приспособления растений и животных к суровым условиям жизни в пустыне. Тундра и арктическая пустыня: климатические условия, распространение, растительность, животный мир. | Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соотвествия между типами безлесных пространств основными представителями их животного и растительного мира. | Заполнение сравнительной таблицы | Уметь называть (покзаывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон; определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик саванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности. | П. 58, вопросы п/п устно | |
29 | | Почва. | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Почва и ее части: твердая, жидкая, газообразная. Значение почвы для растений. Почвоведение как наука. Почвенные живые орагнизмы. Условия образования почв: роль состава горных пород, климата, живых организмов, времени и хозяйственной деятельности людей. Плодородие почв и пути его повышения. Строение почвы, почвенные горизонты, их отличие друг от друга. Наиболее распространенные типы почв России (черноземы, подзолистые) и растительные зоны, в которых они образуются. | Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств. | Определение состава (строения) почвы. Сравнение строения чернозема и подзолистой почвы. | Уметь называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий ее образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв. | П.59, вопросы пп устно | |
30 | | Человек и биосфера. | Урок актуализации знаний и умений | Человек – часть биосферы: развитие по биологическим законам, зависимость от биосферы. Усиленное воздействие человечества на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Разрушение почв, сокращение площади лесов. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности людей: вырубка лесов, пожары, сбор растений и охота на животных, выпас домашнего скота, избыточное орошение, загрязнение среды обитания живых организмов. Меры по охране биосферы, закон об охране природы. Красная книга, создание охраняемых заповедных территорий. | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу. | Анализ карты рис.205 учебника | Уметь называть виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на биосферу; приводить примеры воздействия человека на биосферу в своем родном крае; описывать роль биосферы в жизни человека; объяснять необходимость охраны биосферы и ее составных частей. | П. 60, вопросы п/п устно. Повторение, подготовка докладов | |
31 | | Итоговое занятие по разделу «Биосфера» | Урок контроля знаний, умений и навыков | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике и рабочей тетради. Выступление с докладами и обсуждение проблем антропогенного изменения биосферы и ее сохранения (в том числе на территории своего края). | | | Творческое задание | |
Раздел 4 (8) «Географическая оболочка» — 3 ч. | | | | | | | | | |
32 | | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки | Урок открытия нового знания | Что такое географическая оболочка. Взаимодействие оболочек Земли: взаимопроникновение, обмен веществом, взаимовлияние. Географическая оболочка как особая оболочка Земли. Границы географической оболочки, этапы ее формирования, источники энергии. Уникальность географической оболочки как оболочки жизни. Неоднородность оболочки в вертикальном и горизонтальном направлениях. | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт. | | Уметь называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; описывать этапы развития географической оболочки; объяснять уникальность географической оболочки. | Формирование ценностных ориентаций, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию, умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | П. 61-62, вопросы п/п устно | |
33 | | Территориальные комплексы | Урок открытия нового знания и отработки практических навыков | Мозаичность географической оболочки. Территория как участок поверхности Земли. Компоненты территории и их взаимодействие, образование территориальных комплексов. Различие природных и природно-хозяйственных комплексов. Взаимозависимость компонентов: изменение комплекса при изменении отдельных компонентов. Разнообразие территориальных комплексов и их взаимодействие. Географическая оболочка как совокупность территориальных комплексов всех рангов. Природные зоны. Причины возникновения широтной зональности и высотной поясности. | Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинно-следственных связей между компонентами в природной зоне. высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. | Характеристика компонентов природы и установление взаимосвязей между ними на примере природной зоны смешанных лесов и лесостепей (природной зоны, в которой располагается район проживания). | | П.63, повторение. Подготовка презентаций | |
34 | | Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и рабочими тетрадями. Просмотр и обсуждение презентаций. | | | | Задание на лето | |
Резервное время – 1 час | | | | | | | | | |
Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/(А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Рабочие программы по географии. 6 класс. (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Аентана-Граф»)/ Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – 4-е изд. – М.:Планета, 2011. – 174 с.- (Образовательный стандарт).
География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.:Дрофа,2012. – 283с.