ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база преподавания предмета
Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1. Закон от 29.12.12 г. № 273 — ФЗ « Об образовании В Российской Федерации» (ст.12, 13).
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2. Примерная программа основного общего образования по географии, составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа» 2004год;
3.Авторская программа Ким Э. В., Кузнецова Г. Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010
4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
5. Учебный плана МАОУ « Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» на 2014 — 2015учебный год.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».
Содержание программы включает ряд новых подходов.
При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:
формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;
углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования.
В том числе: в XI классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Учебно-методический комплект:
Учебник А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др. «География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая.» — М., Дрофа 2011
География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы.
9 кл.: Атлас— М., ДИК, Дрофа 2014
География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы.
9 кл.: Контурные карты — М., ДИК, Дрофа 2014
Сиротин В. И География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. :рабочая тетрадь , – М.: Дрофа, 2014.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Ставится также цель: обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».
Результаты обучения.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения географии ученик 9 класса должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-тематический план
ГЛАВА | Коли чество часов | Практи ческие работы | Контроль ные работы | |
1 |
Раздел 1. Введение. Хозяйство России |
16 |
|
|
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование | 3
|
|
| |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы |
13 |
10 |
Тест | |
2 |
Раздел 2. Районы России |
|
8 |
|
Тема 1. Европейская часть России.
|
27 |
5 |
Тест | |
Тема 2.Азиатская часть России |
18 |
3 |
Тест | |
3 |
Раздел 3. Россия в мире |
3 |
|
|
4 | Повторение | 3 |
|
|
5 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| Итоговый тест |
| Всего | 68 | 18 | 4 |
ГЛАВА | Коли чество часов | Практи ческие работы | Контроль ные работы | |
1 |
Раздел 1. Введение. Хозяйство России |
16 |
10 |
|
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование | 3
|
|
|
Содержание программы
Раздел I Хозяйство России (20 ч)
Тема 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.
Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2
ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.
Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.
Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.
Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.
Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.
Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.
Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики.
Проблемы ТЭК России.
Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Понятие инфраструктуры.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.
Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.
Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».
Практические работы.
Объяснение зональной специализации сельского хозяйства :
1. Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия»
2. Анализ карты «Животноводство».
3. Анализ карт «Растительность», «Животный мир».
4. Анализ карты « Агропромышленный комплекс»
5.Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий:
6. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
7. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.
8. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.
9. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
10. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).
Раздел II Районы России (44 ч)
Тема 1
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.
Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.
Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.
Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.
Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.
Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.
Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.
Центрально — Ч ерноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.
Волго — Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.
Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории.
Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблем. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.
Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.
Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.
Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы.
Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.
Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.
Этническая и культурная неоднородность района.
Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения.
Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.
Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.
Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.
Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.
Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.
Дербент — самый древний из городов России.
Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.
Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России.
Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.
Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.
Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.
Практические работы.
1. ГП и характеристика реки Волги (крупнейшие города на Волге ,экологические проблемы).
2.Сравнение двух районов Европейского Севера по плану.
3. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.
4. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья.
Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.
5. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.
Тема 2
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. >
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.
Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».
Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.
Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.
Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.
Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.
Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.
Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи.
Перспективы района.
Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.
Обобщение знаний по разделу «Районы России».
Практические работы.
Изучение и оценка природных условий Западно — Сибирского района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Норильского промышленного узла
Составление сравнительной таблицы отражающей различия районов
Тема 3
РОССИЯ В МИРЕ
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Повторение курса 9 класса — 3ч
Итогова контрольная работа — 1ч
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДА НИЯ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | |
1 | А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др. | География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая. | 2011 | Москва Дрофа. |
2 |
| География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: атлас | 2014 | М. : ДИК, Дрофа |
3 |
| География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : контурные карты | 2014 | М.: ДИК, Дрофа |
4 | Е.А.Жижина | Поурочные разработки по географии Хозяйство и географические районы. 9 класс | 2005 | Москва ВАКО |
5 | В. И. Сиротин | География России. Хозяйство и географические районы: рабочая тетрадь . 9 класс | 2010 | М.: Дрофа, ДИК |
6 | Н. П. Петрушина | География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы»: методическое пособие | 2009 | Дрофа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДА НИЯ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | |
1. | Е.А. Данилова | География Схемы и таблицы. | 2006 | Тригон СПб |
2 | Т.С. Майоров | География. Справочник школьника. | 1996 | Москва Ключ-С |
3 | А. Наумов | Задачи по географии | 1993 | Москва Мирос |
4 | С.В. Кульневич | Не совсем обычный урок. | 2001 | Ростов-Н-Дону Учитель |
5 | Пармузин Ю.П. Карпов Г.В. | Словарь по физической географии | 1994 | Просвещение |
6 | Максаковский В.П. | География. Справочные материалы | 1995 | Просвещение |
7 | Понурова Г.А. Душина И.В. | Методика преподавания географии | 1996 | Московский лицей |
8 | Е.В. Баранчиков | Тесты по географии: 9 класс: в 2 частях | 2007 | Москва Экзамен |
9 | П.М. Юрков | Географические диктанты. | 1984 | Москва Просвещение |
10 | Низовцев В.А. | Школьные олимпиады. География. 6-10 классы | 2006 | М.: Айрис-пресс |
11 | Пятунин В.Б. | Контрольные и проверочные работы по географии | 1996 | Дрофа |
12 | Сиротин В.И. | Практические работы по географии и методика их выполнения | 1997 | АРКТИ |
13 | Баринова И. И. | География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 кл.» | 2010 | М.: Дрофа |
14 | В. И. Сиротин | География России. Население и хозяйство: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9 класс | 2010 | М.: Дрофа, ДИК |
15 | В. П. Дронов | География России: Кн. 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс | 2010 | М.: Дрофа |
16 | Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова | География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины | 2011 | Волгоград: Учитель |
17 | Маерова, Н. Ю. | Уроки географии. 8-9 классы | 2009 | М.: Дрофа |
18 | Пятунин, Б. Б. | Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : метод. пособие | 2002 | М.: Дрофа |
19 | Родионова, И. А. | Экономическая география России | 2007 | М.: Московский лицей |
20 | Сиротин, В. И. | География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы | 2009 | М.: Дрофа |
21 | Труднева С.Н. | География в кроссвордах | 2006 | М.: Дрофа |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. — М. I NMG, 2009. — 1 электрон, опт. диск (CD—ROM). — (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)
География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. — М. : 1C Мультимедиа, 2005. — 1 электрон, опт. диск (CD—ROM). — (1C: Образовательная коллекция).
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. — М.: 1C Мультимедиа, 2005.
Большая Энциклопедия России. География России. — ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://www.ndce.ru/
https://www.ufomistery.com
https://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm https://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
https://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
https://egornature.by.ru/
https://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
https://www.vitiaz.ru/