Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
в поселке совхоза «Селезнёвский» Тамбовского района
Утверждена приказом МБОУ «Комсомольская СОШ» № ____ от ______________г. Директор школы _______О. В. Зоткина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Географический практикум»
для 6 класса
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета «География» являются:
Учебный план филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в поселке совхоза «Селезнёвский» на 2012/2013 учебный год;
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Цель: формирование у обучающихся практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, первоначальных навыков работы с картой, рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Познакомить обучающихся с географическими методами: описание, наблюдение, сравнительно-географический, эмпирический и т.п. и научить школьников использовать эти методы в своей учебной деятельности;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире;
сформировать навыки работы с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Место предмета в базисном учебном плане и его роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Согласно Учебному плану на 2012/2013 учебный год в общеобразовательном учреждении введен дополнительный час для изучения учебного предмета «география», который помогает формировать комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В соответствии с Учебным планом и годовым календарным графиком данная Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Формы организации образовательного процесса
При обучении будут использоваться такие формы, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, экскурсия, виртуальная экскурсия и др. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, поэтому все уроки будут иметь практическую направленность: приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения; формирование навыков работы с картой, рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами; приемы проведения съемки участка местности; обработка материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформление отчетов и графических материалов.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Технологии обучения
При реализации цели и задач обучения данному учебному предмету в 6 классе будут использоваться приемы из различных технологий обучения: уровневой дифференциации, критического мышления, личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества и др.
Виды и формы контроля
На уроках будут использоваться следующие виды и формы контроля:
виды контроля:
1) исходный
2) текущий
3) тематический
4) итоговый
формы контроля:
1) тестовый
2) устный
3) письменная работа
4) практическая работа
5) зачет
6) урок – игра
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 6 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».
Используемый учебник для обучения географии в 6 классе
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)
Календарь наблюдений за погодой.
ПР№1 «Календарь погоды»
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
— определять фенологические сроки начала времен года;
— уметь вести дневник наблюдений за погодой.
Раздел I. Изображения земной поверхности – 6 часов
Тема 1. План местности (4 часа)
Ориентирование на местности. Определение азимута. Построение профиля холма по горизонталям. Глазомерная съемка школьного двора (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.
ПР №2 «Построение профиля холма»
ПР№3 «Составление плана школьного двора»
Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность. Характеристика карты своей местности.
ПР №4 «Определение расстояний, направлений, географических координат по карте»
ПР№5 «Определение по карте положения и высоты гор, равнин, географических координат вершин»
ПР №6 «Нанесение крупнейших гор и равнин на КК»
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений; форму и размеры Земли (длина окружности); на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан
— определять стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам; абсолютные и относительные высоты; объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте; определять по карте географическое положение объектов.
Раздел II. Оболочки Земли– 20 часов
Тема 1. Литосфера (5 часов)
Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте «Российская Федерация» названных объектов рельефа. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Описание гор, равнин по плану. Составление сравнительной характеристики географических объектов.
ПР №7 «Составление таблицы «Горные породы»
ПР №8 «Описание ГП гор» (по выбору ученика)
ПР №9 «Описание ГП равнины» (по выбору ученика)
ПР №10 «Сравнительная характеристика географического положения Аргентинской и Бразильской котловин» (по плану)
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте; основные части земной коры;
— приводить примеры горных пород и минералов, их использования человеком;
— определять по образцам осадочные и магматические горные породы;
— объяснять особенности рельефа местности.
Тема 2. Гидросфера (6 часов)
Характеристика карты океанов. Нанесение на контурную карту частей Мирового океана. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание моря реки. Сравнительная характеристика двух озер.
ПР №11 «Описание ГП моря» (по выбору ученика)
ПР №12 «Сравнение ГП Карибского и Средиземного морей»
ПР №13 «Описание ГП реки»
ПР №14 «Сравнительная характеристика ГП озер Ладожское и Виктория»
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать части Мирового океана; среднюю соленость вод океана; воды суши подземные и поверхностные; речную систему, речной бассейн;
— приводить примеры взаимосвязей: река — рельеф; искусственных водоемов; различных видов морей, проливов и заливов;
— определять на карте по шкале глубин глубину океанов и морей.
Тема 3. Атмосфера (6 часов)
Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Ветер .Роза ветров.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.
ПР №15 «Построение графика годового хода температуры воздуха»
ПР №16 «Построение «Розы ветров»
ПР № 17 «Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности»
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать причины изменения температуры воздуха в течение суток, года; главную причину образования ветра; главную причину образования облаков, осадков; пояса освещенности Земли;
— приводить примеры характерных природных явлений в атмосфере; связей между элементами погоды; изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
— определять атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра.
Тема 4. Биосфера. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору.
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Природные комплексы своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.
ПР № 18 «Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком» (устно)
ПР №19 «Составление описания природного комплекса своей местности
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать компоненты ПК; правила поведения в природе;
— приводить примеры воздействия организмов на компоненты неживой природы; меры по охране природы в своей местности;
— объяснять особенности биокомплекса,
Раздел III. Население Земли – 3 часа
Численность населения Земли. Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизительно). Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.
Мировые религии. Народы мира.
Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.
Государства на карте мира.
Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
ПР №20 «Обозначение районов расселения основных рас на КК»
ПР №21 «Нанесение на КК крупнейших стран и городов мира»
Требования к уровню подготовки обучающихся
— называть и/или показывать мировые религии страны и их столицы на политической карте мира
— приводить примеры воздействия человека и природы; влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности
объяснять особенности окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Раздел IV. Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу — 2 часа
ПР №22 ««Изучение ПК своей местности»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы | Кол-во часов | Практические работы | |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Изображение земной поверхности | 8 | 5 |
План местности | 4 | 2 | |
Географическая карта | 4 | 3 | |
3 | Оболочки Земли | 20 | 13 |
Литосфера | 5 | 4 | |
Гидросфера | 6 | 4 | |
Атмосфера | 6 | 3 | |
Биосфера | 3 | 2 | |
3 | Население Земли | 3 | 2 |
4 | Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу | 2 | 1 |
Всего часов | 34 | 22 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГТОВКИ ОБЧАЮЩИХСЯ
К концу учебного года обучающийся 6 класса должен уметь
1. Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
части Мирового океана;
среднюю соленость вод океана;
воды суши подземные и поверхностные;
речную систему, речной бассейн;
компоненты ПТК;
правила поведения в природе;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УМК
Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.6 кл.: учебник для ОУ. – М.: Дрофа, 2012
Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, — М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008
«География. 6 – 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.
Учебно-методические пособия для учителя:
«Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.
Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.
Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.
Константинова Т.В. «Первые уроки по физической географии». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.
Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.
Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.
Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.
Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.
Дополнительная литература
Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.
Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
ЭОРы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.
3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.
Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national—geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru