Рабочая программа предмета География. Введение в географию. 5 класс




РАССМОТРЕНО

на заседании Г(Р)МО

___ от ___________

Руководитель Г(Р)МО

_________________

Гавриленкова Г.А.


СОГЛАСОВАНО

«____»________20___г.

Зам.директора по УВР

__________________

Хомякова Л.А.

УТВЕРЖДЕНО

На заседании пед.совета

____ от ___________

Директор ____________

Русакова Е.В.





рабочая программа

предмета


География. Введение в географию.

5 класс




Баданина Татьяна Юрьевна,

учитель географии первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Сафоново







2014

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Пояснительная записка

    1. Общая характеристика предмета

    2. Основные цели и задачи изучения предмета

    3. Место предмета в учебном плане

    4. Требования к результатам освоения учащимися программы по предмету география

    5. Основные формы и виды контроля

    6. Учебно-методическое обеспечение


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1. Пояснительная записка


1.1 Общая характеристика предмета

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Программ основного общего образования по географии и Программы по географии к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012.

«Введение в географию» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Основные цели и задачи изучения предмета

Основная цель курса «Введение в географию» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

  1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

  1. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

  • приводить примеры географических объектов.

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

1.3. Место предмета в учебном плане

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), входит в цикл общественно-научных предметов и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 20121.

«Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5 – 6 классах, по два часа в 7 – 9 классах)

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения — 35 (1 час в неделю).


1.4. Требования к результатам освоения учащимися программы по предмету география

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;

  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;

  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

  1. Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная

  2. Коллективная:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Групповая.

  1. Формы учебных занятий:

  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;

  • Мини-лекции;

  • Диалоги и беседы;

  • Практические работы;

  • Семинары;

  • Дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Проектная деятельность.

  1. Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини-сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.


1.5. Основные формы и виды контроля

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:


практические занятия (оценочные)

10

итогового тестирования

5

контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)

2


Практические работы

Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем).

Раздел, тема

Урок

Практическая работа

Необходимый материал для выполнения практической работы

Тема – 1. Наука география

1.

Пр.р. 1. Составление схемы наук о природе.


Тетрадь для практических работ

2.

Пр.р. 2. Организация наблюдений за природой.

Календарь погоды

2.

Пр.р. 3. Составление описания учебного кабинета географии.

Кабинет географии, тетрадь для практических работ

2.

УПР2: Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.


Рабочая тетрадь.

Тема – 2. Земля и ее изображение

3.

УПР: Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.

Настольная лампа или фонарик, предметы разной формы, тетрадь.

4.

УПР: Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.

Материал для изготовления модели.

5.

Пр.р. 4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Теллурий, тетрадь для практических работ


6.

Пр.р. 5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Компас один на парту (15 шт), глобус (один на парту – 15 шт), атлас, тетрадь для практических работ


Тема – 3. История географических открытий

8

УПР: Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

9

УПР: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев с указанием географической номенклатуры по теме.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

11

УПР: Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

14

Пр.р. 6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

15

УПР: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

18

Пр.р. 7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

Тетрадь для практических работ, учебник по географии

Тема – 4. Путешествие по планете Земля

23

Пр.р. 8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.


Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

24

УПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

25

УПР: Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

Учебник, атлас, тетрадь для практических работ

26

УПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

27

Пр.р. 9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

28

УПР: Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

29

УПР: Составление перечня научно-исследовательских станций.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

Тема – 5. Природа Земли

32

Пр.р. 10. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тетрадь путешественника


Таким образом, в году 10 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

1.6. Учебно-методическое обеспечение

Кабинет географии является неотъемлемой частью ин­формационно-образовательной среды по предмету. В нем так­же могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.

Оборудование кабинета:

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

  • компьютер, (отсутствует)

  • мультимедиапроектор, (отсутствует)

  • интерактивная доска, (отсутствует)

  • медиатека, (собрана лично учителем)

  • Интернет, (отсутствует)

  • комплект географических карт и тематических таблиц;

  • комплект портретов выдающихся географов и путеше­ственников;

  • учебно-методическая, справочно-информационная литература:

1 Основная литература для учащихся


    1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

    2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»

    3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.

    4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.


2 Основная литература для учителя


    1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»

    2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.


3 Дополнительная литература


    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст : исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с. (школьная библиотека)


4 Периодические издания


    1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2010 – 2013…

    2. География и экология в школе XXI века. Научно-методический журнал. Издательство «Известие». Гл.ред. Баринова И.И. Подписка 2008…

    3. География в школе. Научно-методический журнал. Издательство «Школа-Пресс». Гл.ред. Рыжаков М.В. Подписка 2007, 2008…

5 Интернет-ресурсы

5.1 Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» [электронный ресурс]: https://earth06.narod.ru/index.htm

5.2 Страничка учителя [электронный ресурс]: Баданиной Т.Ю. на сайте ПроШкола.ру https://www.proshkolu.ru/user/Atia/folder/670564/

5.3 Издательство «Русское слово» Методический раздел [электронный ресурс]: https://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html










    1. Календарно-тематический план учебной дисциплины «География. Введение в географию»3


урока

Раздел, тема урока, практическая работа

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

Наука география – 2 часа

Что такое география


Пр.р. № 1 Составление схемы наук о природе

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. знать основные правила работы в кабинете географии. Объяснять чем современная география отличается от географии в древности. Составлять схему наук о природе.

Выучить § 1, устно ответить на вопросы стр. 8

1 неделя сентября

Методы географических исследований.


Пр. р. № 2

Организация наблюдений за природой.


Пр.р. № 3

Составление описания учебного кабинета географии.


Пр.р.(учебная)

Классификация источников информации, используемых на уроках географии.

Дать определение понятию картография. называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличие методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Выучить § 2,

2 неделя сентября

Земля и её изображение – 5 часов

От плоской Земли к земному шару


Пр.р.(учебная) Организация наблюдений за формой полуденной тени, отбрасываемой различными фигурами

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Выучить § 3, Устно ответить на вопросы на стр.19.

3 неделя сентября

Форма, размеры и движения Земли


Пр.р.(учебная) Изготовление модели Земли, Отражающей ее истинную форму

Давать определение понятий: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Выучить § 4, Устно ответить на вопросы на стр.23. По желанию: на стр. 23 «От теории к практике» изготовить модель.

4 неделя сентября

Глобус и карта


Пр.р. № 4. Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.


Пр.р.(учебная) Составление плана кабинета географии

Делать выводы об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

Выучить § 5.

Составить кроссворд (на отдельной карточке)


1 неделя октября

Ориентирование на местности


Пр.р. № 5. Определение с помощью компаса сторон горизонта

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое сторона горизонта и какие они бывают. Делать выводы о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.


Выучить § 6,

2 неделя октября

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела


Решение тестовых заданий

Выявлять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.


3 неделя октября

История географических открытий – 14 часов

По следам путешественников каменного века


Пр.р. (учебная) Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествий.

Выучить §7


Нарисовать (создать макет) плот, на котором путешествовал Тур Хейердал.

4 неделя октября

Путешественники древности


Пр.р. (учебная) Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев с указанием географической номенклатуры по теме.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Выучить §8

5 неделя октября

Путешественники морских народов

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

Выучить §9


Составить три вопроса, которые вы хотели бы задать викингам, оформить на отдельной карточке.

2 неделя ноября

Первые европейцы на краю Азии


Пр.р.(учебная) Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, выявление путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

Выучить §10

3 неделя ноября

«Хождение за три моря»

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельсности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

Выучить §11

4 неделя ноября

Морской путь в Индию

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.

Выучить §12

1 неделя декабря

Открытие Америки


Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Христофора Колумба. Формировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев.

Выучить §13


Составить синквейн, оформить на отдельной карточке.

2 неделя декабря

Первое кругосветное плавание


Пр.р.(учебная) Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия.

Выучить §14

3 неделя декабря

Открытие Южного материка

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка.

Выучить §15

4 неделя декабря

Поиски Южной земли продолжаются

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиции Джеймса Кука.

Выучить §16

5 неделя декабря

Русские путешественники


Пр.р. № 7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описание территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Выучить §17

2 неделя января

Вокруг света под русским флагом

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. оставлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фадде Беллинсгаузена, Михаила Лазарева.

Выучить §18


Написать репортаж (интервью) с одним из русских путешественником. (3-5 вопросов и ответов)

3 неделя января

Урок обобщения и контроля знаний по теме


Решение тестовых заданий

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий


4 неделя января

Урок коррекции знаний по теме раздела


Решение тестовых заданий

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий


1 неделя февраля

I. Путешествие по планете Земля – 10 часов

Мировой океан и его части

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Выучить §19

2 неделя февраля

Значение мирового океана для природы и человека


Пр.р. № 8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли.

Выучить §20

3 неделя февраля

Путешествие по Евразии


Пр.р.(учебная) Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Выучить §21


Составить и провести экскурсию по карте материка.

4 неделя февраля

Путешествие по Африке


Пр.р.(учебная) Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Выучить §22


Составить и провести экскурсию по карте материка.

1 неделя марта

Путешествие по Северной Америке


Пр.р.(учебная) Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Выучить §23


Составить и провести экскурсию по карте материка.

2 неделя марта

Путешествие по Южной Америке


Пр.р. № 9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Выучить §24


Составить и провести экскурсию по карте материка.

3 неделя марта

Путешествие по Австралии


Пр.р.(учебная) Обозначение на контурной карте океанов и морей омывающих материк.

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

Выучить §25


Составить и провести экскурсию по карте материка.

1 неделя апреля

Путешествие по Антарктиде


Пр.р.(учебная) Составление перечня научно-исследовательских станций.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Выучить §26


Составить и провести экскурсию по карте материка.

2 неделя апреля

Урок обобщения и контроля знаний по теме

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.


3 неделя апреля

Урок коррекции знаний по теме раздела

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.


4 неделя апреля

Природа Земли – 2 часа

Что такое природа


Пр.р. № 10. Организация фенологических наблюдений в природе.

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)

Выучить §27

1 неделя мая

Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Выучить §28

2 неделя мая

Резервные уроки

Урок обобщения и контроля по курсу


См. разделы курса


3 неделя мая

Урок коррекции знаний по курсу


См. разделы курса

Задание на лето «Наблюдение за природой» (отчет в форме презентации фотографий)

4 неделя мая





Рецензия

1 Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М.. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

2 УПР – учебная практическая работа

3 Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию» 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. – 32с. – (ФГОС. Инновационная школа).


Свежие документы:  Разработка урока "Оценка мировых природных ресурсов" (10 класс)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: