Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Донецкая средняя общеобразовательная школа I—III ст. № 49»
РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ
В 6 классе
Подготовила учитель географии
Щепилова Александра Владимировна
Г. Донецк
2014 г.
Практическая работа № 1.
Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации (учебник, энциклопедия), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох
Цель работы:
1.Познакомиться с существующими источниками географической информации.
2.В процессе самостоятельной работы с учебником, энциклопедией изучить основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении, составить «летопись» наиболее важных исторических путешествий разных исторических эпох.
Имя путешественника | Вклад в географическую науку | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сообщения готовятся дома.
Практическая работа № 2.
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Обозначение на карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений и расстояний от пункта пункту
Цели работы:
Учиться решать по географической карте и глобусу задачи различного содержания.
Повторить и закрепить умения определять по глобусу и картам расстояний между точками в градусной мере и километрах; прокладывать на контурной карте маршруты путешествий; определять географические координаты точек, абсолютные и относительные высоты, направления от пункта к пункту.
По географическим координатам Ставрополя определите его местоположение на глобусе.
Определите расстояние от Ставрополя до Северного полюса, экватора, нулевого меридиана в градусной мере и в километрах.
Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы:
Расстояние | В градусной мере | В километрах |
До Северного полюса |
|
|
До экватора |
|
|
До нулевого меридиана |
|
|
Материал для справок:
Длина 1 меридиана = 111 км
Длина 1 по 45-й параллели = 78,2 км
В настоящее время расширяются и укрепляются научные, культурные, производственные, торговые связи нашей страны и нашего края как части единого целого – хозяйства России – со многими странами мира: странами зарубежной Европы, Америки, Азии, в том числе Японией, Индией, Турцией и др. Вы имеете уникальную возможность совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре по маршруту: Ставрополь – Париж – Мехико – Токио – Дели – Ставрополь. Пользуясь физической картой атласа, на мировой контурной карте проложите маршрут путешествия.
За время путешествия определите:
Географические координаты мест остановок;
Абсолютную и относительную высоту мест остановок;
Направления и расстояния от пункта к пункту.
Результаты работы отразите на контурной карте.
Практическая работа № 3.
Определите по карте направлений передвижения литосферных плит и предложение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории литосферных плит)
Цели работы:
Закрепить знания основных положений теории литосферных плит.
Научиться читать карту «Строение земной коры» и прогнозировать по карте изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем.
Найдите на карте «Строение земной коры» в атласе крупнейшие литосферные плиты.
Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения.
Учение о литосферных плитах даёт возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет.
Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, можно составить рисунок.
Практическая работа № 4.
Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата
Цели работы:
Объяснить примеры приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
Продолжить формирование умения объяснять процессы и явления, происходящие в природе и жизни населения.
Из приведённых ниже примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата выберите несколько (не менее 5). На основе полученных ранее знаний укажите, о каком климате идёт речь в каждом конкретном случае, объясните то или иное приспособление на основе анализа карт.
Результаты работы оформите в виде таблицы
Особенности климата | Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата | |
1. Тёмная окраска кожи и тёмные глаза, волнистые или курчавые волосы | Жаркий климат | Большое количество пигмента в коже защищает людей от солнца. Курчавые волосы создают защитную «воздушную подушку» предохраняющую голову от жары |
2. Дома на сваях | Жаркий влажный климат | Чтобы в домах было сухо |
|
|
|
Тёмная окраска кожи и тёмные глаза, волнистые или курчавые волосы
Утолщенные губы и широко открытые ноздри
Узкие глаза с дополнительной складкой на веках
Люди, живущие в странах с пасмурной погодой, возможно, всегда имели бледную кожу
В жарких сырых местах дома строят на сваях
В Швейцарии дома, называемые шале, строят из дерева. Нижний этаж кладут из камня, а в окнах двойные стёкла.
В наши дни в Лапландии большинство людей живут в малых городах за Полярным кругом. Но есть ещё оленеводы, которые живут в ярангах. Их собирают из длинных шестов и покрывают оленьими шкурами.
Многие деревни в Африке построены из глины, высушенной солнцем.
Исландия – крыши домов торфяные.
Средиземноморье – многие дома выкрашены в белый цвет, имеют деревянные ставни
Швейцария — крыши домов длинные и покатые
В пустыне Сахара кочевник живут в шатрах, изготовленных из козьих шкур
На Крайнем Севере и в Сибири некоторые кочевые племена делают временные жилища из моржовых шкур.
В Арктических областях Канады и Гренландии люди носят одежду, подбитую мехом
Во многих жарких странах люди ходят в длинных легких накидках
Обязательным компонентом костюма араба, жителя пустыни, является полотнище в 2-3 м, которым наподобие чалмы обёртывают голову, закрывая шею, нос, щёки.
Практическая работа № 5.
Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов
Цели работы:
Выделить территориально-аквальные природные комплексы
Учиться работать с дополнительными источниками географической информации, выделять главное, делать обобщения, выводы
Изучив предложенную дополнительную информацию, кратко в тетради ответьте на вопрос: что послужило причиной выделения побережий и шельфа Мирового океана как особых территориально – аквальных комплексов?
На контурной карте выделите побережье и шельф одного из океанов (по выбору)
На побережье и на шельфе океана условными знаками (легенду придумайте самостоятельно) покажите районы наиболее интенсивного взаимодействия человека и окружающей среды. Это могут быть основные районы рыбного промысла, основные районы добычи полезных ископаемых, крупнейшие порты, основные транспортные пути, районы отдыха и туризма и т.д.
Ныне из 102 городов – миллионеров 57 расположены на берегу или в непосредственной близости от него. Из 136 столиц государств, выходящих к морю, 79 располагаются непосредственно на побережье или в эстуариях крупных рек, доступных для морского судоходства.
В береговой зоне человек использует минеральные, биологические, энергетические и рекреационные ресурсы.
Ежегодная мировая добыча россыпей на берегах даёт примерно 50 млн. долларов и приходится главным образом на олово, алмазы железный и титановый пески. Береговая зона располагает запасами строительных материалов, прежде всего песка и гравия, ракушечника.
Из морской воды добывают 1/ 5 мирового производства соли, свыше 2/3 брома, магния и его соединений, более половины «вырабатываемой» пресной воды. Нефть и газ добывают также в основном в пределах береговой зоны. Бурное развитие нефтепромыслов привело к тому, что в неглубоких водах, например, Персидского залива сосредоточено множество кранов, буровых вышек, плавучих заводов.
Большое значение имеет использование энергии приливов и отливов для получения электроэнергии на приливных электростанциях.
Не менее важно рекреационное использование береговой зоны. Миллионы людей в разных странах мира отдыхают на берегах морей.
Одна из достопримечательностей береговой зоны – материальные и прежде всего духовные богатства ранних культур. Ценные открытия и находки сделаны археологами и проводниками при изучении мелководий.
Практическая работа № 6.
Цели работы:
Научиться анализировать схемы круговоротов: воды, биологического вещества в земной коре, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Познакомиться с одним из основных свойств географической оболочки – круговоротом веществ и энергии.
Мировой круговорот воды
О к е а н
Перенос влаги Перенос влаги
О с а д к и
ИспарениеО с а д к и
Ледники
М а т е р и к
Сток с суши
Устно прокомментируйте схему круговорота воды. В тетради дайте краткие ответы на вопросы:
На примере круговорота воды в природе докажите, что круговорот – это непрерывно повторяющиеся процессы превращения и перемещения веществ в природе.
Какие компоненты природы связаны между собой круговоротом воды?
Круговорот не образует замкнутого круга, поэтому какое-то количество воды постоянно содержится в компонентах географической оболочки и иногда накапливается в них. Подтвердите это примерами.
Докажите, что круговорот воды на Земле происходит под действием солнечной энергии, что в его процессе совершает круговорот и тепловая энергия.
Докажите, что круговорот воды — это важнейший механизм природных процессов.
Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы познакомьте других учеников класса, определив план и объём выступления.
Практическая работа № 6.
(продолжение)
Биологический круговорот
Устно прокомментируйте схему биологического круговорота. В тетради дайте краткие ответы на вопросы:
Что произойдёт с живыми организмами, если прекратиться биохимический круговорот вещества и энергии?
Ни примере биологического круговорота докажите, что каждый последующий круговорот отличается от предыдущих, т. е. не образует замкнутый круг.
Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы познакомьте других учеников.
Устно прокомментируйте схему круговорота веществ в земной коре (рис. 31, с. 52). В тетради дайте краткие ответы на вопросы:
Что называется выветриванием? Перечислите основные факторы выветривания.
Под действием каких процессов магматические и осадочные горные породы оказываются на глубине, в недрах Земли?
Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы познакомьте других учеников.
Практическая работа № 7.
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения
Цели работы:
Выделить ареалы высокой плотности населения, направления миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.
Пользуясь текстом учебника с.62, абзац 2 и 3, картой атласа «Народы и плотность населения», обозначьте на контурной карте ареалы высокой плотности населения.
Установите причины большой плотности населения в разных частях земного шара. Сделайте вывод, от каких причин зависит размещение населения по территории Земли. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Пользуясь рисунком 38 на стр. 62, обозначьте на контурной карте направления миграции людей в прошлом.
Обозначьте на контурной карте современные перемещения людей. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.
В настоящее время людей, прибывающих на постоянное место жительства, продолжают принимать Северная Америка (США, Канада), Австралия, Новая Зеландия, Израиль.
Западная Европа притягивает рабочую силу из стран Средиземноморья, Азии. Новый крупный район, притягивающий рабочую силу, сложился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие страны – Саудовская Аравия, Кувейт и др.