Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа»
Красночикойского района Забайкальского края
Конспект урока по географии
в 10 классе
«Население мира»
подготовила
учитель географии
Матвеева Евгения Викторовна
с. Захарово
2012
Урок географии в 10 классе.
Тема: «Население. Численность и воспроизводство»
Цель:
Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.
Задачи:
1.Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.
2.Содействовать формированию оргдеятельностных, коммуникативных навыков.
3.Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.
I. Оргмомент.
II. Актуализация.
-На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета. Вспомните его. (Экономическая и социальная география мира).
-Что означает слово «социальная»? (Изучает население).
-Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями «природа», «хозяйство», «население» (природа- население- хозяйство). Объясните предложенную последовательность.
-Из сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии необходимо. ТЕМА УРОКА — Население.
-Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас?
—А как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроках, изучая эту тему? (Численность, воспроизводство)
Задание из ЕГЭ. (Демонстрируется типичная половозрастная пирамида развивающейся страны, например, Конго, и развитой, например, Германии).
-Какая из пирамид отображает структуру населения Конго, какая — Германии? (проблемный вопрос, вызывающий создание ситуации знание- незнание).
-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Численность возрастных групп стран в сравнении, воспроизводство, т.е. процессы рождаемости и смертности).
-Итак, уточните, какие вопросы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить проблему?
Задачи на урок.
1. Численность населения мира, динамика.
2.Демографические показатели разных по развитию стран.
-Предлагаю вспомнить основные термины по теме. (Индивидуально с самопроверкой)
Найди соответствие: Приложение 1
-Что не смогли сделать? Оцените себя.
—Какие понятия должны разобрать сегодня на уроке?
II. Основной этап.
-Какой первый вопрос стоит перед нами? (Численность населения мира)
Работа со статистической информацией (в группах с последующей взаимооценкой).
1-я группа: Составьте диаграмму стран- лидеров по численности населения по данным:
Укажите место России в этом списке.
2-я группа: 1. (Индивидуальное задание, с использованием компьютера):
Построить график динамики численности населения земного шара с начала нашей эры по данным:
годы | ||||||
400 | 800 | 1200 | 1600 | 2000 | ||
Численность населения (в млн чел) | 230 | 230 | 230 | 305 | 440 | 6000 |
«Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара» — объясните это высказывание
2.Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года)? О чем говорят эти цифры?
Итог работы:
Вопрос о том, сколько населения живет в мире кому – то может показаться праздным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся к 18 веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, т. к. в то время численность населения была в 2 раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Переписи населения).
-Мы разобрали вопрос о численности населения мира. Оцените работу групп, индивидуальную работу. (Взаимооценка)
Многое узнали.
-Почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения?
-Каковы причины? (Улучшение качества жизни).
-Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? Откройте учебник или посмотрите на слайд: (противоречие)
Верно мы предположили? Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Знать процессы воспроизводства)
Задание в парах (с самопроверкой).
Используя таблицу, напишите формулу воспроизводства для региона.
Рождаемость | Смертность | |
Северная Америка | 13 | 8 |
Латинская Америка | 21 | 6 |
Зарубежная Европа | 9 | 11 |
СНГ | 13 | 13,5 |
Зарубежная Азия | 21 | 8 |
Африка | 37 | 14 |
Австралия и Океания | 17 | 8 |
Закрасьте цветом свой регион (раздается разрезанная контурная карта с регионами мира):
если естественный прирост составляет выше 12 человек на 1000 жителей- красным цветом,
если естественный прирост меньше 12 человек на 1000 жителей- желтым цветом. Смоделируйте контурную карту на доске.
Формулы распределите в таблице на доске (все в тетради)
Итог работы:
Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей | |
Сев. Америка (13-8=5) СНГ (13-13,5=-0,5) Австралия и Океания (17-8=9) Зар.Европа (9-11=-2) | Лат. Америка (21-6=15) Африка (37-14=23) Зар. Азия (21-8=13) |
|
|
|
|
Проанализируем:
-Сравните показатели рождаемости, смертности, ест прироста. Запишите в таблицу. Перед вами 2 разных типа воспроизводства (1 и 2). Первый характерен для каких по уровню развития стран?(развитых) А второй? (развивающихся)
— В каких детей будет больше?(в развивающихся) А в каких пожилых?(в развитых)
-Оцените работу в группах. Для этого сравните вашу контурную карту с картой «Типы воспроизводства населения мира» в учебнике стр.63.
-Какие несоответствия выявили? (Китай относится к 1 типу воспроизводства)
-Почему Китай в последнее время стали относить к стране с 1 типом воспроизводства? (потому что естественный прирост невысокий)
-Как правительство пытается регулировать численность населения в странах с разным типом воспроизводства? (проводит разную демографическую политику)
Демографическая политика – задания по группам. Придумайте (вспомните) лозунги для пропаганды увеличения или снижения рождаемости согласно вашей демографической политике.
-Можно ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
-А все- таки, почему в развивающихся странах, где условия хуже, выше рождаемость?
Демографы утверждают, что любое общество проходит несколько этапов в естественном движении.
Миниисследования (перед уроком дается задание: составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье).
Демографы, анализируя рождаемость и смертность заметили существенные изменения, произошедшие в воспроизводстве населения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода, которая связывает демографические процессы с социально-экономическим развитием общества (рис. 2).
Процесс демографического перехода характеризуется следующими фазами:
1. высокая рождаемость и большая смертность;
2. высокая рождаемость и снизившаяся смертность;
3. низкая рождаемость и низкая смертность.
Длительный период времени со слабым развитием медицины, при котором сохранялся высокий уровень рождаемости и высокий уровень детской смертности называют периодом традиционного воспроизводства, или 1-ой фазой демографического перехода. Этот тип практически уже не встречается.
2-ая фаза демографического перехода характеризуется резким снижением смертности, благодаря развитию здравоохранения и контролю инфекционными заболеваниями. Рождаемость осталась высокой, что вызвало быстрый рост населения, приведший к демографическому взрыву. Такой тип воспроизводства характерен для развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Такие социально-экономические изменения, как рост благосостояния, повышение культуры, более широкое вовлечение женщин в общественное производство, увеличение затрат на образование и воспитание ребенка, приводят к снижению рождаемости. Численность населения растет медленно, т.к. снижение детской смертности компенсируется низкой рождаемостью. Это 3- фаза демографического перехода.
Проанализируйте свои исследования. Что заметили? (со временем количество детей уменьшается). Самооценка.
-На каком этапе демографического перехода находятся развитые страны? (3 фаза)
-На каком этапе демографического перехода находятся развивающиеся страны? (2 фаза)
4.Закрепление.
— А Россия? (Демонстрация половозрастной пирамиды России). Какие демографические процессы характерны для нашей страны? (депопуляция)
-В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество. Это сложное понятие, включающее экономические, социальные, культурные, экологические и другие условия жизни людей.
Откройте справочник «Социально- экономическая география мира» стр. 16
-Изучая население мира, не стоит забывать о том, что мы живем в России.
Лидерство России в народонаселении:
1 место по числу абортов,
2 место по числу разводов
2место по количеству убийств (на 1000 чел)
2 место по количеству заключенных (на 1000 чел)
100 место по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие «русский крест». Есть ли у нас будущее? Конечно. Вы – наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях? Передайте дежурным то количество «человечков», скольких детей вы хотели бы иметь. Мы их поместим на доску «Будущее 10 класса» и подсчитаем. А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный вывод.
Рефлексия.
-Какие задачи ставились на урок? Смогли их решить?
Оцените свою деятельность.
Список использованной литературы
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2005.
2.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2004.
3.Атлас для 10 класса, комплект контурных карт.
4. Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. Социально- экономическая география мира. Справочное пособие. — М.:Дрофа,2008.