Разработка урока по теме «Рельеф и полезный ископаемые Евразии»
Цель: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения форм рельефа.
Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний
1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (прикрепленный файл «Крайние точки»).
2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.
3. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
— Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)
— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?
2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)
Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.
— Разнообразен ли рельеф Евразии?
— Что вы можете сказать высоте Евразии?
— Назовите величайшую горную систему земного шара.
— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?
— Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)
3. Постановка проблемы.
Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)
4. Строение земной коры в пределах Евразии.
-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?
Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)
5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)
— Что лежит в основании материка Евразии?
— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?
— Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.
— Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.
— Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?
Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.
6. Землетрясения и вулканизм.
— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?
— Чем отличаются эти части материка?
— Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)
— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?
— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)
7. Вулканы.
— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)
— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).
8. Древнее оледенение.
— Что еще повлияло на рельеф Евразии?
Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».
9. Основные формы рельефа.
Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).
10. Виртуальное путешествие по Евразии.
Горы Евразии. (Слайды №13-22)
Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи», просмотр анимации «Образование складчатых гор», работа с картой, беседа)
Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.
Равнины Евразии. (Слайд № 23-26)
(работа с картой, беседа).
11. Полезные ископаемые.
— Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).
— Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)
— Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)
4. Закрепление изученного материала.
1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.
2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?
Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.
3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.
Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.