Использование современных образовательных технологий в процессе обучения географии и в воспитательной работе.
Одним из весомых факторов успешности своей педагогической деятельности считаю применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Считаю, что на уроках географии использование современных образовательных технологий поднимает мотивацию и эффективность обучения. Я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. На своих уроках я использую следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей:
Предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата. | |
Технологии исследовательского обучения(В.А.Бухвалов) | Обучение основам исследовательской деятельности (учебное исследование по методике). |
Технологии проблемного обучения(МатюшкинА.М.) | Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации. |
Метод проектов ( Технология проектирования В.А.Бухвалова) | Педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности. |
Уровневая дифференциация | Создание условий для достижения результата независимо от способностей уровня подготовленности ученика. |
Информационно-куммуникационные Технологии(система С.Пайперта) | Обучение работе с разными источниками информации, электронными учебниками, ресурсами ИНТЕРНЕТ, составление презентаций, видеоматериалов, готовности к самообразованию |
Технологии проведения КТД(система И.П.Иванова) | Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников |
Элементы опережающего обучения использую на уроках при изучении новой темы (опережающие задания, подготовка консультантов, лекторской группы), обобщения и закрепления через игру при завершении отдельных тем или разделов.
Инновацией своего опыта считаю применение технологии исследовательской деятельности в системе, через различные формы организации педагогического процесса в условиях современной школы.
Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке, конференциях. Меняется моя роль: я, из всеведущего, непререкаемого наставника, постепенно превращаюсь в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта.
Учебное исследование: выполнение практических работ, составление и решение географических задач, уроки-конференции, диспуты, семинары. проблемная подача материала, работа со статистическим материалом, развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привел меня к идее проведения уроков, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место занимает проектная деятельность. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Проектная технология привлекает меня так как: выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённые качества личности и учебную мотивацию, является фактором повышения качества образования в школе. Данная технология нацелена на развитие личности учеников, их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Школьники под моим руководством выполнили проекты: «Экологически чистый город», «Проект моего двора», а после уроков защищают проекты, рисуют стенгазеты, создают презентации.
В условиях применения технологии уровневой дифференциации учебный процесс строится мной так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы достигать результата при изучении школьного предмета.
На практике мной выявлены следующие достоинства применения уровневой дифференциации:
Решается проблема неуспеваемости (каждый ученик учится так, как может)
Снимается психологический дискомфорт.
Формируется положительная мотивация ученика по отношению к учебному предмету.
Широко используются мной информационно-коммуникационные технологии, без которых сегодня трудно представить образовательный процесс. На уроках географии использую мультимедиа-технологии, которые помогают мне решить следующие учебные и познавательные задачи:
Использование мультимедиа — технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и процессы, видеть географические объекты в видеороликах и на слайдах, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
В своей работе я использую электронные учебники «Кирилл и Мефодий», «1С»: «География 6-10кл», «Физическая география», «География и природа России», «Уроки географии 10-11кл», «Политическая карта мира», «Природоведение», Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
ИКТ используется мной в течение трех лет практически на каждом уроке. При работе с ИКТ мной создана и постоянно пополняется методическая папка электронных наглядных пособий. Она состоит из работ, выполненных с помощью программ Microsoft Offise Publisher , Microsoft Offise Power Point и Windows Movie Maker. Это и презентации, и буклеты, и слайд-шоу, и небольшие видеоролики, а так же схемы и диаграммы.
ИКТ широко внедряются и в воспитательный процесс: классные часы, участие в школьных мероприятиях не обходятся без видеоматериалов, слайд-шоу.
Опыт показывает: все образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют мне активизировать интерес к географии у школьников, создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке, достичь хороших результатов в обучении.