ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Предмет | география | Класс 6 |
| ||||
Тема урока | Географическая карта. Многообразие карт. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Обучающиеся смогут: работать с картой; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории.
| Обучающиеся смогут: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных пособиях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников; выявлять причинно-следственные связи; заполнять таблицы по содержанию текста. | Обучающиеся будут обладать: ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
| |||||
Решаемые учебные проблемы | Многообразие географических карт. Значение карт. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географическая карта. | ||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация, интерактивные карты (изд-во «Дрофа») | ||||||
Образовательные интернет-ресурсы |
| ||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. | |||||||
Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Подводящий диалог. 1.Какие виды изображения земной поверхности вы знаете? 2. Вспомните, что такое: Слайд 1.
| Деятельность обучающихся Вспоминают, изученный ранее материал и отвечают на вопросы: план местности, глобус, карта, фотография, аэрофотоснимок…
| ||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||||
Деятельность учителя Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока. Предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение. Определите, о чём в нём идёт речь? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока. Слайд 2: Он на листок бумаги похож Нашей Земли очень умный чертеж Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на карте, и страны… Что это? Помогает обучающимся в формулировании темы урока. | Деятельность обучающихся Слушают стихотворение, определяют о чём в нём идёт речь и формулируют, совместно с учителем, тему урока. | ||||||
3. ЭТАП целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||||
Деятельность учителя Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Слайд 3: Я утверждаю, что, отправляясь путешествовать, каждый человек должен взять с собой глобус! Вы согласны? Почему?
Слайд 4: Географическая карта — особый источник информации.
| Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное — осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.
| ||||||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; | |||||||
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.
Слайд 5: План работы на уроке. Помогает обучающимся составить план работы, корректируя план, предложенный обучающимися. Озвучивает план работы на уроке. | Деятельность обучающихся Работа по парам. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности, выбор источников информации, необходимых для открытия «нового» знания. Записывают план работы в рабочую карту урока. | ||||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; | |||||||
Деятельность учителя Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? 1. Географическая карта. Формулирование понятия «Географическая карта». Первое, что нам необходимо сделать, это сформулировать понятие «географическая карта». Эвристическая беседа:
Слайд 6: Таким образом, географическая карта – это: изображение земной поверхности (или её частей) — на плоскости; — в масштабе; — с помощью условных знаков Формулируем понятие «географическая карта». Географическая карта – это изображение земной поверхности на плоскости в масштабе при помощи условных знаков.
Запишите определение понятия «географическая карта» в рабочий лист. Слайды 7 — 9: 2. Проекции карт. Вопрос: Где поверхность Земли изображена более точно: на глобусе или карте? Обоснуйте своё мнение. Работа с учебником по плану:
Интерактивная карта полушарий (открывается по гиперссылке) 3. Из истории географической карты. Слайды 10 — 22: Задание: Во время просмотра презентации, впишите недостающую информацию в рабочую карту урока (раздел «Дополните предложение). 4. Многообразие карт. Слайд: 23 Задание: Используя текст учебника на стр. 55-57, определите, по каким признакам делят на группы географические карты, заполните таблицу. Слайд: 24 — 25.
| Деятельность обучающихся
Осмысливают вопросы, добывают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют понятие «географическая карта». Записывают понятие в рабочий лист.
Сравнивают собственную формулировку понятия «географическая карта» с формулировкой, данной в учебнике.
Осмысливают вопросы, добывают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Дают развёрнутый ответ. Обнаруживают отличия изображения поверхности Земли на глобусе и карте. Приходят к пониманию причин искажения изображения земной поверхности на плоскости. Работая, с текстом учебника, находят формулировку понятия «проекция». Записывают понятие в рабочий лист. В процессе работы с иллюстрациями учебника, знакомятся с видами проекций. Смотрят презентацию. Знакомятся с наукой картографией, историей географической карты. Работают в рабочей карте урока. Дополняют предложения. Осмысливают вопросы и отвечают на них. Обнаруживают сходства и различия карт. Классифицируют карты по охвату территории, масштабу и назначению. Работают в рабочем листе. Оценивают правильность своих выводов, решений. | ||||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||||
Деятельность учителя Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества — работы в группах. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу. Викторина. За каждый правильный ответ группа получает жетон. Участники группы, набравшие наибольшее количество жетонов, получают оценку «5», остальные по убывающей. Слайды 25 — 34: Вопросы викторины: 1. К каким картам относится карта на стр. 14-15 атласа по назначению? 2. К каким картам относится карта на стр. 14-15 атласа по масштабу? 3. К каким картам относится карта на стр. 14-15 атласа по охвату территории? 4. К каким картам относится карта на стр. 16-17 атласа по назначению? 5. К каким картам относится карта на стр. 16-17 атласа по масштабу? 6. К каким картам относится карта на стр. 16-17 атласа по охвату территории? 7. К каким картам мы можем отнести туристическую карту Ростовской области по назначению? 8. К каким картам мы можем отнести туристическую карту Ростовской области по охвату территории? 9. Изображение земной поверхности на плоскости в масштабе при помощи условных знаков – это … 10. Способ перехода от изображения на шаре к изображению на плоскости – это … 11. Компьютерная карта с таблицами, текстовым материалом, программами для построения схем и графиков – это … По картам на стр. 56 учебника. 12. По какой из карт можно узнать, где находится государство Ангола? 13. По какой карте мы можем определить районы выращивания финиковой пальмы? 14. По каким картам мы можем определить, на территории какого государства находится вулкан Килиманджаро? 15. Кто был создателем первого в мире географического атласа? Слайд 36: Спасибо всем за хорошую работу! | Деятельность обучающихся Работа по группам (4 человека). Осмысливают вопросы, добывают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Дают развёрнутый ответ. Оценивают правильность своих ответов и ответов одноклассников. | ||||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Слайд 37: «До чего люди любят карты и планы! А почему? Да потому, что там, на картах и планах можно потрогать север, юг, восток и запад рукой, а потом сказать: вот мы, а вот Неизвестное, мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Жюль Верн Как вы понимаете это высказывание? Слайд 38: План урока. — Какова тема нашего урока? — Какие цели мы наметили в начале урока? — Удалось ли их выполнить? — Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? — Как вы оцените свою работу на уроке? Закончите высказывание: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Было трудно… • Я выполнял задание… • Я понял, что… • Теперь я могу… • Я почувствовал, что… • Я приобрел… • Я научился… • У меня получилось… • Я смог… • Я попробую… • Меня удивило… • Урок дал мне для жизни… • Мне захотелось… | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы одноклассников, участников группы. Отмечают самую активную группы.
| ||||||
8 ЭТАП Домашнее задание. §10, 11 учебника (читать и пересказывать); на «3» — задание1, на «4» и «5» — задания 1, 2 на стр. 30 рабочей тетради. |
4