Технологическая карта по географии «Географическое положение и история исследования Антарктиды» 7 класс

Черемискина Екатерина Дементьевна

учитель географии МБОУ «Большеусинская СОШ»,

Куединского района




Технологическая карта изучения темы


Предмет

география

Класс

7

Тип урока

урок открытия нового знания


Технология построения урока

проблемно-диалогическая


Тема

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями об особенностях географического положения материка и исследователях Антарктиды

Основные термины, понятия

Покровный ледник, береговая линия.



Планируемый результат

Предметные умения

— иметь представление о размерах материка;

— уметь показывать материк, называть особенности его географического положения;

— иметь представление об исследователях материка;

— уметь выполнять задания по контурной карте.












Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в атласе, тетради, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .



Технология изучения


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный

Приветствие учителя:

— Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов.

Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку?


Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей.


II.

Актуализация опорных знаний


Создание проблемной ситуации

Задание с удивлением.

Чтобы определить, какой материк мы изучаем, я предлагаю прочитать небольшое описание на ваших столах. Определите, о каком материке можно так сказать?




А все ли вам уже известно об Антарктиде? Учитель знакомит с листом оценивания.

Нужно отметить, на какой ступеньке знаний вы находитесь..

На столах разложены тексты с описанием материка. Обучающиеся в парах определяют название данного материка.

Текст: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом.»

Учащиеся называют материк – Антарктида.

Нет.



Оценивают себя. Отмечают на листе оценивания.

III.

Постановка проблемы

Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (цели урока).

Для того чтобы узнать, что мы будем изучать сегодня, предлагаю к вашему вниманию несколько иллюстраций.

На слайде представлены разные путешественники, скажите, что между ними общего?

На слайде показан список морей, мысов, океанов, островов. Как вы думаете, почему все эти объекты здесь зафиксированы?



Ребята, как вы думаете, почему этот материк был открыт позже всех остальных?



Учитель фиксирует на доске

Давайте запишем тему урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».









Возможный ответ учащихся:

Представлены исследователи Антарктиды

Возможно, это объекты, которые находятся рядом с материком.





Ответ вызывает затруднение. Выдвигаются самые разные гипотезы: далеко, холодно и т.д.







Познакомиться с путешественниками-первооткрывателями Антарктиды, исследованиями которые проводятся сейчас. Узнать где они жили? Какие открытия были ими сделаны? Познакомиться с особенностями положения материка.



Учащиеся записывают тему урока

IV. Открытие нового знания

Работа с текстом учебника.

Прочитать стр.5-9 (учебник Домогацких Е.М.)

Выясните, кто первым сделал попытку открыть материк?

Получилось ли у него это сделать?

Как вы думаете, почему нет?

А кто же смог добраться до шестого материка?

Записываем фамилии русских путешественников и год открытия материка.



По тексту учебника составить таблицу «Исследования материка», состоящую из трех колонок: дата, фамилия и имя исследователя, вклад в изучение.



Проверка таблицы:

На доске в хаотичном порядке приклеены имена путешественников и другие названия, необходимо восстановить соответствие.



Ребята, мы только что познакомились с исследователями материка. А какой это материк? Мы только знаем, что он покрыт льдом. А какой он по величине?

Чтобы проверить свои предположения, что можно сделать?







Много ли географических объектов окружают материк?



Называют имя Джеймса Кука.

Нет.

Наверное, не хватило смелости плыть среди льдов.

Русские моряки.

Запись в тетради.



Работа в парах, по учебнику.









Предполагают, какое место среди материков занимает Антарктида по площади.


Измерить материк по карте и узнать его площадь, затем сравнить с площадью других материков. Выполнение измерений. Сравнивание с данными других материков (дополнительный справочный материал на столах обучающихся).

Используя атлас, анализирую береговую линию материка.

V.

Первичное закрепление


Ребята, предлагаю выполнить небольшой тест в завершении нашего урока и поработать с контурной картой.

На слайде представлен текст с пропущенными словами, необходимо вставить слова.

«Антарктида была открыта в _________г экспедицией под руководством _______________________________. Южный полюс был впервые покарен экспедицией ____________________ в _______г.»



На слайде представлены объекты которые необходимо нанести на контурную карту: МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса ЗЕМЛИ: Уилкса, Виктории, Мэри Бэрд, Александра I, Королевы Мод ОСТРОВА: Юж. Шетландские, о.Скотта, Антарктический полуостров, Шельфовый ледник Росса, Южный полюс, Южный магнитный полюс.



Фронтальная работа (хором).







Индивидуальная работа по картам.

VI.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы открыли для себя новые знания, скажите мы ответили на поставленные вопросы, соответствует ли результат цели? Что было сложно.



Спасибо, за работу, сейчас мне вновь хочется вернуться к вашему оценочному листу и отметить на какую ступеньку вы сейчас поднялись или может остались на прежнем уровне? Надеюсь, что все продвинулись и получили от урока много новых и полезных знаний.



Домашнее задание: параграф 33



Познакомились с исследователями и географическим положением Антарктиды. Узнали, что первооткрывателями этого материка стали наши русские путешественники – очень смелые люди.





Оценивают себя.


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Антарктида. Открытие и исследования" 7 класс


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: