Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г.Комсомольска-на-Амуре
Автор:
Лярская Ирина Сергеевна
Адрес: 681029
Хабаровский край
г.Комсомольск-на-Амуре,
ул. Советская д.30/2, кв. 24
Тел. 25-66-50
2013
10 | |
Предмет: | География |
Тема урока: | Зарубежная Европа |
Продолжительность урока: | 45 минут |
Тип урока: | Обобщение и систематизация знаний |
Уровень преподавания: | базовый |
Цели и задачи:
| Образовательные: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о Европе. Развивающие: развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций. Воспитательные: повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном регионе, внимательное отношение к природе, формирование мировоззрения, оценочного суждения. |
Методы и формы обучения: | репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. |
Оборудование, методическое обеспечение урока: | компьютеры, мультимедийная презентация урока, политическая карта Европы, интерактивная карта Европы. |
Литература: | учебники В.П. Максаковского «География 10 класс», атласы |
Межпредметные связи:
| Новейшая история (Изменения на политической карте), Физическая география (Полезные ископаемые), Основы права. Культурология. Литература. Информатика. |
Предполагаемые результаты урока: | Понятия и представления: историко-культурные и историко-географические регионы мира, материальные и культурные ценности различных территорий, специфические черты географии населения и хозяйства отдельных стран и регионов. Модели развития. |
План урока:
Организационный момент.
Целеполагание. Мотивация.
Повторение и систематизация знаний.
Коррекция, обобщение знаний учащихся.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Преподаватель проверяет подготовку учащихся к уроку и посещаемость.
2. Целеполагание. Мотивация.
Девиз: «География – наука путешествий и открытий» ( на доске)
Эпиграф:
Европа
Как средиземный краб или звезда морская,
Был выброшен последний материк.
К широкой Азии, к Америке привык,
Слабеет океан, Европу омывая.
Изрезаны ее живые берега,
И полуостровов воздушны изваянья;
Немного женственны заливов очертанья:
Бискайи, Генуи ленивая дуга.
Завоевателей исконная земля-
Европа в рубище Священного союза-
Пята Испании, Италии Медуза
И Польша нежная, где нету короля.
Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта
Гусиное перо направил Меттерних,-
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта!
Осип Мандельштам
Преподаватель: -Ребята, мы изучили особенности природы, хозяйственной деятельности населения Европы.
Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать полученные знания и будем применять их на практике. Итак, мы отправляемся в путешествие по Европе. Путешествие мы осуществим двумя «группами туристов» (командами). О том, насколько каждая из команд подготовлена к путешествию, и какую компетентность проявит при путешествии, мы узнаем из выводов жюри.
Состав жюри: преподаватель географии, преподаватель информатики, «представители таможни и турагенства».
А чтобы у вас был дополнительный стимул, знайте, что в конце нашего урока команда-лидер получит компакт-диск об одной из стран Европы. Это позволит вам совершить виртуальное путешествие и поближе познакомиться с Западной Европой. Деление на команды (команды дают себе название).
3. Повторение и систематизация знаний по теме «Зарубежная Европа»
Преподаватель: — Но совершить наше путешествие невозможно, не имея карты.
Задание 1. «Собери карту Европы».
Из частей (пазлов) собрать карту стран Европы.
Учащиеся каждой команды, работая за компьютерами, собирают карту по ссылке . Побеждает команда, все представители которой правильно собрали карту за более короткое время.
Преподаватель: — Ребята, по количеству объектов Всемирного культурного наследия Европа занимает внеконкурентное первое место среди регионов мира. Большинство из них относится к эпохе Средних веков, но широко представлены также объекты эпохи Возрождения, Нового времени, античности, первобытности. (В.П.Максаковский «География 10 класс» стр 196).
Задание 2. «Расположи достопримечательности»
Из карточек (географических объектов) необходимо выбрать только те, которые относятся к данному региону Европы и распределить их по своему региону.(3 мин).
Географические объекты:
Здание ЕС в Брюсселе (Бельгия)
Фьорды (Норвегия)
Музей Vassa (Швеция)
«Викинги» (Дания)
Собор Александра I (Финляндия)
Здание городской ратуши (Швеция)
Памятник Русалочка (Дания)
Вулканы, гейзеры, льды (Исландия)
Башня Биг Бен (Великобритания)
Эйфелева башня (Франция). Версаль (Франция).
Памятник Штраусу (Австрия)
Брандербурские ворота (Германия)
Развалины Колизея (Италия)
Пизанская башня (Италия)
Собор св. Петра (Ватикан)
«Коррида» (Испания)
Собор Антонио Гауди (Испания)
Храм Святого Саввы (Югославия)
Акрополь (Греция)
Здание венгерского парламента в Будапеште.
Карлов мост (Чехия)
Киев-Печерская Лавра
Учащиеся, работая за компьютерами, выполняют задание № 2.
( приложение №2 , презентация игра «Распредели достопримечательности»)
Преподаватель: — Следующий конкурс определит ваше умение выделять главное и наиболее интересное о представляемом вами регионе. В ходе подготовки к конкурсу вам пришлось работать с разными источниками информации, (учебник В.П.Максаковского «География 10 класс», журналы «Вокруг света») использовать элементы медиатехнологии, приемы компьютерных программ («Кирилл и Мефодий: география»), Интернет (www. travelplanet.ru)
Все это будет оценено по итогам задания «Конкурс презентаций».
Задание 3. «Конкурс презентаций»
Представители команд выступают с презентацией регионов Западной и Восточной Европы (приложение №3, презентация «Интерактивная карта Европы»)
План презентации
ЭГП, общие сведения о стране.
Природа.
Культурные центры.
Обычаи.
Курорты
Календарь событий.
Кухня.
Преподаватель: — Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо не только хорошо владеть информацией о культуре, обычаях и исторических объектах нашего региона, но и знать, что лучше взять с собой в ту или иную страну, какие товары привезти из путешествия, как вести себя в трудных ситуациях и куда обращаться.
Оценить вашу компетентность в данных вопросах нам поможет «специалист из таможни».
Задание 4. «Таможня»
Вопросы специалиста:
-Как называется официальное разрешение на въезд в страну (Виза)
-Населенный пункт, где был подписан документ о безвизовом режиме некоторых стран Европы (Шенген)
-какие основные документы необходимо иметь при себе для поездки за границу (виза, загранпаспорт, валюта, медицинская страховка).
-валюта большинство стран Западной Европы (Евро).
-Какие государства, входящие в ЕС, не пользуются единой валютой.(Великобритания, Франция).
-Сколько стран можно посещать, путешествуя по Европе с французской визой (24 государства, которые подписали Шенгенское соглашение).
-Зачем необходимо иметь медицинскую страховку? (За границей медицины платная. Первая помощь оказывается бесплатно, последующие действие и лечение оплачиваются по страховому медицинскому полису)
-На какой срок дается Шенгенская виза (90 дней) (www. travelplanet.ru).
(приложение №4, презентация «Таможня»)
Преподаватель: -Ребята, для стран Западной и Восточной Европы характерен очень высокий уровень интеграции, международного сотрудничества. Все страны Европы связаны между собой многочисленными экономическими связями. И эти связи становятся все теснее.
О том, насколько участники каждой команды осведомлены об экономико-географической ситуации в Европе, мы узнаем по итогам конкурса «Ты мне, я тебе». Участники команд подготовили вопросы, опираясь на материал учебника (В.П.Максаковский «География 10 класс» часть 2, тема 6)).
Задание 5. «Ты мне, я тебе»
Конкурс вопросов «Ты мне, я тебе»:
I команда.
— В какой европейской стране основной религией является ислам?
(Албания)
— Самая большая страна зарубежной Европы
(Германия)
— Назовите северную точку Европы
(Архипелаг Шпицберген)
— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) включает только европейские страны?
(нет, в ее состав входят также США, Канада, страны СНГ)
— Какое полезное ископаемое добывается в Латарингском бассейне?
(Железо)
— К какой языковой семье относится большинство народов Европы?
(Индоевропейская)
— Назовите «горячую точку» в Великобритании
(Сев. Ирландия (Ольстер))
— Назовите страны Европы, входящие в «большую семерку» стран Запада
(ФРГ, Франция, Великобритания и Италия)
— Какая отрасль промышленности наиболее развита в Нидерландах, в районе Роттердама? (нефтепереработка)
— Почему отрасли легкой промышленности региона смещаются в Южную Европу?
(ориентируются на дешевую рабочую силу)
— Самый крупный морской порт не только Европы, но и мира
(Роттердам)
II команда.
— Назовите страну, которая раньше объединяла такие государства: Сербия и Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония.
(Югославия)
— Религия большинства стран Европы
(Христианство, католичество)
— Какое количество суверенных государств расположено в Европе?
(около 40)
— Назовите Южную точку Европы
(остров Крит)
— Где находится секретариат Совета Европы?
(г. Страсбург, Франция)
— Какие полезные ископаемые извлекаются в Североморском бассейне?
(Нефть, попутный нефтяной и природный газы)
— Назовите «Горячую точку» в Испании
(страна Басков)
— Что является ведущей отраслью промышленности стран Зарубежной Европы? (машиностроение)
— В каких странах Европы сосредоточены основные атомные электростанции? (Франция, Бельгия)
— Какие страны образуют главный «лесной цех» региона?
(Швеция, Финляндия)
— Какая транспортная новостройка Европы получила название «проект века»?
(Евротоннель под Ла-Маншем)
(Приложение №5, презентация конкурс «Ты мне, я тебе»).
Преподаватель: — Ребята как вы уже знаете, Зарубежная Европа была и остается главным регионом международного туризма. В 2000 г. количество интуристов достигло 400 млн. Здесь получили развитие все виды туризма, очень высокого уровня достигла «индустрия туризма». В качестве стран -лидеров международного туризма также неизменно выступают Франция, Испания, Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов. (В.П.Максаковский «География 10 класс» стр 196).
Ребята, к нам на урок пришел «представитель турфирмы».
Для работы фирмы ему необходимо собрать штат сотрудников, компетентных в вопросах географии туризма.
Задание 6. «Отгадай страну»
«Представитель турфирмы» задает вопросы, одновременно происходит демонстрация слайдов
«Представитель турфирмы»: -Я попрошу вас «отгадать» следующие страны:
— Культура этой страны подарила миру новеллу и гитару, дала ему фламенко и Пикассо, Дон Кихота и Дон Жуана, красавицу Кармен, гаспачо (род тюи) и выдумала некоторые из наиневероятнейших в мире, архитектурных сооружений. Влияние страны на искусство и дизайн XX века просто невозможно переоценить, и если всего этого недостаточно, то заметим, что жители страны любят отлично одеваться и имеют заразительное умение наслаждаться жизнью. (Испания)
— В столице этого государства около 80 театров и более 30 музеев, среди которых Британский музей, музей Виктории и Альберта, музей естественной истории, истории Лондона, истории имперских войн, детских игрушек, восковых фигур мадам Тюссо, галерея Тейн, национальная галерея, музей Шерлока Холмса и другие. Несомненная достопримечательность города – старейший в Европе метрополитен, который начал работать в 1863 г. (Великобритания)
— В 865 году норвежский викинг Флоуки Вильгельдарссон, поднявшись на одну из гор близ северного побережья открытого им острова, увидел фьорд, забитый айсбергами и назвал страну «Ледяная страна». Айсберги здесь редки, а вот ледники, соседствующие с вулканами, дело обычное. (Исландия)
(Приложение №6 конкурс «Отгадай страну»)
4. Коррекция и обобщение знаний.
Преподаватель сообщает учащимся какой уровень знаний они показали на уроке, на повторение какой темы необходимо обратить внимание, исправляет допущенные ошибки.
5. Подведение итогов урока.
Жюри присуждает места командам. Преподаватель выставляет оценки.
6. Домашнее задание
Составить электронные версии кроссвордов по отдельным странам Зарубежной Европы
11