Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 6
Учитель: Т.А. Соловых, МБУ лицей № 76 г. Тольятти
Тема урока: Земля и ее внутреннее строение.
№ урока по теме: урок №1 в разделе «Строение Земли. Земные оболочки»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: путем применения различных учебных элементов, добиться понимания детьми о внутреннем строении Земли и составе литосферы.
Задачи урока:
Образовательные: Изучить понятия: литосфера, земная кора, горные породы. Изучить состав литосферы, внутреннее строение Земли. Создать представление у учащихся о значении изучения земной коры человеком. Учить детей работать с физической картой полушарий, физической картой России, добывать знания из различных источников географической информации.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Планируемый результат: Учащиеся должны знать внутреннее строение Земли, состав земной коры, основные понятия темы. Уметь называть основные группы горных пород по происхождению.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, графическая, визуальная формы организации материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Учебник География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2012г.
2. Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина)
3. Атлас и контурные карты География.5 класс. ФГОС ДРОФА. ООО «Издательство ДИК», Москва. «Дрофа» Вертикаль.2012
4. Мультимедийная презентация
Планируемые результаты (формирование УУД) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Первый этап (определение темы урока, постановка цели и задач)
|
Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л).
Формулирование темы и цели урока (П).
Осознание цели урока (М) Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)
| Урок начинается с зачитывания стихотворения: Замечательно, друзья, Что наш дом родной — Земля. Никаких сомнений нету — Это лучшая планета! С голубым высоким небом, Зреющим на нивах хлебом, Широтою океанов, Высотою перевалов, Шумной жизнью городов, Тихим шелестом лесов. Травы, звери, птицы, люди, Всё, что было, есть и будет, Всё, что видим мы кругом — Это в космосе наш дом. Парамонова Ж. (слайд 1) Ведет диалог с учащимися: Автор такими красивыми словами описывает нашу планету. А какой вы видите нашу Землю? Что вы о ней знаете? Идут ответы и предположения учеников. Молодцы! Давайте будем говорить как настоящие исследователи – географы. И вспомним:
Молодцы! Посмотрите, вы хорошо ответили на поставленные перед вами вопросы, значит, у вас хорошие знания о форме и размерах Земли. — А кто-нибудь знает, что находится внутри Земли? (ответы) — Кто-нибудь догадался, какую тему урока нам сегодня предстоит изучить? Ведет диалог с учащимися: 2. Для чего нужно знать внутреннее строение Земли? 3. Какие источники информации мы будем использовать? Формулирует вместе с учащимися задачи урока: Изучить понятия: литосфера, земная кора, горные породы. Изучить состав литосферы, внутреннее строение Земли. Создать представление о значении изучения земной коры человеком. Научиться работать с физической картой полушарий, физической картой России, добывать знания из различных источников географической информации. |
|
Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности)
|
Извлечение необходимой информации. (П)
Понимание возможности различных позиций и точек зрения.
| И на этом уроке я предлагаю вам отправиться вглубь Земли.
Первая станция нашего путешествия называется: «Ассоциация» — опираясь на тему урока, в рабочих тетрадях запишите слова, словосочетания, знакомые вам до изучения новой темы.
Вторая станция : «Гипотеза» Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Вопрос:: С помощью каких методов ученым удалось узнать о внутреннем строении Земли? (Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество).
Станция « Исследовательская» Задание: Найти в учебнике и подчеркнуть карандашом методы исследования внутреннего строения Земли. В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом. Посмотрим на рисунок (слайд № 4). Назовите, из каких частей состоит внутреннее строение Земли? Найдите в тексте учебника стр.45 информацию о строении земной коры. Перечислите внутренние части Земли.
Учитель демонстрирует видео «Внутреннее строение Земли» Объясните различия между материковой и океанической земной корой, используя рисунок на слайде №5,11 Учитель: Мы долго занимались исследовательской работой и поэтому я вам предлагаю немного отвлечься от умственной работы и выполнить физкультминутку (слайд 6): (звучит музыка)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим и для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу. В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки! Хоть приятно разминаться. Вновь поря нам заниматься!
Станция «Составляйка» Группы получают индивидуальные задания: Заполните кластер, используя текст учебника по §14 ( приложение 1) 1 группа- внутреннее строение Земли; 2 группа –Земная кора; 3 группа –группы горных пород по происхождению; Затем после заполнения схем, выходит представитель от группы и заполняет схему на доске( слайд12), сопровождая ее рассказом.(Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов 7-11) Учащиеся других групп зарисовывают схему к себе в тетрадь. Таким образом, в тетради будет составлен опорный конспект по изучаемой теме.
|
Для работы используют текст учебника стр.115, п.2, физическую карту полушарий, стр.24-25 атласа.
Работают с текстом учебника и презентацией, составляют устный ответ
Выполняют практическую работу индивидуально с дальнейшей взаимопроверкой в группах.
|
Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)
|
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. (К) Рефлексия своих действий (Л)
Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе (М) Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р)
Умение систематизировать знания по теме «Внутреннее строение Земли»
Умение отвечать на вопросы -умение спрашивать, — умение управлять (М) | Учитель подводит итоги урока: Что же мы узнали на уроке? 1.Что мне известно по данной теме 2. Что нового я узнал Заслушивает ответы учащихся
Выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. • Отметить учеников, которые быстро работали с текстом учебника. • Отметить учеников, которые хорошо работали у доски. • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
п.14, выполнить задания в рабочей тетради стр.63-65; Слепить из пластилина внутреннее строение Земли (творческое задание по выбору).
|
Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. |