МБОУ Отрадовская СОШ, Азовский район, Ростовская область
Учитель первой категории Косивченко Ю.И.
Тема урока: «Человек и Антарктида»
Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока — урок-экспедиция.
Цели урока:
Расширение географической картины мира каждого ребенка.
Знакомство учащихся со значением исследований в Антарктиде.
Продолжение формирования экологического мировоззрения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с необходимостью исследований Антарктиды и ролью холодного континента в жизни всей планеты;
закрепить знания о природе Антарктиды.
2. Воспитательные:
формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты;
формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность.
3. Развивающие:
учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся;
умение работать с дополнительными источниками информации;
развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих заданий;
продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно — следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование урока:
ПК и проектор
настенная географическая карта Антарктиды;
учебник географии для 7 класса. В.А. Коринская, И.В. Душина «География материков и океанов. 7 класс», Дрофа, М. 2012 г;
атлас и контурная карта ;
настенная таблица «Изучение Антарктиды»;
инструктивные карточки — задания для групп;
запись мелодии «звуки океана».
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент. | Объявление темы урока. | Осознание полученной информации. |
2. Актуализация и целеполагание. | Информационное сообщение о научных станциях на материке. Размышления о необходимости изучения Антарктиды. | Осознание полученной информации и поиск предположений о необходимости присутствия человека в Антарктиде. |
3. Усвоение учебного материала, необходимого для решения географической задачи. | Дает задание найти в учебнике информацию об изучении Антарктиды. | Повторение пункта «Значение изучения Антарктиды». Обмен мнениями. |
4. Применение умений и знаний. | Консультация учащихся, действенная помощь в организации работы группы. | Работа в группах над географической задачей. Группы учащихся ищут ответы на вопросы, поставленные в задании. |
5. Обсуждение результатов. | Организация обсуждения полученных результатов. | Выступления учащихся и обсуждение полученных результатов. |
6.Информация о домашнем задании. | Информирует учащихся о домашнем задании. | Запись домашнего задания. |
7. Рефлексия. | Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся. | Работа над формированием главного вывода урока. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и напоминает им о том, что каждый из нас является жителем какого – либо материка мира. На каком материке живем мы с вами? Евразия! А ведь есть на планете материк, у которого нет постоянных жителей – это Антарктида! Где же она находится? Дети отвечают на этот вопрос с использованием знаний о географическом положении материка. А один из исследователей сказал так:
«И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край».
А.М. Гусев, современный исследователь Антарктиды.
И все-таки человек начал свои взаимоотношения с ледовым материком задолго до его открытия. Сначала Антарктида «пряталась» от человека. Кто ей в этом помогал? Да, льды, холода и штормы океанов, омывающих материк.
Кто же сумел открыть материк? Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1821 году. Как вы думаете, сильно ли Антарктида изменилась с тех пор? Она осталась все такой же …холодной, морозной, белоснежной, ледяной и манящей. А каковы ваши представления об этом материке? Придумайте свои синонимы к слову « Антарктида». Звучат ответы учащихся о самых интересных для них особенностях природы Антарктики.
А человечеству небезразличен этот холодный и суровый край. Сегодня на уроке мы и поговорим на тему « Человек и Антарктида».
Выясним, почему она так нужна человечеству.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Учащиеся просматривают видеофрагмент о научных станциях материка.
Учитель просит детей высказать свои предположения о том, почему развернута такая масштабная научная работа на материке? Дети высказывают свои предположения. А подтвердить их предстоит, прочитав внимательно пункт « Значение современных исследований Антарктиды» с. 200.
3. Работа с текстом учебника.
Учащиеся, прочитав указанный текст учебника, добавляют к высказанным ранее предположениям о значении изучения материка новые факты.
Учитель: « Антарктиду изучают для выяснения особенностей ее природы, поиска полезных ископаемых, и это все необходимо человечеству. А еще Антарктида делает человека более человечным. Учит его бережно относиться к человеку и природе
4. Решение географической задачи.
Для применения полученных умений и знаний учащиеся выполняют задания. Учитель сообщает ребятам о том, что все больше стран мира интересуются исследованиями Антарктиды и изыскивают возможности построить на материке свою научную станцию. А для этого требуются специалисты. Оказывается, они есть у нас в классе. Класс делится на три группы. Группы ребят получают задания следующего содержания.
Группа «Аргентинцев» получает задание следующего содержания:
Ученые Аргентины заинтересованы в строительстве научной станции в Антарктиде. Их очень интересует вопрос образования и поведения льдов и айсбергов. Станцию планируется разместить в пределах кратчайшего расстояния от территории Аргентины. Проведите исследовательскую работу и заполните таблицу. Для работы используйте дополнительный материал.
Дополнительный материал.
Если внимательно посмотреть карты Антарктиды, изданные в разные годы, а также снимки, принимаемые с искусственных спутников Земли, то можно обнаружить много мест, где положение береговой линии с течением времени меняется. Это явление особенно характерно для шельфовых ледников. Интенсивно отступают ледяные берега Антарктиды и там, где ледниковый покров не плавает, а лежит на грунте. Так, заметно отступил ледяной берег в районе Молодежной и Мирного, и там, где раньше к ледяному барьеру могли свободно швартоваться экспедиционные корабли для разгрузки, теперь глубины уже недостаточны. В этих районах замечено, и уменьшение толщины ледникового покрова… Все это является следствием изменения климатических условий.
По Л. Дубровину.
Группа « Индонезийцев» получает задание следующего содержания:
Ученые Индонезии заинтересованы в строительстве научной станции в Антарктиде. Их очень интересует вопрос изменения климата планеты. Станцию планируется разместить в пределах кратчайшего расстояния от территории Индонезии. Проведите исследовательскую работу и заполните таблицу. Для работы используйте дополнительный материал.
Дополнительный материал.
30 ноября 1958 года в районе залива Мак — Мёрдо на базе Скотта, шел дождь. Это явление крайне редко наблюдается за Южным полярным кругом.
Летом в Антарктиде в полночь солнце, едва коснувшись белизны горизонта, снова поднимается. Но что это? На горизонте два солнца! На небольшом расстоянии одно от другого. И не поймешь, какое настоящее, какое ложное! Это явление природы хорошо знакомо полярникам. Объясняется это неодинаковой плотностью слоев воздуха в небольшом приземном слое атмосферы. Лучи света, идущие от солнца преломляются под разными углами в слоях разной плотности, и поэтому предметы сильно искажаются, двоятся, троятся и т.д. Вот поэтому и появляются на горизонте два солнца.
(по разным источникам.)
Группа экологов получает задание следующего содержания:
Определите и запишите общие правила поведения туристов и ученых на материке Антарктида.
Ответьте на вопрос. Почему в Антарктиде зоны усиленной охраны и первоочередной защиты природы находятся в районах повышенного научного интереса?
Оцените предлагаемые ребятами проекты. На какой станции вы хотели бы побывать?
Дополнительный материал.
В 1959 году был подписан Международный договор об Антарктиде. По этому Договору на материке запрещено проводить любые действия военного характера, в том числе испытания любого вида оружия. Договор создал базу для международного сотрудничества ученых разных стран в исследованиях Антарктиды, для сохранения ее природы.
Учащиеся получают рабочие листы и консультацию учителя.
Рабочий лист группы.
Задача | Выполнение | |
Руководитель | 1. Распределяет роли внутри группы. 2. Консультирует и осуществляет общий контроль. 3. Выступает перед классом, защищает работу группы. | Название станции. |
Топограф — картограф | 1. Определяет координаты точки, выбранной для строительства. 2. Наносит координаты на карту. |
|
Инженер — строитель | 1. Определяет тип станции (внутриконтинентальная или береговая), из чего может быть сооружена. 2. Определяет возможные сроки строительства. |
|
Научные работники | 1. Выбирают темы исследований. (не менее четырех) |
|
Менеджер по туризму | 1. Определяет объекты, которые могут посетить туристы. |
|
5. Обсуждение результатов работы.
С результатами работы своих групп выступают руководители групп. И получают оценку экологов, которые выступают главными экспертами. Учитель обращает внимание детей на то, что материк сегодня посещают не только ученые, но и туристы! Возможно ли такое?
Оказывается, уже да! Просмотр видеоряда о развитии туризма на материке.
6. Домашнее задание.
Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания:
Отметить на контурной карте предполагаемые станции и маршруты экспедиции вашей группы.
Ответить на вопрос № 5,6 с.201. учебника.
Рассказать своим родителям о том необычном, что вы узнали на уроке.
7. Рефлексия.
Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли Антарктида человечеству? Как должен относиться человек к такому далекому и такому необходимому ему материку? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель еще раз обращает внимание детей на высказывание А.М. Гусева об Антарктиде.
Выставление и комментирование оценок.