Технологическая карта урока географии по ФГОС (урок открытия новых знаний)
Тема урока: Полезные ископаемые
Класс: 6
Предмет: География
Тип урока: (по целям) изучение нового материала
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексия с элементами экологического тренинга)
Методы урока: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.
Цели урока:
а). образовательные:
— ввести, сформировать понятие «полезные ископаемые», «топливные», «рудные», «нерудные» и «геология».
— способствовать формированию знаний о полезных ископаемых.
— Закрепить знания о группах полезных ископаемых, о их свойствах о их использовании и способах добычи.
б). развивающие:
— продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии;
— совершенствовать навыки взаимоконтоля и самоконтроля;
— стимулировать стремление к познанию и любознательность.
в) воспитательные: формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Домогацких Е.М., и др., (М.: «Русское слово», 2012г); рисунки, схемы: магматические горные породы, конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, проектор и компьютер.
Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.» К.Г.Паустовский.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Время проведения: 40 минут.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организацион-ный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения».
| Подготовка класса к работе. Поднимают смайлики( красный-хорошее настроение, зелёный- грустное, синий-безразличное) | Личностные : самоопределение; « я и другие люди» регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. -Прошу выбрать капитанов команды и ппридумать название. -Сегодня мы с вами совершим ппутешествие. Отвечая на вопросы, ввыполняя задания, члены каждой команды ззаработают за каждый верный ответ 1 жетон, себе и команде. Капитан будет вести ббортовой журнал путешествия, куда знапишет фамилии и имена членов команды и будет отмечать заработанные вами жжетоны. Оценку «отлично» получит тот, ккто наберет больше жетонов, оценку «хорошо» получит тот, кто по количеству жжетонов будет на 2 месте и оценку «удовлетворительно» получит тот, кто по кколичеству жетонов окажется на 3 месте. ККапитанов прошу заполнить журнал и ддоложить о готовности команд. -Желаю Вам приятного путешествия! | Записываются в бортовой журнал членами команды. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. ……отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны. |
познавательные: логически из полученного слова и определений, которые использовались для решения кроссворда выделить мысль, что породы имеют разные свойства. |
3. Постановка учебной задачи
| — Представьте себе, что из космоса на Землю летят наши космические корабли. Чтобы увидели не только мы, но и другие пришельцы (инопланетяне), приближаясь к Земле? Задает учащимся вопросы, о внешних оболочках земли: (фронтальный опрос) — Назовите оболочку Земли, где образуется облака, туманы, осадки и северное сияние? Что такое атмосфера? (команда №1) — Назовите оболочку Земли, состоящих из горных парод и минералов? Что такое литосфера? (команда №2) — Наши корабли видят: океаны, моря, реки, озера, как называется эта оболочка земли? Что такое гидросфера? (команда №3) Учитель раздает каждой команде на карточках творческое задание (на знание изученного материала (Приложение №1) Наблюдает за работой ребят и по ее завершении предлагает каждой команде прикрепить свои работы на доску. -Подберите слово похожее по смыслу к слову нужное, необходимое? (синоним) –искать, копать в земле? И что получилось Необходимое нужное искать копать. (где в земле) Как звучит тема сегодняшнего урока? Проблема: Где же расположены полезные ископаемые и где их используют? | атмосфера (воздушная оболочка земли) команда №1; литосфера (твердая оболочка земли) команда№2; гидросфера (водная оболочка земли)команда№3; Творческая работа по изученному материалу (команды). Выполненную работу учащиеся прикрепляют у доски. (полезные) ответы детей (ископаемые) ответы детей «Полезные ископаемые» ответы детей
Формулируют (уточняют) тему урока: Полезные ископаемые. Ставят цели: узнать какие полезные ископаемые есть в нашей стране и в нашей области; виды полезных ископаемых. | Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические— формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Рассказ учителя об основных полезных ископаемых, видах, в зависимости от их использования. Основные месторождения полезных ископаемых (показ слайдов). Работа с учебником. Откройте страницу 88-89 учебника и выпишите основные группы полезных ископаемых. Словарная работа: геология – изучающие горные породы и минералы. | Выписывают основные группы полезных ископаемых (работа с учебником). | Регулятивные : планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, и обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление
6.Физминутка 7.Самостоятельная работа. | Работа в группах. Сейчас, мы с вами будем геологами, которые открыли большие залежи полезных ископаемых и будем их исследовать. Сейчас каждая группа получит коллекцию горных парод и минералов и выполнит практическую работу. (Приложение №2) Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы. Географическая физминутка. Индивидуальная работа. На контурной карте условными знаками нанести основные месторождения нефти, газа, угля, железной руды, золото и алмазов. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие – в их происхождении. Работают в группе, совещаясь заполняют таблицу.
Выполняют упражнения с учителем. Наносят на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых. Самостоятельная работа. Индивидуально выполняют данное задание на контурной карте. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные— умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
| Вопросы закрепление (на слайдах) | Ответы детей. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа» |
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
8.Домашнее задание: | Организует рефлексию. —Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как анализировать диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рад за вас и говорю спасибо.
Прочитать параграф 14 стр. 88-91 Ответить на вопросы и тесты. стр.92 Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…»
За урок все учащиеся получают по 1 оценке ( за характеристику горной породы в практической работе), некоторые получают ещё одну оценку за устный ответ и за кроссворд. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Звучит музыка, учащиеся выполняют на отдельных листах творческое задание.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование |