Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части»
ФИО педагога: Порватова Любовь Ивановна
Предмет: география
Класс: 6
Учебник: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс).
Тема урока: Обобщение темы «Мировой океан и его части».
Тип урока: урок обобщения.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения: диалогический, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, картографический, логический.
Программно-технические средства на уроке: физическая карта мира, ноутбук, мультимедийный проектор, колбы с разноцветной жидкостью, письменные принадлежности..
Цель урока: углубление и закрепление знаний о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для углубления и закрепления знаний о Мировом океане, его составных частях.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся
общеучебных умений – работа с контурными картами, анализ данных показателей, составление картосхемы;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира, контурная карта);
интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства доброжелательности друг к другу, положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы.
Формируемые результаты:
Предметные:
* умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях;
* развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы;
* отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Личностные:
* формирование ответственного отношения к учению;
* готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
* осознание ценности географических знаний о Мировом океане, как одного из важнейших компонентой географической оболочки.
Метапредметные:
* умение определять понятия по теме «Мировой океан и его части»;
* использовать приёмы обобщения;
* устанавливать аналогии;
* классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД:
* формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
* освоить информационно — технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
Коммуникативные УУД:
* формировать умение договариваться, находить общее решение;
* умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
* развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
* взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД:
* формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи цели на уроке.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I этап. Организационный момент. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Готовность к уроку.
| 3 мин. | Здравствуйте ребята, садитесь удобнее! (по группам). Я очень рада видеть вас! От всего сердца хочу подарить вам свою улыбку в надежде, что вы мне ответите тем же. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний урок нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умения, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте двигаться вперед и успех придет. Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, атлас, дневник, тетрадь, письменные принадлежности. | Приветствуют учителя, друг друга, гостей. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку.
| Коммуникативные УУД: создание благоприятного для обучения микроклимата.
ЛичностныеУУД: осознание ценности географических знаний о Мировом океане, как одного из важнейших компонентов географической оболочки.
|
II этап. Целеполагание. | 5 мин. | Проблемный вопрос, выход на тему урока. Создает перед учащимися проблемную ситуацию на осознание цели урока, предлагая определить значимые цели урока для каждого ученика: А зачем нам это знать? | Отвечают на вопросы. Выдвигают собственные гипотезы, обосновывают их. Учащиеся пытаются сформулировать цели и задачи урока.
Высказывание своих точек зрений, предположений для решения проблемы. | Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов Регулятивные УУД: определение степени успешности выполнения работы Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других;
|
III этап. Актуализация знаний. | 2 мин. | Создаёт ситуацию успеха. Стимулирует активное участие учащихся к углублению и закреплению материала. Подводит учащихся к решению проблемы. Организует деятельность по применению знаний, предлагает задания. |
|
|
IV этап. Повторение, углубление, обобщение и закрепление знаний. | 20 мин. | 1. Ребята, мы давно знаем, что мировой океан – это огромная вода. А какую часть Земной поверхности занимает Мировой океан (¾ земной поверхности, 71%)? А кто скажет, есть ли у океана более мелкие части? Задание на контурной карте: нужно проверить: из предложенного списка объектов выберите и подпишите на контурной карте только те, которые являются частями Мирового океана.
Физминутка. На сладе плавающие рыбки разного цвета. Каждая группа сначала движением глаз, а затем движением головы и шеи следят за рыбками одного цвета.
2. Молодцы, ребята! Мы немного отдохнули, т.к. поработали очень славно. Меня это очень радует. Я нашла в вас своих единомышленников. Но новая проблема появилась на нашем пути: наша планета существует уже более 4,5 млрд. лет. И почему то вода на планете не исчезает. Как разобраться в этом, конечно, поможете только вы. Я на вас очень надеюсь. У каждой группы на столе есть лист, на котором есть всего лишь небольшой участок земной поверхности. Вам надо восстановить схему процесса, обеспечивающего существование воды на Земле. | Учащиеся выполняют по вариантам задания на контурной карте. Проверяют правильность выполнения работы по критериям, которые даны на слайде. Проводят самооценку.
Учащиеся выполняют упражнение.
Учащиеся всей группой выполняют задание: составляют схему «Круговорота воды в природе». Каждая группа представляет свою работу, аргументируя свой вариант схемы.
| Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью определять из предложенного содержания составные части; формулирование и аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные УУД: Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о Мировом океане в целом и его частях в частности, повторение и закрепление знаний о круговороте воды в природе как о непрерывном процессе. |
V этап. Рефлексия (оценочная). Итог урока. Домашнее задание. | 5 мин. | Рефлексия. Ребята, сегодня мне с вами было приятно работать. Я в полной мере ощутила радость общения, познания, обучения и, конечно, радость победы. Если у вас такие же ощущения, то поднимите свои звездочки победы. Спасибо. Ну, а если кто-то немного огорчен, думаю, что география это такая интересная наука, что вы обязательно придете к своим победам. | Учащиеся соотносят информацию, полученную на уроке, и имеющиеся знания, идёт выработка собственной позиции, оценка процесса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
| Личностные УУД: учебно-познавательный интерес; самоопределение, самосознание. |
Литература:
1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс). Москва, «Просвещение», 2007 год.
2. Поурочные разработки по географии 6 класс. Н.А.Никитина. Москва, «Просвещение», 2007 год.
3. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 классы. С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова, «Глобус», Москва – 2007 год.
4. Р. Кузьмина Наблюдать, анализировать, делать выводы (N2/2013)
5. Газета «География» №10, 1996 год.
6. Я иду на урок географии (https://geo.1september.ru/).
7. https://www.grandars.ru/shkola/geografiya/mirovoy-okean.html