ТЕМА: БИОСФЕРА, ЕЁ ГРАНИЦЫ 6 класс
Учитель географии
первая категория
МАОУ СОШ №21
Недовесова Наталья Николаевна
Тип урока — изучение нового материала Цель:
Рассмотреть сведения учащихся об оболочках Земли; дать понятия о биосфере, как одной из оболочек земного шара, широтной зональности, высотной поясности.
развивать навыки работы с учебником, учить находить взаимосвязь между различными компонентами природы; работать над формированием логического мышления, развивать речь учащихся.
Воспитывать интерес к изучению предмета, желание познавать окружающий мир.
Орг. момент
Сообщение темы и целей урока
Что такое биосфера
Границы биосферы
Разнообразие живых организмов
Какие условия влияют на распространение организмов на Земле
Широтная зональность
Высотная поясность
Закрепление Домашнее задание
II Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, какие оболочки Земли вы уже изучили? (литосфера, атмосфера, гидросфера).
Сегодня на уроке мы начнём изучение ещё одной оболочки Земли- БИОСФЕРЫ. Изучение биосферы мы начнём с главного слова, которое является составной частью этой оболочки, а что это за слово, вы назовёте , разгадав ребус на доске.
Это слово-ЖИЗНЬ. Как вы думаете, почему со слова жизнь мы начинаем изучение с новой темы? («био»-жизнь, биосфера изучает всё живое).
Сегодня мы сделаем 6 шагов на пути изучения биосферы. И с каждым шагом вы будете получать новые знания. Давайте же посмотрим, что нас ожидает на пути:
ШАГ1. Что такое биосфера ШАГ2. Границы биосферы ШАГЗ. Разнообразие живых организмов
ШАГ4. Какие условия влияют на распространение организмов на Земле ШАГ5. Широтная зональность
ШАГ6. Высотная поясность
Кроме того, мы познакомимся с новыми понятиями, такими как: биосфера, широтная зональность, высотная поясность.
А ещё мы узнаем, какой вклад в изучение биосферы внесли учёные: Эрнест Зюсс, Владимир Иванович Вернадский, Александр Гумбольдт.
Итак, вы уже не раз сталкивались с таким понятием, как биосфера. Как бы вы своими словами дали определение, что такое биосфера?
Биосфера — своеобразная оболочка Земли, в которой обитают живые организмы.
Так, в 1875 году австрийский учёный Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного пространства, в которой существует жизнь.
Учение о биосфере создал русский учёный В.И. Вернадский. Давайте послушаем сообщение о В.И. Вернадском, а в тетрадь вы запишите основные понятия, интересные факты, которые вам запомнятся, и научные достижения Владимира Ивановича.
Сообщение учащегося о В.И. Вернадском. Давайте проверим, что вы записали.
Ещё одним достижением Вернадского является то, что он дал определение верхней и нижней границы биосферы.
Верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли. Нижняя граница проходит на глубине 3 км в земной коре.
3. Давайте ещё раз вспомним, какое ключевое слово лежит в основе биосферы? (жизнь)
Значит, что изучает биосфера? (живые организмы) А много ли живых организмов обитает на Земле?
Одновременно с человеком на Земле живёт несколько миллионов живых организмов. Разделим все живые организмы на четыре группы, для этого обратимся к учебнику стр.142 абз. 1.
БИОСФЕРА
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ БАКТЕРИИ
Физ. минутка
4. Мы определили, что в состав биосферы входят четыре группы живых организмов. Как вы думаете, одинаково ли распространены эти обитатели биосферы в разных уголках земного шара? Почему? (в разных уголках земного шара различные природные условия, или условия существования)
Давайте выясним, какие условия необходимы для жизни животных и растений. Учебник стр. 143 абз. 2 (температура, влажность, свет) Какие области на Земле имеют наиболее благоприятные условия для существования? (ближе к экватору)
Наименее благоприятные? (у полюсов)
Мы выяснили, что при движении от экватора к полюсу или наоборот природные условия изменяются. Это сказывается не только на разнообразии животного мира, но и растительного. Смена растительных сообществ связана с таким понятием, как ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ.
Прочитайте текст учебника стр.143 разд.З «Широтная зональность»,
затем дайте определение этого явления, пользуясь формулой:
Определение = ключевое слово + существенные признаки
Широтная зональность — смена природных зон, связанная с изменением
/
соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам.
Задание. 1. В этом же тексте найдите, какие природные зоны выделяют.
2. Рабочая тетрадь стр.80 № 2а). С помощью учебника стр.144 рис.93 перечислить природные зоны России при движении с севера на юг.
Природные зоны отчётливо прослеживаются на равнинах. В горах соотношение тепла и влаги меняется с высотой. Как? (температура понижается, осадки увеличиваются)
Смена растительных зон в горах называется высотная поясность.
Открыл её и описал немецкий географ А. Гумбольдт во время своего путешествие в Южную Америку. В тетради сделайте записи научных достижений А.Гумбольдта. Сообщение учащегося о А. Гумбольдте. III Закрепление.
Давайте вспомним всё новое, что мы узнали за урок. Определить какие из предложений верные, а какие нет.
Нижняя граница биосферы располагается на границе мантии и земной коры. (-)
Первыми на Земле появились животные. (-)
Условия существования организмов зависят от температуры, влажности и света. (+)
Главная причина широтной зональности — изменение соотношения тепла и влаги. (+)
Главная причина высотной поясности -увеличение количества осадков. (-) Домашнее задание
Параграф 46 (прочитать, ответить на вопросы) Рабочая тетрадь стр.80 № 1,2.