Тема урока: Единое государство в Китае.
Цель урока:
— познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древнего Китая, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представления о религиозных верованиях китайцев; подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретения китайцев.
— Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов; навыков соотношения исторических фактов во времени. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.
— Развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметныеразвитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.
Основные понятия, изучаемые на уроке: империя, император, конфуцианство.
Технологическая карта
Этап | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в мину- тах) | ||
учитель | учащиеся | |||||
1 | Оргмомент | Уметь готовиться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. |
| 1 |
2 | Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания | Организует отчёт консультантов | Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах |
| 1 |
3 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с настенной картой, осуществлять контроль результатов. | На экране записаны понятия: — Обратите внимание на записи, сделанные на экране.
-Для проверки результатов к доске идут работать два ученика | Сравнивают результат, работа в парах.
| Презентация | 7 |
4 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты |
| Выполняют задания, пытаются сделать вывод причинам такого изменения. |
| 2 |
5 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем |
| 2 |
6 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины | Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника
| Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки
| Учебник страница | 10 |
7 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Используются элементы гимнастики | Выполняют движения под руководством учителя |
| 1 |
8 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний.
Организует фронтальную работу по учебнику страница
| Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам
| Слайды презентации | 3
|
9 | Самостоятельная работа в парах | Умение работать в парах,оценивать результаты, оказывать и принимать помощь | Организует работу в парах | Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями. | Онлайн –карта «Древний Китай» | 6 |
10 | Коллективная работа с доской | Умение работать по настенной карте, применять полученные знания. | Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению. | Показать материк, на котором находится Китай, реки Янцзы и Хуанхэ | Онлайн –карта «Древнего Китая» | 5 |
11 | Дополнительные сообщения учащихся о возникновении верований у китайцев, изобретениях | Формирование интереса к предмету | Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении конфуцианства | Слушают сообщение об исторических сведениях |
| 3 |
12 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям |
| 2 |
13 | Инструктаж домашнего задания |
| Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж. | Задают вопросы по тексту заданий |
| 2 |
Организационный момент.
Мы продолжаем изучение Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока. 1 слайд.
Повторение.
Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.
? Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда. (Шелка).
Давайте вспомним о других странах и их изобретениях.
Вавилон | Египет | Финикия | Индия | |
Месторасположение | Междуречье | Африка | Восточный берег Средиземного моря | Азия |
Письменность | клинопись | иероглиф | алфавит | Каменные печати |
Крупнейшие реки | Тигр, Евфрат | Нил | ———— | Инд, Ганг |
Изобретения |
|
|
|
|
А теперь проверим, не ошиблись ли мы. 2 слайд.
Работа учащихся у доски. Задание: по картинкам, лежащим в конвертах определить какая иллюстрация относится к какой стране, и убрать лишнюю.
1 пакет: фараон, сфинкс, мумия, сатрапы, саркофаг, шадуф.
2 пакет: бог Брахма, джунгли, рупия, Будда, гадальная кость, раджа.
— Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?
— Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?
— Как и на чем писали во II тысячелетии до н.э. в Китае?
(Ответы учащихся и комментарии учителя).
На столах у учащихся лежат изображения части монет разной формы, на которых написаны даты.
Давайте вспомним, что нам расскажет номинал той или иной монеты.
Что произошло?
Объединение Индии в единое государство | |
612 г. до н.э. | Разрушение Ниневии – столицы Ассирии |
40 тысяч лет назад | Появление «человека разумного» |
10 тысяч лет назад | Появление земледелия и скотоводства |
1792-1750 гг.до н.э. | Правление Хаммурапи в Вавилонии |
538 г. до н.э. | Взятие Вавилона персами |
3000 лет до н.э. | Образование единого государства в Египте |
Около 2600 г до н.э. | Постройка пирамиды Хеопса в Египте |
Итак, каждый из вас заработал часть монеты. Только вот незадача, у вас нет ни одной единой монеты. ( Монеты надо объединить).
Новая тема.
1. «Первый властелин Цинь»
Почему надо так сделать? (развитие торговли – Великий шелковый путь)
3 слайд.
Работа с картами у доски, атлас, учебник.
Что препятствует объединению? Чтение учебника п.1
(множество воинственных племен).
Политика «Первого властелина Цинь» (рассказ о самом правителе, завоевательные походы)
рис | Групповая работа с дополнительным материалом |
слоновая кость |
рог носорога |
жемчуг |
Какие племена называют кочевые? (Работа со словарем?)
Работа с лентой времени. Р.Х.
300 г. 221 г.
— Что было раньше объединение Индии Ашокой или объединение Китая?
— Насколько раньше? (Работа учащегося у доски).
Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая.
Конфуций говорил: «Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться».
Император Цинь приказал сжечь конфуцианские книги и живыми закопал 460 ученых.
— Почему Конфуция почитали китайцы?
Запись в тетрадь: Конфуцианство – учение о добродетели.
Беседа о человечности и уважении к старшим, сравнение с христианскими заповедями.
2. Великая Китайская стена.
Чтобы удержать отвоеванные земли и обезопасить торговые пути от набегов началось строительство Великой Китайской стены.4 слайд.
Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы по ходу фильма. Если что-то не успеете выписать, не отвлекайте товарищей. После просмотра вы сможете помочь друг другу.
Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента. Работа по карточке.
Карточка №1
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения.5 слайд.
— Какой ценой доставалось могущество страны?
— Империя и император (работа со словарем)
Физкультминутка.
Для того чтобы держать огромную армию требовалось много средств. Все больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе.
Уже в наши дни крестьяне рыли колодец и нашли обломки глиняных статуй. Слухи об загадочных обломках дошли до Пекина и приехали археологи. То, что они нашли их поразило.
Видеофрагмент о терракотовой армии.
Здесь представлены воины всех рангов, от военачальника до простого воина. Каждый имеет свой неповторимый облик.
Рассказ о строительстве дворцов и смерти правителя.
— Почему же мощное и грозное государство, перестало существовать почти сразу после смерти правителя, мечтавшего править вечно? (Тяжелое положение народа).
Первичный контроль.
— Покажите на карте Великий шелковый путь, Великую Китайскую стену, реки Китая, моря, омывающие Китай.
— Что хорошего и плохого принесло Китаю правление ЦиньШихуана?
3. Изобретения древних китайцев.
Несмотря на все тяжести, выпавшие на долю народа, в это период времени, им делается много открытий и изобретений. 6 слайд.
-Производство бумаги.
— Компас.
-Шелк.
-Фарфор.
— Порох, таран.
-Чай.
Закрепление.
Если вы согласны с высказыванием _____, если нет
Самостоятельная работа с карточками, затем проверка рисунка.
В 221 г. до н.э. страну объединил правитель царства Цинь. ____
В 6 веке до н. э в этой стране жил Будда – основатель новой религии.
и т.д.
Рисунок должен выглядеть, например, _____
Домашнее задание.
§20,
Карточка. Допиши высказывание: Конфуций говорил: «_____это, то, что пугает людей. Но если она постигла меня….
Рефлексия.
Я теперь знаю…