Тема: Япония.
Цели урока:
Обучающие: сформировать у учащихся представление о Японии, её экономико-географическом положении, природных условиях и ресурсах, о населении и культурных традициях и хозяйств .
Воспитательные: осуществлять на данном материале умственное, нравственное, эстетическое воспитание, формировать общечеловеческое мировоззрение. На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий.
Развивающие: развивать навыки работы с картой, умение сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.
Проблемный вопрос: какие они японцы и в чём «экономическое чудо» Японии?
Тип урока: формирование знаний
КМО: атлас 10 класс, презентация «Япония» ,политическая карта мира.
Формы организации работы обучающихся: обучение в малых группах, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый.
Технологические особенности: на уроке используется компьютер, презентация.
Технологическая карта урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время | |
1.Организационный момент. | Приветствие обучающихся , проверка к готовности к уроку. | Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку. | 1 мин |
2.Восспроизведение опорных знаний | Назовите страны, которые расположены в Азии. Как мы видим стран в данном регионе много, но мы сегодня совершим увлекательное путешествие лишь по одной стране Азии. Что это за страна, попробуйте отгадать и назвать? «Страной восходящего солнца назвали соседи её , встаёт из –за моря здесь солнце, за горы садится оно». Итак, ребята, как вы догадались, речь пойдёт сегодня о Японии и тема нашего урока :Япония. | Показывают по карте регион Азия и называют страны Филиппины, Монголия и тд.
Япония. | 1мин |
3.Сообщение темы, постановка целей. | Тема :Япония,цель : изучить экономико-географическое и политико – географическое положение , население и культурные традиции, и хозяйство. (Демонстрация слайда 1).
| Слушают, смотрят слайд №1 презентации.
| 1мин |
4.Актуализация знаний | Японцы с древних времён называют свою страну Ниппон (или Нихон).это в переводе с японского языка означает 2 слова -солнце и основа. Отсюда и происходит название Японии, как страны восходящего солнца Одно из толкований древнего имени «Ямато», что означает «путь гор». Ещё Японию называют страной « наоборот». Если у европейцев траурный цвет считается чёрный. То у японцев — белый. По правилам этикета у нас мужчина подаёт пальто даме, у них- женщина, у нас правостороннее движение на дорогах в Японии -левостороннее. А какие у вас возникают ассоциации при слове Япония? Смогли бы вы сейчас ответить на вопрос: каие они японцы и в чём «экономическое чудо» Японии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня совершим путешествие в эту страну» восходящего солнца». | Слайд№2. Отвечают на вопросы? | 3 минуты |
5. Введение нового материала. | Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Каждая группа специалистов получает карточку с заданиями, которые необходимо выполнить с группой, с использованием опережающего домашнего задания.А я вас буду оценивать по следующим критериям: полнота и правильность ответов; умение делать выводы; умение работать по карточкам, карте, схеме. На работу в группах отводится 5 минут. 1.группа «географы», которые будут изучать ЭГП страны, «Политологи»- ПГП. 2 группа «демографы» и «культурологи» характеризуют население и культурные традиции Японии. 3 группа –«экономисты» — изучают экономику Японии.
По контурам(острова Японии и моря) составить на магинтной доске экономико –географическое положение Япони.
Беседа по вопросам.
Это страна по ЭГП ————— Назвать самые крупные острова в составе Японии__________ Площадь равна____________ Столица____________ С какими ядерными державами граничит ________ Какие территориальные претензии имеет к России___. Государственный строй___
Закрепление: (у всех обу-ся карточки 2-х цветов).
Я вам называю черты ЭГП. Если это положительные черты поднимаете карточку- красную, если отрицательные стороны- синию.
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, Но, что бы ужиться с ним, надо знать его характер.
2группа — характеризует население и культурные традиции Японии.
Пожалуйста послушаем сообщение о особенностях населения Японии.
Какие черты характера присущи японцам? Какие они японцы?
Вывод:блитц турнир.
3. Япония – это не только страна сплошной грамотности, высокой культуры, но и страна высокой индустрии с постиндустриальным типом экономики. После 2 мировой войны в хозяйстве Японии произошло настоящее «экономическое чудо».Быстрый выход побеждённой страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира- 3 место , уступает лишь США и Китаю. Почему стало возможным «японское» экономическое чудо»? группа – охарактеризовать Страна является крупнейшим финансовым центром мира, из десяти крупнейших банков мира шесть являются японскими.; доля средств выделяемых на НИОКР достигает 3%, это самая высокая доля в мире; по национальному доходу на душу входит в 20 эк.развитых стран. Не имея при этом практически своих минеральных ресурсов. Рассполагая крайне ограниченными с.Х ресурсами для сельско-хозяйственной деятельности , самообеспеченность сельско-хозяйственной продукцией составляет почти 50%.
Видеоролик «Рыбный рынок Японии». Рассмотрим схему «Экспорт и импорт Японии».
| Составляют контур и границы Японии и характеризуют экономико-географическое положение. Страна — архипелаг. Расположена на 4 крупных остравах: Хокайдо, Кюсю, Сикоку и Хонсю и более чем на 65оо мелких островов. Омывается Японским морем, Восточно-китайское море, Охотское море, с Россией — проливом Лаперуза.Удалена от мировых экономических центров. Минус:
нет
Демограф:Численность населения 127 млн чел.10 место в мире. .Япония-однонациональное государство 99% японцы),остальное населе-ние корейцы, китайцы и айны. Государственный язык-японский. Синтоизм национальная религия японцев, буддизм -2 религия Культуролог:Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего детства. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций. К числу таких традиций относятся: Кимоно,нецке, гейша,оригами, бонсай сумо,икебана,чайная церемония.(демонстрируют об-ся) Поднимают карточки по очереди , которые отражают черты японцев: Патриотизм; почитание предков, соблюдение чести семьи, элегантность и изящество, учтивость и вежливость,умение наслаждаться природой.
Слушают.
По картам дают характеристику отраслей специалицации с исспользованиеа презентации.
| 7 минут
7минут
7минут |
6.Обобщение,закрепление знаний. | В Древней Японии был такой ритуал:когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От проважающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега. Ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая в руках у проважающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем путешествие. Но мне бы хотелось с вами ещё встретиться..Возьмитесь за ленточки. От тех , кто держит красную ленточку, мне хотелось услышать, что нового интересного вы узнали сегодня?От тех , кто держит белую. Мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня.От тех кто держит жёлтую, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего урока? Сегодня мы побывали в удивительной стране- Япония. В которой наперекор природе не имея минеральных ресурсов, испытывая дефицит земельных ресурсов, народ смог таких экономических высот.. | Отвечают на вопросы. | 5минуты |
7.Анализ и оценка работы | Оцените свою работу по оценочным листам и поставьте себе оценку за работу на уроке. |
| 3 минута |
8.Домашнее задание. | Для дом.задания я вам предлагаю кроссворд»Япония». Если вы его разгадаете , то узнаете много нового ещё и неизвестного для вас. До свидания! Конничива! Спасибо! |
| 1минута. |
Тема: « Япония».
Цели урока:
Обучающие: сформировать у учащихся представление о Японии, её экономико-географическом положении, природных условиях и ресурсах, о населении и культурных традициях и хозяйстве.
Воспитательные: осуществлять на данном материале умственное, нравственное, эстетическое воспитание, формировать общечеловеческое мировоззрение. На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий.
Развивающие: развивать навыки работы с картой, умение сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.
Проблемный вопрос: Кто они «японцы» и в чём их «экономическое чудо»?
Тип урока: формирование знаний.
КМО: атлас 10 класс, презентация «Япония», политическая карта мира, видеоролик «Японский рыбный рынок».
Формы организации работы обучающихся: обучение в малых группах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод
Технологические особенности: на уроке используется компьютер, презентация «Япония», видеоролик « Рыбный рынок в Японии».
Технологическая карта урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время | |
1.Организационный момент. | Приветствие обучающихся, проверка к готовности к уроку. | Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку. | 1 мин |
2.Восспроизведение опорных знаний | Фронтальный опрос: Назовите страны, которые расположены в Азии.
| Называют страны. | 1мин |
3.Сообщение темы, постановка целей. | Сообщает тему, цели, задачи урока, эпиграф. (Демонстрация слайда 2, 3, ).
| Слушают, смотрят слайд №2, 3, . презентации.
| 2мин |
4.Актуализация знаний | Сообщение исторической справки о названии государства. Формирование заданий для работы в малых группах.( слайд № 4, 5,6) Создание групп. «Демографы»- изучают население Японии. « Экономисты» — хозяйство страны, « Социологи » -культурные традиции Японии, « геогрфы» -ЭГП иПГП государства. Каждая группа представляет свой материал после 5мин. | Слайд№4, 5,6. Отвечают на вопросы? Изучают план работы в своих группах. | 2 минуты |
5. Введение нового материала. | Заслушивание групп.: «географы», »демографы», «социологи», экономисты». |
| 25 |
6.Обобщение, закрепление знаний | Блицтурнир. Возвращение и решение проблемного вопроса. Рефлексия.
| Работа с каточками. Принимают участие, отвечают на поставленные вопросы.
| 8 |
7.Анализ и оценка работы
| Вывод. Оцените свою работу в оценочных листах.
| Оценивают свою работу в баллах.
| 3 |
8.Домашняя работа.
| Для дом.задания я вам предлагаю кроссворд»Япония». Если вы его разгадаете , то узнаете много нового ещё и неизвестного для вас. | Получают кроссворд по теме «Япония»
| 2 |
9.Организационное окончание урока. | До свидания! Конничива! Спасибо! |
| 1 |