Урок для 11 класса по теме: «Демографическая проблема»

Урок в 11 классе.


Тема: «Демографическая проблема».


Тип урока: Изучение нового материала методом защиты проектов.

Задачи урока: 1. Продолжить формирование научного мировоззрения, интеллектуальных и научно-исследовательских умений обучающихся, навыков самообразования.

2. Развивать умение создавать проекты, работать с картосхемами, диаграммами, таблицами, графиками.

3. Воспитывать осознанное отношение к процессам демографии, чувство ответственности за судьбу страны, родного края.

Средства обучения. Политическая карта мира. Проекты созданные обучающимися. Учебник.


Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать «Глобальные проблемы человечества». Первая из них – Демографическая проблема. Она и станет темой урока.

Откройте тетради. Запишите число и тему.

У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:

  1. Демографический взрыв: причины и последствия.

  2. Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.

  3. Демографическая политика.

  4. Демографическая обстановка в России и Курганской области.

В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета, о проведенной конференции используя предложенный план.

Постановка проблемы.

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.

Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе.

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества.

Слово предоставляется первой исследовательской группе изучившей проблему – Демографического взрыва.


Вопрос к классу. Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.


Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло?


Ответ нам дадут участники второй исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода и сценария демографического поведения.


Вопрос к классу. На основании услышанного и рис 24 в учебнике, стр. 133 определите, на какой стадии демографического перехода находятся страны: Швеция, Англия, Япония? Объясните почему?


Задание к классу. По учебнику стр. 134-135 назовите позиции, влияющие на рост народонаселения в развивающихся странах?


Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект. В чем ее отличия нам расскажет третья исследовательская группа.


Вопрос к классу. Может ли только демографическая политика решить демографическую проблему.


В нашей стране и области демографическая ситуация тоже достаточно сложная.


Характеристику демографической обстановки в России и области даст четвертая исследовательская группа.


В заключение хочу познакомить вас с результатами анкетирования 11 классов, сравнив их с результатами опроса россиян проведенного ВЦИОМ.

По результатам анкеты видно, что большинство из вас хотели бы родиться в России, а это значит, что и жить вы будете в родной стране, и решать ее проблемы предстоит вам.


Я благодарю вас за отличную подготовку проектов, активную работу на нашей мини конференции.


Оценивание. За защиту проектов учащиеся получают оценку «5», за активность на уроке «4».


Домашнее задание. Устно выполнить задание №7 на стр. 143 учебника. Подготовить письменные отчеты-впечатления о конференции.


Рефлексия. Ваши впечатления о проведенной мини конференции.






План работы над отчетом по итогам конференции.


1. В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?

5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

6. Причины демографического кризиса в России и Курганской области?











План работы над отчетом по итогам конференции.


1. В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?

5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

6. Причины демографического кризиса в России и Курганской области?









Демографический взрыв: причины и последствия.









Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.










Демографическая политика.













Демографическая обстановка в России и Курганской области.














Ваши впечатления от урока?

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Изображение Земли на глобусе и картах" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: