Урок для 7 класса по теме «Географическое положение Антарктиды. Открытие и исследования»

Зигмантович Ольга Александровна

Учитель географии, высшая категория, СОШ № 18 ст. Ивановской, Краснодарского края, РФ.










































7 класс. Урок № 63. Географическое положение Антарктиды.

Открытие и исследования.

Цели и задачи урока

Начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе Антарктики и Антарктиды; рассмотреть особенности географического положения Антарктиды; познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды; рассказать ученикам о наиболее значительных экспедициях и исследователях Антарктиды.

Оборудование:

Карта полушарий, физическая карта Антарктиды, видеофильм «Открытие Антарктиды».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Проверка знаний и умений.


1. Вопросы для фронтальной беседы по теме «Южные материки».


  1. Африка и Ю.Америка протянулись с севера на юг на 7,5 тыс. км. Оба материка пересекаются экватором. В чем же различия в их географическом положении?

  2. В научном исследовании Ю.Америки велика роль А. Гумбольта. Можно ли выделить чью-то особую роль в географическом исследовании Африки. Аргументируйте свою точку зрения.

  3. Назовите общие черты рельефа южных материков.

  4. Какие реки южных материков можно сравнить по сходству питания, режима?

  5. В Ю. Америке есть своя береговая пустыня Атакама. Какие пустыни Африки и Австралии имеют аналогичное происхождение?

  6. Еще одна пустыня материка – Патагония. Есть ли подобные по происхождению и местоположению пустыни в Африке и в Австралии.

  7. Из доклада независимой комиссии Юнеско:

    1. Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?

    2. Не ставим ли мы под угрозу климат планеты и ее системы жизнеобеспечения?

    3. Что станет с коренными жителями лесов? Как сложится их судьба. Если будет разрушена их среда обитания?

    4. Что делать?

2. Конкурс эрудитов – быстрые ответы. Кто больше наберет баллов.


  1. Назовите материк, закованный в голубое покрывало.

  2. Какой океан пересекают все меридианы Земли?

  3. Есть такая шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая в лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался. Как привести несчастного в чувство? Как? Что он сделал?

  4. Назовите эндемиков Австралии.

  5. какие культурные растения дал миру Старый Свет

  6. От слияния рек Мараньон и Укаяли образуется река ?…

  7. В Ю. Америке называют пампой, в С.Америке – прериями, как называют у нас?

  8. Надеясь найти драгоценные металлы, испанские конкистадоры назвали открытую ими местность – серебряной. Как сейчас называется страна, расположенная в этой местности?

  1. Назовите материк. Который иногда называют «материк наоборот»?

  2. По какой параллели можно совершить самое длинное путешествие?

  3. Есть на Земле такое место, попав в которое человек дважды испытывает чувство радости. Первый раз, когда считает, что попал в рай на Земле, так удивительна природа. И второй раз – когда на грани безумия покидает его

  4. Назовите эндемиков Ю.Америки.

  5. Какие культурные растения дал миру Новый Свет?

  6. Река Дарлинг приток …

  7. Жители южных материков не видят созвездие Большой Медведицы, но любят свое полярное созвездие. Какое?

  8. Этот водопад можно увидеть только с воздуха: тугая струя речного потока низвергается в пропасть. Высота падения настолько велика, что поток превращается в водяную пыль, не достигая пропасти. А ниже, как бы рождаясь из ничего, бурлит река. Как называется этот водопад?



  1. Изучение нового материала.


1. Антарктида – единственный и необычный по своей природе материк. Площадь материка = 14 млн. км. Полярные исследователи называли его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню круглосуточно. На южном полюсе восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк

    1. самый высокий и холодный

    2. здесь наблюдаются самые сильные ветры на Земле

    3. на материке отсутствует постоянное население

    4. во льдах Антарктиды содержится 80% пресной воды планеты.


    1. Ребята! Вы обратили внимание, что этот материк по своим природным условиям совсем не похож на ранее изученные материки. Как вы думаете — Почему?

Работа в группах. Каждая группа получает задание и план работы.

Работа в группах проводится с использованием:

  1. Карты атласа.

  2. Текста учебника Коринская В.А. «География материков и океанов». П. 48

  3. Дополнительной литературы.


Группа № 1

Используя карты, типовой план, охарактеризуйте географическое положение материка.


  1. Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга.

  2. Находится в антарктическом и субантарктическом поясе.

  3. Отделен от остальных материков огромными океаническими просторами

  4. В точке полюса сходятся все меридианы Земли.

Положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова, средняя толщина которого 2000 метров. За счет толщи льда Антарктида – самый высокий материк Земли. Из-за географического положения, и наличия ледяного панциря – здесь находится мировой Полюс холода – на станции «Восток» — была зарегистрирована температура -89,3 градуса С.


Группа № 2

Раскройте понятия Антарктида и Антарктика.


Антарктида – территория, включающая материк Антарктиду и прилегающие к ней части океанов с островами до 48-60 градуса южной широты. (В переводе с греческого Анти – «против» т.е. лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики).

Ее омывают Тихий, Атлантический и Индийский океаны. Части океанов, расположенные южнее Южного полярного круга называют морями. Большинство морей носит имена путешественников и исследователей – море Уэдделла, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса …


Группа №3

Открытие и первые исследования.


Еще древние ученые высказывали мысль о существовании материка в высоких широтах Южного полушария. Во второй половине 18 века на поиски Южного материка отправилась английская экспедиция, которую возглавлял известный английский мореплаватель Джеймс Кук.

Дж. Кук не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку он так и не смог. Он пришел к мрачным выводам, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы … эта страна обречена природой на вечный холод». Результаты экспедиции Дж. Кука надолго охладили желание пускаться в рискованные плавания на поиски материка.

Лишь в 1819 г. Была организована первая русская антарктическая экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.

16 июля 1819г. корабли снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании Южного материка.

Корабли двигались на юг. В умеренной полосе южной Атлантики чувствовалась прохлада. Чем дальше на юг, тем больше стали встречаться птицы, в особенности буревестники. Большими стадами проплывали киты. В конце декабря корабли подошли к островам Южная Георгия, которые открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди плавучих льдов, двигались вперед.

Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров – айсберг. На островах Завадского взяли на борт пингвинов, развлекавших в пути экипаж. Туманная пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда.

Долго плавали по океанам, омывающим Антарктиду. И только 29 января 1821г. в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в судовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра Первого. Так совершилось величайшее открытие 19 века. 5 августа 1821г. корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание два года назад. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в два раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

Учитель: 1820г – открытие Антарктиды.

И почти на 100 лет забывают об этом континенте. Казалось, сбылись пророческие слова Джеймса Кука. Но к началу 20 века на географической карте все меньше остается белых пятен. История Великих географических открытий полна счастливых и горестных страниц.

14 декабря 1911г. норвежцем Руалом Амундсеном, а месяцем позже – 18 января 1912г. – англичанином Робертом Скоттом был достигнут Южный полюс. Это величайшее географическое открытие. Ученые получили первые сведения о внутренних районах материка. Но достались они — дорогой ценой. Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути. Я сейчас зачитаю вам записи из дневника Роберта Скотта.


Гибель Скотта и четырех его товарищей.

( из дневника Роберта Скотта).


17 февраля Эванс очень отстал. Когда мы вернулись к нему, то увидели «Эванс стоял на коленях. Одежда его была в беспорядке, руки обнажены и обморожены, глаза дикие. На вопрос, что с ним, Эванс ответил, запинаясь, что не знает, но думает, что был обморок). Мы подняли его на ноги. Через каждые 2-3 шага он снова падал. Все признаки полного изнеможения. Уилсон, Боуэрс и я побежали назад за санями. Отс остался при нем. Вернувшись, мы нашли Эванса почти без сознания. Когда же доставили его в палатку, он был в беспамятстве и в 12 часов 30 минут тихо скончался … Страшное дело – так потерять товарища …»

Дальнейший путь оказался еще тяжелее. Путешественники часто сбивались с пути. В конце февраля, как раз тогда, когда «топлива стало ужасно мало», температура начала резко падать. Отс отморозил себе ногу. Из записей Скотта видно, как изо дня в день исчезала воля к жизни, и росло отчаяние у него и его товарищей.

2 марта «Положение наше очень опасное»…

3 марта «Сегодня утром так худо, как никогда еще не было … нам не выдержать этой каторги!»

5 марта « Дела идут хуже и хуже…Ноги Отса в плачевном состоянии… Топливо совсем на исходе. Никто из нас не ожидал таких страшных холодов. Мы мерзнем на ходу, когда дорога трудная, и ветер пронизывает насквозь нашу теплую одежду …»

11 марта «Ясно, что Отс близок к концу…»

14 марта «Температура понизилась до -42 при сильном ветре… Мы должно быть, близки к концу… Вне палатки – один ужас.

Пятница 16 марта или суббота 17

«Потерял счет числам, но верно, кажется последнее. Жизнь наша – чистая трагедия. Третьего дня за завтраком бедный Отс объявил, что дальше идти не может, и предложил нам оставить его, уложив в спальный мешок… уговорили его пойти с нами.

Несмотря на невыносимую боль, он крепился, и мы сделали еще несколько миль. К ночи ему стало хуже. Мы знали, что это – конец… Последние мысли Отса были о его матери… В течении многих недель он без жалоб переносил жестокие страдания. Это была бесстрашная душа.

Конец же был вот какой: Была пурга. Отс сказал: «Пойду пройдусь. Может быть не скоро вернусь». Он вышел в метель и мы больше его не видели…

18 марта … Вчера опять дул противный ветер и гнал снег нам в лицо; пришлось остановиться… Моя правая нога пропала – отморожены почти все пальцы. Таковы ступени, приближающие меня к концу.

22 и 23 марта: «Метель не унимается… Топлива нет, пищи осталось на раз или два. Должно быть, конец близок. Решили дождаться естественного конца. Пойдем до склада и умрем в дороге.

Четверг 29 марта: « с 21 числа свирепствовал непрерывный ветер, шторм. До склада всего 11 миль – но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек.

Последняя запись: «Ради бога, не оставьте наших близких». – Р. Скотт.


Спустя 8 месяцев, в ноябре 1912 года, отряд , отправленный на поиски, нашел палатку, частично занесенную снегом, и в ней 3 трупа. Уилсон и Боуэрс лежали в закрытых спальных мешках. «Скотт умер позднее – писал участник экспедиции, врач Эдуард Аткинсон.

— Он отбросил отвороты своего спального мешка и раскрыл куртку… одна рука была откинута поперек тела Уилсона…

Мы отыскали все их снаряжение и откопали из-под снега сани с поклажей. Среди вещей было 35 фунтов очень ценных геологических образцов… они не расставались с этой коллекцией до самого конца.

На второй день мы…распрощались с ними навсегда. Одинокие в своем величии, они будут лежать… не подвергаясь телесному разложению – в самой подходящей для себя могиле на свете …» На этом месте был установлен деревянный крест. На нем выбиты слова: «Бороться и искать

Найти и не сдаваться».

Амундсен так откликнулся: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф, омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня».


Группа №4

Современные исследования Антарктиды.


В соответствии с международным договором Антарктида:

1) Не принадлежит ни одному государству, но любая страна вправе основать свою станцию.

2) Здесь запрещено строить военные базы, испытывать оружие, а также использовать ее территорию для захоронения ядерных отходов.

3) Это единственный материк, где отсутствует постоянное население.


Большой вклад в изучении Антарктиды внесли советские ученые. Экспедиции были организованы на высоком научном и техническом уровне. Руководителями первой и второй экспедиции были Михаил Михайлович Сомов и Алексей Федорович Трешников – опытные полярники и крупные ученые. За короткий срок были построены научные станции «Мирный», «Пионерская», «Восток» и др. А во внутренних, труднодоступных частях, куда еще не ступала нога человека – станция «Полюс недоступности».

Основная и самая крупная в данное время станция – «Молодежная».



  1. Закрепление.


  1. В Антарктиде много всяких полюсов: Ю. Полюс, Ю. Магнитный полюс, Полюс холода, Полюс недоступности. Объясните, где они находятся и почему так называются.

  2. Побережье Тихого океана в районе станции Русская называют Полюс ветров. В год здесь наблюдается 176 дней с ветрами, скорость которых более 30м/сек. Ветры такой силы рвут антенны, заносят снегом дома, а переносимые ими камни выбивают в домах стекла. Расскажите, как образуются стоковые ветры Антарктиды.

  3. Аргументируйте следующие суждения:

— Антарктида – самый холодный материк.

— Антарктида – страна морозов и жестокого солнца.


Домашнее задание


П. 48.

На контурную карту нанести моря, омывающие материк, научные станции.




Литература.



1). Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6-11 класса (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования. –М.; Дрофа, 2009г.)

2). В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6 – 10 классы). М.; Просвещение, 2009г.

3). Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., Просвещение, 1990.

4). Хрестоматия по материкам и океанам. Сост.: Т.А. Смирнова – М., Просвещение, 1987г.

5). Энциклопедия для детей: т.13. Страны. Народы. Цивилизации. – М., Аванта +, 2000г.

6). Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. –М, «Вако» 2006.

7). О.В. Крылова Материки и океаны. М. «Просвещение» 2009г

8). И.П. Магидович Очерки по истории географических открытий. М, «Просвещение», 1989г.







7


Свежие документы:  Тест по Географии "Горные породы" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: