Урок географии по теме «Население мира: народы, религии ,страны .»
Класс 7-й
Цель: углубление знаний учащихся о населении Земли,
Образовательная задача: формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.
Развивающая задача: развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.
Воспитательная задача: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.
Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.
Формы организации учебной деятельности:урок- виртуальная экскурсия по залам этнографического музея.
Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ | |
Оргмомент. | Приветствие. | Приветствие. | План-маршрут урока. |
Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. | Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле. | Слайд 2. |
Изучение новой темы. | – Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей. |
|
|
Зал №1. | Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас. | Участвуют в беседе. | Слайды 3–5. |
– Какие человеческие расы вы знаете? | Отвечают на вопросы. | Слайд 3. | |
– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас? | Называют, потом разрисовывают схему в тетради. | Слайд 4. | |
Проводит словарную работу. | По очереди читают определения. | Слайд 5. | |
Зал №2. | Называет численность населения Земли. | Записывают в тетрадь. | Слайд 6. |
Зал №3. | Организует практическую работу в группах. | Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами. | Слайд 8. |
№4. | Проводит физкультминутку. | Выполняют упражнения. |
|
Зал №5. | Вводит понятие «этнос». | Читают определение. | Слайд 9. |
Зал №6. | – Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки. | Читают текст, называют отличительные признаки стран. | Слайд 14. |
Зал№7. | – Религия – вера в реальное существование сверхъестественного. | Несколько учащихся получают опережающее задание. | Слайд 16. |
Обобщение урока. | – Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали. | Используя слайд, делают выводы. | Слайд 24. |
3.1 Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад. Население мира росло очень медленно. На это было много причин. Первобытные люди болели и не могли лечиться, им еще трудно было добывать себе пищу, они часто становились добычей хищных животных, не могли противостоять природным стихиям. И только постепенно, с развитием общества, медицины и улучшения условий жизни, население мира стало увеличиваться. В настоящее время на планете проживает более 7 млрд. человек.
Люди заселили все материки, за исключением Антарктиды, где постоянных жителей нет. Более половины населения земного шара сосредоточено в странах: Китай, Индия, США, Индонезия, Япония, Бразилия, Россия.
3.2 Все жители нашей планеты не похожи друг на друга по внешним признакам. Все мы такие разные, у нас разный цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда первобытные люди стали заселять различные участки планеты, жить там и приспосабливаться к природным условиям. Слайды 1-11
Как появилось понятие «раса» точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» — голова, начало, корень. А может от итальянского «раса» — племя.
Расы – группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.)
Ученый выделяют 4 основных расы:
1) европеоидная;
2) негроидная;
3) монголоидная;
4) австралоидная.
Давайте запишем в тетрадь определение понятия «раса».
Что же способствовало образованию рас? Отдельные группы людей, находясь в разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.
Перед вами таблица. Давайте попытаемся заполнить ее на основе ваших представлений о людях разных рас.
3.3 Все люди нашей планеты имеют право на жизнь вне зависимости от их расовой принадлежности. Самое главное достоинство любого человека – уважение и терпимость к представителям разных народов, почитание традиций и культуры всех народов мира. Одним из первых ученых, выступивших в защиту прав аборигенов – русский исследователь Н.Н.Миклухо-Маклай. Он всю жизнь посвятил изучению народов тропических островов Тихого океана
Он долгое время жил на Новой Гвинее, где общался с местными племенами, почитающими его за великого посланника Луны…
1) Актуализация знаний.
В вашей цепочке знаний звено об освоении Земли человеком имеется, а сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с численностью населения Земли, выявить самые населенные регионы и страны мира, рассмотреть понятия «раса», «этнос»; вспомнить из курса православной культуры географию распространения мировых религий. Тема нашего урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. (Работа на технологических картах)
2) Беседа:
Численность населения — один из самых основных демографических показателей.
— Как мы можем узнать о численности населения, например, нашей страны?
Численность населения постоянно меняется вследствие рождаемости и смертности. Сосчитать точно население планеты нет никакой возможности, поэтому погрешность переписи населения достаточно велика, если дело касается человека, но в мировых масштабах она фактически теряется.
За всю историю человечества на Земле родилось 8О млрд. человек.
Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек.
каждую секунду – 3 человек
каждую минуту – 175
каждый час – 10,4 тысяч
каждые сутки – 250 тысяч
каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.
каждый месяц – население страны Австралии или Тунис
Население мира ежегодно увеличивается, причем темпы роста населения земного шара в разные исторические периоды были различны. Так, по подсчетам демографов, численность населения мира в 1000 году до нашей эры составляла 100 млн. человек, в 0 году — 230 млн., в 1000 году – 305 млн. человек, 1800 год – 950 млн. человек. То есть с древнейших эпох до начала прошлого века численность населения мира колебалась в пределах до 1 млрд. человек. Только около 1830 г. она достигла 1 млрд. человек. Затем произошло невероятное: население Земли стало расти феноменальными, взрывообразными темпами.
Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня оно достигло 2 млрд., 30 лет спустя – 3 млрд. и т.д.
Сейчас на Земле живут 6,8 миллиардов человек. По расчетам ООН, в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в среднем на 78 миллионов ежегодно, и, перевалив через рубеж 7 миллиардов в 2012 году, к 2050 году достигнет 9 миллиардов. Рост численности населения будет продолжаться в основном в наиболее многолюдных и небогатых регионах.
Приложение
Основные термины ,понятия. Статистика. | |
Зал № 1 «Народы мира» |
1. 4. 2. 5. 3. 6. Николай Николаевич Миклухо- Маклай 7.Этнос-
8.Языковые семьи: индоевропейская,_____________, уральско-югагирская,___________, китайско- тибетская. 9.Международные языки:
10. Толерантность-
11. 4 ноября-
|
зал № 2 «Религии мира» | 1.Религия-
2.Мировые религии: А) Б) В) |
Зал № 3 «Страны мира» |
|