Цели урока:
углубить понятие природной зоны;
показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;
конкретизировать экологические знания. Формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды;
объяснять закономерность размещения природных зон и зависимость изменения природных зон от деятельности человека..
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по природным зонам Африки. Предстоит увлекательная и интересная работа. Наша задача: нам необходимо познакомиться с природными зонами Африки, выявить особенности природных условий влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь и как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов и особенностей природы этого необычного материка.
Организуем три экспедиции, результатом работы каждой экспедиции будет заполнение таблицы и оформление контурной карты. После вашего возвращения – мы обменяемся впечатлениями. Ну, а теперь, – получите свои путевые дневники и — в путь!
2. Работа в группах.
На партах лежат географические атласы, географические справочники и словари, иллюстрации представителей растительного и животного мира.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!
Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
Выберите капитана – знатока этой местности,
Распределите обязанности в группе.
Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились — вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:
Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
Где располагаются влажные природные леса? Покажите по карте.
Каковы климатические условия этой природной зоны? Посмотри в карту климатических поясов.
Какой тип почв в экваториальном лесу? Посмотри в почвенную карту.
Какие растения произрастают в экваториальных лесах и почему их называют вечнозелеными?
Вспомните, сколько ярусов в лесу? Кто потребляет продукцию верхнего яруса?
Почему среди животных экваториального леса так мало крупных видов? Какие виды вам знакомы?
Какие приспособления (адаптации) выработали животные к таким условиям среды обитания?
К чему может привести вырубка экваториального леса?
Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Природная зона Климат Почвы Растительность (представители) Животный мир (представители)
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн!
Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
Выберите капитана – знатока этой местности.
Распределите обязанности в группе.
Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились — вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:
Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
Что называется саванной?
Где располагается саванна? Покажите по карте.
В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотри в карту климатических поясов.
Пожары в сухой период бывают часто. Каковы главные причины возгорания?
По карте почв определите, какой тип почв в саванне и дайте ему характеристику.
Какие последствия наблюдаются после пожаров в саванне?
Какие растения восстанавливаются, а какие нет после пожара? Каким способом спасаются животные?
Разнообразие крупных животных — главная черта животного мира саванн. Как животные приспосабливаются к открытому пространству?
Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Климат | Почвы | Растительность (представители) | Животный мир (представители) | |
|
|
|
|
|
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону тропических пустынь!
Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
Выберите капитана – знатока этой местности,.
Распределите обязанности в группе.
Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились — вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:
Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
Что такое пустыня? Какие впечатления возникают у вас перед глазами при упоминании этого слова?
Какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите по карте.
Какая из пустынь самая большая? Какие типы пустынь вы увидели?
В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотрите в карту климатических поясов.
По карте почв определите, какой тип почв в пустыне и дайте ему характеристику.
Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне?
Какие растения произрастают и как они приспособились к жизни в пустыне?
Какие животные обитают в пустынях? Как они приспосабливаются к условиям пустыни?
Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Климат | Почвы | Растительность (представители) | Животный мир (представители) | |
|
|
|
|
|
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
3. Отчет о работе в группах с заполнением общей таблицы.
4. Закрепление изученного материала, итоги урока.
Какова роль и значение влажных экваториальных лесов в природе Африки и Земли в целом?
Какие последствия имеет вырубка лесов?
Главной чертой животного мира Африки является разнообразие крупных животных, а по числу обитающих видов африканские саванны и вовсе не имеют себе равных в мире. Чем объяснить такое исключительное богатство?
О происхождении тропических пустынь можно услышать образное высказывание: “Скотовод – кочевник не столько сын, сколько отец пустыни”. Что вы думаете о географическом содержании этого выражения?
5. Домашнее задание:
§28, оформить контурную карту, подготовить сообщения о заповедниках Африки.